От гида по торговым центрам Украины до сервиса планирования круизов в США и других странах

Как Алексей и Марина Шумаевы пришли к созданию CruiseBe — в материале издания MC Today.

Алексей и Марина Шумаевы – молодая украинская семья. После свадебного путешествия они решили создать планировщик досуга во время круизов CruiseBe, прошли в далласский акселератор Tech Wildcatters и переехали в США.

В интервью для MC Today Алексей и Марина рассказали об идее создания CruiseBe, своих предыдущих проектах, отличиях ведения бизнеса в США и Украине, а также поделились опытом участия в бизнес-инкубаторе.

Первые стартапы пара делала под украинский рынок

Алексей и Марина познакомились десять лет назад — вместе учились в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. На последних курсах они начали встречаться.

«Работать на кого-то не хотелось. Понимали, что нужно делать свой проект», — вспоминает Алексей. Так как Марина была программистом, а Алексей — маркетологом и дизайнером, решили запустить студию сайтов.

«Мы сделали пару сайтов, но быстро поняли, что хотим запускать стартапы», — говорит Алексей.

Первый проект пара запустила в 2013 году: «Это была своего рода социальная сеть для сантехников, нянь, ремонтников и мужей на час — смесь Uber и LinkedIn». Работники могли делиться там опытом и находить клиентов. Чем-то похожим сейчас занимается Kabanchik.ua.

Но проект так и не выстрелил. Из-за неопытности основатели сразу вышли на рынки нескольких стран — Украины, России, Белоруссии и Казахстана. И проекту не хватило ресурсов на развитие.

«На сайте зарегистрировалось около двух тысяч работников, но они были сильно распылены по городам. Уже потом поняли, что нужно было начать с одного города», — рассказывает Марина.

Следующий проект пары – «ТРЦ-гид», который помогал сориентироваться в торговых центрах. «В лучшее время сайт посещали 30-35 тысяч человек в месяц. Мы сотрудничали со многими торговыми центрами, от Dream Town до "Проспекта"», — объясняет девушка.

«В 2014 году рынок просел: во время Майдана людям было не до походов по торговым центрам. Не нужно было даже статистику собирать. Ты приходишь в торговый центр в субботу днем, а там не больше 100 человек. В регионах ситуация была еще хуже. Решили заморозить проект», — вспоминает Марина.

Идея CruiseBe возникла во время свадебного путешествия

Закрыв «ТРЦ-гид», пара вспомнила об идее, которая возникла у них во время свадебного путешествия. В 2013 году Алексей и Марина были в круизе и удивились, что нет сервисов, которые помогали бы спланировать подобные путешествия.

Информацию приходилось собирать из разных источников — от «Википедии» до TripAdvisor. Это занимало много времени. Так и началась работа над CruiseBe — планировщиком досуга во время круиза.

Так как главный круизный рынок находится в США, проект сразу начали готовить под местный рынок: «Мы понимали, что выйти туда без опыта будет тяжело — подали заявки в десять американских акселераторов».

«Первый акселератор, который был готов нас взять, оказался из небольшого города с населением до 100 тысяч. Мы не особо хотели туда ехать, к тому же в текущий набор уже не успевали, а следующий был аж через полгода», — рассказывает Алексей.

«О том, что мы проходим в далласский акселератор Tech Wildcatters, узнали, когда шестой час стояли в застрявшем поезде "Интерсити" по дороге из Днепра в Киев. Это было зимой: в вагоне десять градусов тепла, связь появляется редко. И тут на email приходит письмо, что нас ждут на интервью в Далласе», — вспоминает пара.

Алексей и Марина считают, что им в каком-то смысле повезло, потому что у них уже была открыта американская виза: «Нам нужно было лететь туда через две недели, оформить все документы с нуля мы бы никак не успели».

Акселераторы — это в первую очередь о нетворкинге

Отбор в Tech Wildcatters состоял из трех этапов: заявка, психологический тест (могут ли участники быть предпринимателями, готовы ли брать на себя риски) и личная встреча.

«В финальном этапе участвовало 50-60 стартапов, прошли — 10-15, в том числе и мы. Обычно программы в акселераторах длятся три месяца и на этом все заканчивается. Мы же, несмотря на то, что прошло почти полтора года, до сих пор приходим в офис стартап-инкубатора и общаемся с менторами — они нам всячески помогают», — говорит Алексей.

Акселератор помог Шумаевым разобраться с тонкостями ведения бизнеса в Америке: «Узнали много юридических нюансов: как зарегистрировать компанию, платить налоги».

Менторы научили правильно общаться с клиентами, вести переговоры с партнерами, корректировали план развития: «80-90% о стартап-культуре мы не знали вообще, хотя думали, что ничего особо нового здесь не получим».

Финансирование — далеко не главное, что дает акселератор. Обычно это небольшая сумма, которой хватает, чтобы пройти программу, сделать какой-то минимальный продукт и, возможно, запустить первую рекламу.

Алексей Шумаев, сооснователь CruiseBe

Главное — нетворкинг: «Акселератор — это некий посредник между стартапами и менторами. Вы находите "своего" человека и потом общаетесь с ним. Так мы познакомились с Андресом Фабрисом, который более 25 лет в индустрии путешествий — многому у него научились».

Как работает CruiseBe и как его монетизируют

Сейчас CruiseBe это сайт, мобильное приложение для iOS и чат-бот в Facebook. «Изначально же мы просто собрали информацию о всех портах и городах — когда корабль стоит где-то по восемь часов, люди хотят узнать, что там можно посмотреть».

За пару дней до выступления перед инвесторами в акселераторе пара решила добавить функцию агрегатора. Чтобы человек мог просто выбрать свой круиз и его дату, и программа сама построит маршрут и предложит варианты досуга.

«Круизные лайнеры огромные. Чтобы на них не потеряться, людям выдают бумажные карты, как в далеком прошлом. Цены на интернет на борту могут доходить до $30 за час или до $300 за весь круиз, поэтому ими мало кто пользуется. Мы же добавили в наше приложение возможность загружать карты в офлайн и строить маршруты по лайнерам — как в Google Maps, сейчас это работает на 40 кораблях», — добавляет Алексей.

В среднем каждый месяц через CruiseBe люди строят две тысячи круизов, посещаемость сайта — 15-20 тысяч человек в месяц. У мобильного приложения — восемь тысяч скачиваний.

Команда CruiseBe небольшая. Кроме Алексея и Марины, проектом занимаются еще несколько людей. Также есть шесть-семь специалистов по контенту и программистов на аутсорсе.

Монетизация проекта происходит за счет рекламы в приложении и на сайте. Возможность смотреть информацию о круизе, корабле и отдельном порте тоже стоит денег. Также можно приобрести премиум-подписку, чтобы отключить рекламу и получить доступ ко всем платным функциям. Платная подписка на год стоит $19,99, а скачивание одного круиза для просмотра в офлайне — 4,99.

Алексей рассказал, что сейчас их проектом интересуются несколько крупных компаний: «Они хотят лицензировать наши данные — будем зарабатывать еще и на Big Data».

Чат-ботом пользуются несколько человек в день, это больше задел на будущее

«Также у нас есть чат-бот в Facebook с элементами искусственного интеллекта», — говорит Марина. Раньше это был просто бот, коммуникация с которым происходила путем выбора предложенных вариантов ответа в формате «Да или нет». Теперь же он умеет распознавать речь человека и поддерживать диалог.

«Мы сделали так, чтобы бот не только помогал найти информацию по круизу, но и развлекал человека: играл с ним в викторину или предлагал узнать порт по фотографии», — добавляет Алексей.

Чат-бот CruiseBe оценили эксперты: «Мы выступали на конференциях в Майами и Сан-Франциско с докладом о нем. Были на одной сцене с представителями Facebook, Airbnb и Expedia. Осенью расскажем о боте в Лас-Вегасе».

«Несмотря на то, что сейчас все говорят о чат-ботах, ими пользуются не так много людей. У нас — несколько человек в день. На рынке путешествий почти у всех похожая ситуация. Кроме того, возраст нашей аудитории — за 40 лет, они пока не сильно доверяют ботам», — рассказывает Марина.

При этом пара говорит, что они не могли проигнорировать это направление — будущее однозначно за чат-ботами: «Мы прекрасно понимали, что это больше работа на перспективу и сразу отдачу мы не получим».

Чат-бот превратился в техподдержку 24/7 и избавил основателей от необходимости отвечать на банальные вопросы, вроде «Покажите мне план этого корабля».

Разница между бизнесом в США и Украине

Американцы очень открыты. При желании можно достучаться до любого человека, даже до руководителя крупной компании. Мы однажды общались с вице-президентом American Airlines — написали ему на почту, и он помог нам советом. Мне кажется, даже с Цукербергом пообщаться можно.

Алексей Шумаев, сооснователь CruiseBe

«Когда мы начинали у себя, много кто морозился. В США тоже могут отказывать в чем-то, но делают это с улыбкой, что гораздо приятней. Правда, сейчас у нас на родине ситуация изменилась – люди стали более открытыми», — считает Шумаев.

Но в открытости американцев есть и минус. По словам Алексея, они все очень любят раздавать советы, даже если не разбираются в теме.

«Нам часто советуют добавить какие-то функции на сайт, пару раз мы на этом попались. Не проанализировав предварительно необходимость элементов, потратили месяц на разработку, а в итоге ими никто не пользовался», — вспоминает Алексей.

66
25 комментариев

Не понял в чем разница между работой на дядю и работой в стартап тусовке.
Ну устройтесь в рекламное агентство. Там прямо на работе курят траву и едят смузи. У вас же абсолютно такое же ванильное мировоззрение. Никакого бизнеса тут нет. Пара копирайтер и арт-директор (кодер и маркетолог) придумала успешную концепцию и продвигает её.

6
Ответить

В этом и прикол что спокойно на лайнере заходишь с телефона и все смотришь бесплатно. За трафик не надо платить за корабельную информацию. Дурдом а не бизнес. Делали кучу ненужного и дальше продолжили но уже с круизами.

1
Ответить

Сам не один раз с женой был в круизах от принцесс на лайнерах 5 ках. Описанных проблем не испытывал. Как и многие знакомые. Боюсь это останется придуманной проблемой не нужной людям. Что и показывает результат за полтора года.

3
Ответить

Если реально у крупных круизных компаний нет карт для смартфонов - это ппц. И ребята молодцы, что нашли эту нишу. Но просто поверить трудно. Какие бумажные карты нафиг? Я был уверен, что там давно все в онлайне

Ответить

Да и есть специальные менеджеры на судне, есть локальные в портах. Они всегда будут рады предложить обзорные экскурсии.

То, что ребята придумали больше подходит для дополнительного сервиса со стороны организаторов круизов. Как бесплатная дополнительная мулечка. Вот ваш билет, вот ссылка на приложение, если будет нечем заняться - скачайте, там инфа о корабле, маршруте, портах.

Ответить

«На сайте зарегистрировалось около двух тысяч работников, но они были сильно распылены по городам. Уже потом поняли, что нужно было начать с одного города», — рассказывает Марина.

Можете, пожалуйста, объяснить в чем была ошибка? Почему нужно было начать с одного города? Дешевле реклама?

Ответить

Вопрос в другом, что им мешало обратно сузиться до одного города?
Имхо причина закрытия все же не в этом была.

3
Ответить