Каково это — жить под такими экономическими санкциями? Короткий ответ — хреново

Давайте взглянем на опыт Ирана:

* с 2010 по 2020 гг. ВВП Ирана на душу населения снизился на 74%; * приток иностранных инвестиций в страну практически иссяк; * национальная валюта риал за последние три года потеряла более половины своей стоимости; * инфляция даже по официальным данным превышает 42% в год (в реальности она существенно выше); * больницы и клиники испытывают нехватку лекарств.

Ну, а какова судьба иранского бизнеса? Удалось ли ему приспособиться к работе в условиях санкций? Да, удалось.

Так, после отключения SWIFT иранский бизнес стал использовать для расчётов банки ОАЭ, Турции, Ирака и Тайваня. Многие вообще осуществляют трансграничные платежи через хавалу. Это неформальная восточная система, в основе которой — взаимозачёт требований и обязательств между брокерами внутри сети. Например, иранская компания передаёт наличку за товар из Китая местному брокеру. А с поставщиком расплачивается уже его китайский коллега.

Любопытно, что в русскоязычном Telegram уже появляются группы, в которых эмулируется нечто подобное.

Вернёмся к Ирану. Ответом на блокировку западных онлайн-сервисов стало создание национальной сети интернета. В ней уже действуют местные клоны YouTube, Facebook и Uber.

Иными словами, экономика Ирана не рухнула. Но без западных рынков и технологий об устойчивом росте говорить не приходится.

Кроме Ирана, под санкциями давно живут Куба, Венесуэла, Северная Корея. Похоже, нам теперь предстоит изучать их опыт и делать практические выводы. С кого и как стоит начать, как думаете?

11
реклама
разместить
2 комментария

тема не раскрыта.
Двойка

Попку с пальцем не нужно сравнивать.
Иран богат нефтью, Россия – крупнейшее самодостаточное государство.