Шаги и действия, чтобы Ваш бизнес не закрылся в кризис и как сохранить свой доход

2022 год оказался очередным мировым кризисом, который коснулся каждого в том числе и меня.

Расскажу немного о себе, чтобы было понятно почему я решил вести данный блог.

Еще со школьных лет увлекаюсь it технологиями. Первым направлением для себя выбрал разработку сайтов. Поначалу это было в большей степени для меня как хобби. Свой первый коммерческий сайт для компании разработал в 9 классе (2002 год). В институте делал сайты для себя и знакомых, которые приходили по рекомендации. Свои проекты продвигал в поисковых системах, работал над увеличением трафика и монетизировал за счет размещения рекламы на сайте. Сайты в то время (2005 – 2009 года) разрабатывал на чистом HTML + CSS и немного PHP для автоматизации и ускорения разработки. Дипломный проект у меня также был сайт, который я разработал еще до защиты диплома и впоследствии монетизировал его.

На первом месте работы после института, занимался разработкой сайтов, но уже с использованием CMS (Content Management System), что значительно ускорило разработку и запуск новых веб проектов (сайтов). Я постоянно развивался и занимался самообразованием в том числе изучением новых CMS.

Чтобы расти дальше и быстрее в 2011 году я открыл собственный бизнес по разработке сайтов. Эта ниша в то время была высоко конкурентная.

Первые проекты делал сам. Для реализации крупных и сложных проектов начал собирать свою команду из фрилансеров (верстальщики, программисты, дизайнеры). Сам занялся привлечением клиентов и менеджментом (управление командой, проектами, развитием бизнеса). Реализовал вместе с командой больше 100 интернет-магазинов и корпоративных сайтов, в том числе для известных брендов.

2014 год - первый для меня экономический кризис, который отразился на бизнесе. Чтобы оставаться на том же уровне дохода я решил вступить в партнерство с новым для меня направлением it. Именно этот шаг позволил мне сохранить свой доход и даже увеличить его в перспективе.

О своем опыте партнерства и выводах, которые я сделал, возможно напишу отдельно.

2022 год - череда вызовов для меня, банкротство компании партнера и очередной экономический кризис.

Когда в РФ приостановили деятельность всеми известной социальной сети (по факту двух), приостановили монетизацию крупнейшие онлайн сервисы, приостановили деятельность и ушли с Российского рынка зарубежные компании. То скорее всего каждый блогер, предприниматель и компания, потеряли свой источник дохода и источник привлечения клиентов.

В моем случае мой бизнес не был завязан на зарубежных сервисах и компаниях. Я не получал дохода с площадок, которые ушли или закрылись. Но я получал доход по одному из направлений от компании партнера, которая обанкротилась.

Как же нам защититься от неприятностей и свести риски к минимум?

Предлагаю свои шаги и действия (дополняйте в комментариях)

  • Иметь несколько направлений деятельности в компании (источников дохода) не зависимых друг от друга;
  • Иметь нескольких надежных партнеров (о выборе партнера и его проверке напишу отдельно);
  • Иметь контролируемый Вами источник клиентского трафика;
  • Иметь запас прочности и ресурсы на время выхода из кризиса и решения проблем;

Вывод

Чем больше диверсификация во всем, тем меньше рисков для Вас и Вашего бизнеса!

А как на Вас повлиял текущий кризис? Какие шаги и действия предприняли или собираетесь предпринять? Делитесь в комментариях! По возможности помогу советом.

1 комментарий

2014 был тот еще год. Повезло, что 2008 не застали. Уж слишком много кризисов :)

Диверсификация доходов - это то, о чем нужно задумываться когда бизнес начинает работать и приносить доход. Никогда не знаешь что будет.

Добавлю, что когда сложности уже наступили, то нужно определить что вы можете сделать сейчас.

Пока ситуация не разрешилась, вы не уверены на какие сервисы перейти или не знаете как продвигать свои услуги/продукт, то стоит сосредоточится на краткосрочных проектах и что можно использовать из предыдущего опыта.

Многие публиковали контент в соц сетях. Этот же контент можно запостить на новых площадках и протестировать аудиторию.

Можно предложить новую/дополнительную услугу уже имеющимся клиентам или как промо для новых. Опять же это тестирование продукта и возможность продолжать работать пока все налаживается.

Задача взять то, что уже было создано, модифицировать по возможности и продолжать работу.

Любой кризис проходит и чем быстрее вы встанете после трудностей, тем быстрее ваш бизнес снова будет развиваться.

1
Ответить