Самый непопулярный раздел на сайте. Зачем мы его сделали?

Самый непопулярный раздел на сайте. Зачем мы его сделали?

3Z — частная клиника, которую в основном ассоциируют с услугой лазерной коррекции зрения. Однако среди наших клиентов есть и люди с серьезными болезнями глаз, которые нуждаются не только в особом лечении, но и в специальных способах получения информации.

Лазерная коррекция зрения — это основная услуга многих частных офтальмологических клиник. 3Z не исключение, но мы занимаемся и более серьезными случаями.

Часто это заболевания, серьезно влияющие на то, как человек видит мир: например, катаракта или глаукома. Кроме того, в 3Z оказывают услуги по лечению заболеваний сетчатки и стекловидного тела — этот раздел офтальмологии считается самым сложным. Иногда мы имеем дело со слепотой.

Что видят слабовидящие?

Принято считать, что слепой человек не видит ничего. На самом деле это не совсем так. Слепота — это частичная или полная утрата зрения, при которой человек не может четко видеть окружающие предметы.

Самый непопулярный раздел на сайте. Зачем мы его сделали?

Ее главными симптомами являются полная потеря зрения и реакции зрачка на свет. В некоторых случаях сохраняется остаточное светоощущение, которое не позволяет полноценно ориентироваться в пространстве, а также различать цвет и форму предметов. Врачи-офтальмологи разделяют понятие слепоты по происхождению — на врожденную или приобретенную, и по течению — на обратимую и необратимую. Примером обратимой слепоты может служить катаракта.

По оценке ВОЗ, около 36 миллионов людей в мире живут со слепотой.

Когда человек воспринимает через глаза хоть какой-то процент информации о мире (например, различает тени или контуры предметов), он считается слабовидящим. Если случай операбелен, врач может добиться сохранения зрения — и тогда качество жизни пациента улучшится. А доступ к нужной информации таким людям может облегчить специальная версия сайта для слабовидящих.

Что требует закон?

Версия сайта для слабовидящих в России обязана быть у всех сайтов государственных медучреждений — в 2016 году для этого приняли специальный закон. Он предъявляет ряд обязательных требований, которым должны соответствовать сайты государственных медучреждений:

  • воспринимаемость информации — управляемость (доступность управления с клавиатуры)
  • понятность (удобочитаемость)
  • помощь при вводе информации
  • надежность (совместимость контента с программами)
  • соответствие уровням доступности (А — минимальный, АА — полный, ААА — уровень доступности специализированных интернет-ресурсов для инвалидов по зрению)

Так как 3Z — частная компания, соблюдение всех этих требований для нас не является обязательным, поэтому мы выбрали только те, что, на наш взгляд, лучше отвечают запросам наших целевых аудиторий.

Сайт в сайте

В 2017 году мы начали работу над новой версией сайта для 3Z. Главной задачей при этом было создать удобный функционал: мы не хотели, чтобы новый сайт был громоздким, несмотря на большой объем размещенной на нем информации и сложные медицинские темы, которые мы раскрываем. Дизайн тоже был важен, но только с точки зрения удобства пользователей.

Поэтому до начала разработки мы потратили около двух месяцев на аналитику: создание портрета пользователей и разработку удобной для них структуры сайта.

Получилось 4 портрета: девушка 18-40 лет (аудиторию молодых людей, имеющих проблемы со зрением, в офтальмологии называют «эксимеры»), мужчина 40-60 лет (это аудитория «пресбиопов» — людей, столкнувшихся с возрастной дальнозоркостью), пожилые люди 60+, а также родители с детьми.

На эти портреты мы ориентировались, когда работали над структурой сайта: пытались понять, как ведут себя на сайте представители всех четырех групп, и располагали информацию максимально релевантно их запросам.

Самый непопулярный раздел на сайте. Зачем мы его сделали?

Отдельно мы выделили категорию слабовидящих клиентов: около 43% наших пациентов потенциально могут испытывать проблемы с восприятием информации с экрана компьютера или смартфона. И если для предыдущих пользователей мы разделяли информацию по ее видам, то для слабовидящих был важен способ ее получения.

По сути, версия для слабовидящих любого сайта — это специальный режим его отображения, где увеличены размер шрифта и контрастность, а также есть возможность отключить изображения или изменить цвет фона. Иногда к этому добавляется возможность озвучки сайта: правильная разметка позволяет программе корректно перевести всю информацию в аудиоформат.

Контрастная версия сайта удобна для пользователей с расстройствами цветового зрения: они просто не увидят текст или смогут разглядеть его с большим трудом, если он не будет контрастен фону. Чем хуже человек видит, тем меньше отвлекающих элементов должно быть на странице, тем больше и контрастнее должен быть шрифт. А масштабируемая верстка полезна для всех пользователей — например, когда они заходят на сайт с устройства с маленьким экраном.

Основная сложность заключалась в большой структуре проекта — много макетов внутренних страниц. Мы искали золотую середину для экономии времени и бюджета, и дизайн разрабатывали не для каждой страницы в отдельности, а прорабатывая его по блокам. На старте был отрисован дизайн шапки и подвала, включая панель выбора режимов переключения, а также структура главной страницы. Проект перешел на этап верстки, но по ходу стало понятно, что дизайна главной и нескольких внутренних страниц недостаточно, и мы точечно дорабатывали на конкретных страницах

Иван Ахметзянов, руководитель проекта, компания «Сибирикс»

Справиться с задачей помогло то, что работы над версией сайта для слабовидящих начались сразу после запуска основной версии. Это позволило продумать структуру страницы и расположение блоков. На этом же этапе было принято решение о мобильной спецверсии —смартфонами сейчас пользуются все, включая слабовидящих.

Функциональность рождает дизайн

На главной странице сайта 3z.ru есть иконка глаза. Она находится в шапке и подвале сайта и хороша заметна, несмотря на скромный размер. Кликнув по иконке, пользователь переходит на версию сайта для слабовидящих.

Самый непопулярный раздел на сайте. Зачем мы его сделали?

Наша версия сайта для слабовидящих выполнена в трех вариантах: голубом, контрастном черно-белым и варианте с упрощенной структурой и увеличенным шрифтом. Во всех версиях пользователь может дополнительно настроить размер шрифта, увеличив его до максимума.

Абсолютно схожий маневр мы используем в клинике при проверке остроты зрения: чем хуже видит пациент, тем большего размера цифры/буквы/знаки ему показывает офтальмолог на проекторе знаков

Павел Лебедев, офтальмохирург 3Z

Если посмотреть на карту кликов пользователей по разделам, станет ясно, что иконка, ведущая на версию сайта для слабовидящих, не пользуется большой популярностью. Большой проблемы мы в этом не видим, и о своем решении сделать такую версию — не жалеем.

Карта кликов главной страницы 3z.ru
Карта кликов главной страницы 3z.ru

Версия для слабовидящих на сайте офтальмологической клиники — слишком очевидный ход, чтобы не сделать его. Да, мы знаем, что эту версию включает малая часть наших пользователей, но это на самом деле хорошо. Мы хотели, чтобы им на нашем сайте было удобно, а также чтобы они почувствовали, что кто-то учел их особые потребности. В конце концов, каждому хочется, чтобы о нем позаботились.

Дарья Игринева, Менеджер по цифровым продуктам 3Z
55
5 комментариев

Мне потребовалось около 20 секунд, чтобы найти как включить версию для слабовидящих. Думаю, что ей не пользуются ещё и потому, что просто не видят эту маленькую иконку.

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Можно же просто сделать дизайн изначально доступным для всех, вот тут в гадйах от сбербанка все подробно расписано http://specialbank.ru/guide/index.html
Не придется тогда колхозить специальные страницы и думать как переводить клиентоов на них

Ответить

Тогда бы не получилось статьи на VC с внешней ссылкой и всеми вытекающими.

2
Ответить