Илья Еремин
641
Блоги

4 главных финансовых показателя бизнеса

Александр Афанасьев из консалт-бюро «Нескучные финансы» рассказал о 4 показателях, которые обеспечат дзен в финансах вашей компании

Поделиться

В избранное

В избранном

Следите за этими показателями — и будет вам дзен

Большинство компаний микро и малого бизнеса толком не ведут финансовый учет. Из-за этого попадают в кассовые разрывы, не знают, сколько на самом деле зарабатывают и не имеют информации для роста. Это как идти к цели выжать штангу 150 килограммов, не зная, сколько жмешь сейчас.

На самом деле, финансовый учет вести не так сложно. Для начала нужно научиться отслеживать 4 главных показателя: деньги, прибыль, собственный капитал и дивиденды. Расскажем о каждом.

Эта статья-обзорник того, за какими показателями должен следить каждый собственник или руководитель бизнеса. Тут вы найдете ответ на вопрос, какие это показатели и зачем, каждый из них считать. Про то, как работать с каждым нужно писать отдельную статью или даже цикл статей. А еще нужно учесть, что каждый бизнес уникален. Приятного чтения!

Деньги

По поводу денег мы должны знать всего две вещи.

Сколько их сейчас

Компания должна точно знать, сколько денег у нее на счетах. Так она понимает: сможет ли выдать зарплаты, оплатить аренду и кредиты, закупить товар у поставщиков. Деньги — это безопасность бизнеса.

Большинство предпринимателей уже в каком-то виде ведут этот отчет. Кто-то сам сделал табличку, кто-то скачал шаблон, а кто-то записывает в блокнотик. Главное — чтобы табличка в момент времени показывала, сколько денег на каком кошельке сейчас есть. Иначе толку от этой затеи — ноль.

Отчет лучше заполнять раз в день, в конце рабочего дня. Чаще — отвлекает от основной работы, реже — операции могут потеряться. Можете настроить автовыгрузку выписки со счетов, чтобы ускорить процесс. Или поручите эту задачу помощнику.

Учет денег ведется в стандартном отчете, который называется отчетом о движении денег или ДДС (еще называют Cashflow). Там все просто: вносите поступления и списания со счетов, смотрите, сколько денег остается. Можно скачать у нас »

Сколько будет

Чтобы не попадать в ситуацию, когда денег неожиданно не хватило на зарплаты, их нужно планировать.

  • Сделайте табличку, где будут даты до конца месяца и статьи поступлений и списаний.
  • Вбейте в эту табличку все запланированные списания: зарплаты, оплата офиса, реклама, оплата поставок, выплата процентов по кредитам. Так же и с поступлениями: оплаты клиентов, партнерские бонусы.
  • Посчитайте, сколько денег будет на конец каждого дня. Так вы увидите, что, например, на третью неделю месяца у вас не будет денег, чтобы оплатить поставку. Это кассовый разрыв. О том, как его закрывать, напишем в другой раз.

Чтобы не выдумывать свою табличку для планирования будущих денежных потоков, скачайте наш шаблон. Называется эта табличка — платежный календарь. Составляйте его до начала месяца и обновите где-то через пару недель. Можно и чаще, зависит от вашего бизнеса.

Прибыль

Главный показатель эффективности компании — это не то, сколько у нее денег на счетах, а сколько она заработала чистой прибыли.

Прибыль расставляет все на места. Есть прибыль — значит руководитель красавчик, нет прибыли — не красавчик. Можно сколько угодно выпускать модные сайты, запускать рекламу, нанимать людей и закупать импортные станки. Но если прибыль в итоге не растет, все эти действия — пустые.

Обидно, но большинство предпринимателей не умеют считать прибыль. Считают по деньгам в кассе: сколько пришло минус сколько ушло. Все потому, что в малом бизнесе больше принято делать, чем считать.

Деньги и прибыль — это две абсолютно разные вещи. Деньги считаются по остатку на счетах, а прибыль по объему исполненных обязательств. То есть по тому, сколько денег пришло или ушло прибыль подсчитать вообще нельзя. Это подсчет не прибыли, а остатка денег.

Выручка

Верхний уровень подсчета прибыли — выручка. Ее считают по выполненным обязательствам — в этом и есть главное отличие от учета денег. Пришла предоплата от клиента — это еще не прибыль. Вы отгрузили товар по этой предоплате, получили остальную часть денег, подписали накладную или акты — вот теперь выручка.

Выручка не зависит от того, сколько денег пришло или ушло из кассы. Выручка — это виртуальный показатель, который говорит: на какую сумму мы выполнили своих обязательств перед клиентами. То есть на сколько оказали услуг, произвели и отгрузили продукции, продали товара.

Операционные расходы

Дальше из выручки вычитаются все операционные расходы. Это расходы, которые мы несем, когда исполняем свои обязательства: предоставляем услугу, производим продукцию и так далее.

В операционные расходы идут зарплаты сотрудников, аренда офиса, закупка материалов, электричество, реклама и все остальное кроме кредитов, налогов и амортизации. Это большая часть расходов компании.

Операционные расходы еще делят по категориям: переменные и постоянные или прямые и косвенные. Делают это чтобы найти промежуточные слои прибыли: маржинальный доход, валовую прибыль, а еще посчитать эффективность по направлениям, если у вас, допустим, опт и розница. Пока мы не будем затрагивать эту информацию.

Когда вы посчитаете все операционные расходы, вычтите их из выручки. Получится операционная прибыль, по другому — EBITDA. Она показывает, на сколько бизнес, вообще, способен зарабатывать. Если EBITDA ниже нуля, расходы превышают доходы, а это явно не хорошо.

Кредиты, налоги, амортизация

Тут все понятно из названия — считаем кредиты, налоги и амортизацию:

Кредиты — это все, что вы берете извне на развитие. Займы в банках, привлеченные деньги инвесторов. Тут, внимание, учитываем только процент, который мы должны выплатить. Основную часть кредита (тело) сюда не считаем. То есть:

  • Взяли кредит на год 100 000 ₽ под 18% годовых. 100 тысяч — тело кредита, все что сверх — процент за обслуживание. За весь срок мы выплатим банку 118 000 ₽, из которых 18 000 ₽ — процент. Этот процент делим на 12 месяцев и записываем каждый месяц в кредиты.

Налоги — это все, что мы платим государству, в зависимости от вида деятельности и системы налогообложения.

Амортизация — это отчисления, которые возникают, когда вы покупаете оборудование или недвижку. Купили станок — записать всю его стоимость в расход нельзя, иначе прибыль резко упадет. Поэтому придумали делить стоимость актива на срок его службы и равномерно списывать каждый месяц.

  • Купили станок за 500 000 ₽. По паспорту он прослужит нам 10 лет. 500 000 ₽ делим на 10 лет, получается 50 000 ₽ в год или 4167 ₽ в месяц. Вот их и начисляем каждый месяц. Еще раз: начисляем — не значит, что списываем физически в деньгах. Просто уменьшаем прибыль на эту сумму.

Финальный расчет. Выручка − Операционные расходы − Кредиты − Налоги − Амортизация = Чистая прибыль. Можно порадоваться, если она есть.

Теперь вы знаете, что деньги и прибыль — это разные вещи и считаются по-разному. И когда вы посчитаете одно и другое, может оказаться, что деньги есть, а прибыли нет и наоборот — денег нет, а прибыль есть. Это нормально. Дальше идет внутренняя работа по оптимизации показателей.

Для подсчета прибыли, есть базовый отчет. Он так и называется — Отчет о прибылях и убытках. Коротко — ОПиУ или P&L. Шаблон этого отчета тоже можете скачать »

Собственный капитал

Третий важный показатель говорит, насколько компания богата — растет ли ее богатство или уменьшается. Называется это собственным капиталом. Это главный показатель для собственника (владельца, акционера) компании.

Хочу обратить ваше внимание, что этот показатель именно для владельца бизнеса, а не для директора. Показатель директора — это чистая прибыль. Разделите эти две роли, дальше будет проще.

Посчитаем собственный капитал. Для этого можно пользоваться третьим базовым отчетом под названием Баланс. Шаблон и этого отчета у нас тоже есть. В баланс собирают активы и пассивы компании

  • Активы — это всё, чем владеет компания: станки, товар на складе, дебиторка, недвижка в собственности, компы, авторучки.
  • Пассивы — это деньги, за счет которых были куплены активы. Вы могли купить их за свои, а могли, например, воспользоваться предоплатой от клиентов или привлечь кредит.
  • Свои деньги в пассивах и есть собственный капитал, а чужие — это обязательства, то есть то, что вы должны.

Если вы поняли, что такое активы и пассивы, то собственный капитал теперь можно посчитать как: Активы − Обязательства. То есть из суммы того, чем мы владеем отнимем все, что мы должны.

Повторюсь, что собственный капитал показывает, насколько богата компания. Этот показатель может быть, как положительным, так и отрицательным. У меня был бизнес — общепит. В нем мы не считали цифры и тратили больше денег на развитие, чем было возможно. В итоге проели дыру в собственном капитале на 4 миллиона, поделили долг и разбежались.

По факту, собственный капитал компании — это личные деньги собственника. Это его вложение, которое, по идее, должно приносить дивиденды. Для кого-то это целое открытие, ведь теперь кроме квартиры, машины и других личных активов у предпринимателя, как у владельца бизнеса, добавится еще и сумма собственного капитала его компании.

Думаю, вы все согласитесь, что знать, сколько ваших денег крутится в бизнесе без сомнения важно. Иначе картина о вашем личном богатстве была бы не полной. Но теперь подумаем, а насколько же эффективно работают эти деньги. Ведь если вы, например, положили бы эти деньги в банк, то стабильно получали бы дивиденды. Об это следующий показатель.

Дивиденды

Еще раз предлагаю разделить роли собственника и руководителя бизнеса. Ведь это разные по смыслу позиции с разными функциями и системой оплаты.

  • Директор — это руководитель бизнеса. Он получает зарплату за то, что выполняет главную свою функцию — делает план по чистой прибыли. Если вы директор своего бизнеса, пора назначить себе зарплату.
  • Собственник — это владелец бизнеса. Он вложил свои деньги, чтобы компания начала жить, а значит имеет на нее полное право владения. Собственник получает заработок с компании уже только потому, что он ей владеет и вложил в нее деньги. Деньги, на которые рассчитывает собственник, называются дивидендами.

Роли директора и собственника гораздо глубже, чем я описал. Главное, чтобы вы поняли суть и запомнили, что чистая прибыль компании — это не дивиденды собственника. Если считать прибыль своей, вас ждет та же участь, как у меня получилось с общепитом. Просто представьте, что бизнес — это отдельный организм и прибыль принадлежит ему.

Дивиденды собственников — это та часть от прибыли, которая остается после того, как из нее вычли деньги на развитие, на будущие расходы, на оборотку, на пополнение резервных фондов. Теперь эта цифра гораздо меньше, чем вы думали, но не стоит огорчаться. Вам нужно работать над повышением эффективности работы денег в бизнесе. Для этого есть специальный показатель — рентабельность собственного капитала (ROE).

Чтобы понять, насколько эффективно работает бизнес, с точки зрения ваших в него вложений, считают рентабельность собственного капитала (ROE).

ROE показывает, какой процент дивидендов вы получаете с собственного капитала компании. Точно так же вам интересно, сколько процентов в банке вы получите со вклада. Давайте сравним вложения в бизнес и вклад в банке.

  • У вас есть 1 000 000 ₽, которые вы решили вложить. Банк предлагает 7% годовых. То есть за год вы плюсом получите 70 000 ₽. Рентабельность собственного капитала вашего бизнеса — 12%. Получается, что за год вы получите с него 120 000 ₽.

В ситуации, которую мы описали, выгоднее вкладываться в бизнес, чем унести деньги в банк. Но бывают ситуации, когда ROE бизнеса ниже, чем процент в банке. Захотите ли вы заниматься таким бизнесом, при том, что еще нужно ходить на работу каждый день, нанимать сотрудников?

Для расчета рентабельности собственного капитала есть классическая формула: ROE, % = Прибыль / Собственный капитал

Если ROE бизнеса меньше, чем в банке — положите деньги на вклад

Но все мы понимаем, что в малом бизнесе классические правила работают редко, поэтому я для себя вывел другой показатель. Официального названия нет, я называю его «Главной цифрой собственника».

Формула простая: посчитайте сумму денег, которую вы получили с бизнеса за год в виде зарплаты и дивидендов, и поделите ее на сумму собственного капитала. Так вы получите процент эффективности вложений в бизнес.

Как посчитать дивиденды

Допустим, вы поняли как посчитать главную цифру собственника. Теперь бы еще понять, а сколько денег можно вынимать, чтобы бизнес не остался без штанов. Никто не запретит вам вытаскивать всю прибыль, тут вы вольны делать все, что захотите. Вопрос только в том, сколько это продлится.

Чтобы бизнес развивался, а вы были довольны, научитесь правильно вынимать деньги. Есть несколько способов, лично я считаю так:

  • Считаем чистую прибыль за месяц.
  • Из чистой прибыли вычитаем сумму на развитие и расходы следующих месяцев.
  • Оставшуюся сумму уже можно распределить между собственниками, но мы еще делаем отчисления в фонды: развитие сотрудников, инновации, социальная помощь (благотворительность или тем же сотрудникам)
  • Вот из того, что осталось уже можно взять себе. Или не взять, если выгоднее сейчас больше вложиться в развитие.

Как и сколько вытаскивать из бизнеса уже думайте сами. Это отдельная тема для изучения. Чтобы было проще, еще раз скажу — назначьте себе зарплату за те роли, на которых вы работаете в компании. Ничего зазорного в том, чтобы получать зарплату, как рядовой сотрудник нет. Забудьте стереотипы.

Секретный показатель: оборотный капитал

Хорошо, дивиденды мы посчитали. Допустим за этот месяц вышло 200 000 ₽. Хотим забрать. Пишем бухгалтеру, чтобы перечислила на личную карту, а она говорит, что денег таких у компании нет. В чем прикол? А в том, что дивиденды-то вы посчитать можете, но не факт, что эти деньги физически ждут вас на расчетном счету.

Дивиденды, как и прибыль — это виртуальный показатель. Это не деньги, которые лежат в кассе. А виновник того, что этих денег физически может не быть — оборотный капитал.

Оборотный капитал — это пятый показатель, который как бы снаружи влияет на все, что мы перечислили выше: деньги, прибыль, собственный капитал и дивиденды. Он решает, попадете вы в кассовый разрыв или нет, возьмете денег из кассы или будете жить на гречке с водой до конца месяца.

Когда возникает оборотный капитал

Оборотный капитал — это нормально. Он есть у всех бизнесов. Вот почему он есть у всех:

  • У вас услуги, например, разработка сайтов, то скорее всего с клиентами вы работаете по предоплате и постоплате. Кто-то дает отсрочку платежа, кто-то вообще предоплату не берет. Пока вы ждете постоплату от клиента, вам нужно платить зарплату дизайнерам, программистам, оплачивать офис. Поэтому в вашей кассе всегда должно быть достаточно денег, чтобы предлагать клиентам конкурентные условия. Из-за этого появляется оборотный капитал. С другой стороны, вы можете работать только по предоплате. Тогда на вашем счету будут скапливаться деньги клиентов. Но, внимание, это еще не ваши деньги. Вашими они станут, когда вы сдадите работу и подпишите акты. Пока вы не разобрались, как работать с оборотным капиталом, лучше эти деньги не трогать.
  • У вас торговля или производство. Чтобы производство и продажи не останавливались, на складе всегда должно быть достаточно товаров и материала. А на что это все покупать? Правильно — на деньги компании. Появляется оборотный капитал. С другой стороны вы можете покупать товар с отсрочкой у ваших поставщиков. Это поможет сбалансировать постоянное пополнение запасов. Но в этот момент на ваших счетах скапливаются деньги поставщиков, которые так и манит потратить на развитие и вытащить себе. Считайте, где ваши деньги, а где чужие.

Что получается в итоге с оборотным капиталом. Мы поняли, что это сумма ваших денег, которая застыла в компании, и достать ее не так-то просто. Но эти деньги нужны, чтобы компания жила: давала выгодные условия клиентам, производила товары и торговала без перебоев. Поэтому не пытайтесь вытащить эти деньги, а научитесь работать с оборотным капиталом.

Оборотный капитал — это замороженные деньги собственника

Чтобы посчитать сумму оборотного капитала, сложите сумму денег, которую нужно держать на счетах, складские запасы (товары материалы), дебиторскую задолженность (сумму, которую должны клиенты) и вычтите кредиторскую задолженность (деньги, которые вы берете взаймы, когда берете предоплату или отсрочку платежа у поставщика:

ОК, ₽ = Деньги, ₽ + Запасы, ₽ + Дебиторка, ₽ − Кредиторка, ₽

Работать с оборотным капиталом — большое искусство. Тут нужно считать оборачиваемость дебиторки, кредиторки и запасов. Повторюсь в сотый раз, что это тема для отдельного разговора. Просто знайте, что такой показатель есть и с ним нужно научиться работать.

И помните, что если у компании куча денег на счетах — это еще не значит, что она прибыльная. А то, что денег нет — еще не значит убыточная. Чтобы узнать правду, есть инструмент, в котором сводятся все базовые отчеты и показатели компании, называется — финансовая модель. Вот примеры. Рекомендую.

Что в итоге

Мы прошлись по четырем, а вернее даже пяти главным финансовым показателям бизнеса. Если вы научитесь работать с каждым, сможете оценить эффективность компании и планировать будущее.

Волшебной таблетки не существует. Все хотят, чтобы было просто, но правда такова, что вы либо разберетесь с учетом и планированием, либо так и останетесь в секторе микро и малого бизнеса. Извините, если прозвучало грубо.

Следить за основными финансовыми показателями — значит, закрыть для себя вопросы типа «А хватит мне денег, чтобы выдать зарплаты?», «В плюс я работаю или в минус?», «Растет компания или топчется на месте?», «Сколько денег я могу взять себе?»

Хотите знать ответы на эти вопросы? Значит считайте показатели.

Коротко о том, что узнали:

  • Деньги — это безопасность компании
  • Прибыль — это эффективность компании
  • Собственный капитал — это богатство компании
  • Дивиденды — награда собственника
  • Оборотный капитал — замороженные деньги

До встречи!

{ "author_name": "Илья Еремин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 8, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "38951", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]