Наталья Парфенова
363
Блоги

Я фанат своего бизнеса

Основатель и директор тренинговой компании Teamsoft Гузель Хисматуллина про бизнес без кредитов, правильную образовательную среду, интуитивные решения и то, как заново влюбляться в свою собственную компанию.

Поделиться

В избранное

В избранном

Гузель Хисматуллина, CEO компании Teamsoft

Визитная карточка Гузель Хисматуллиной

Дата рождения: 12.06.1971

Образование: Казанский государственный университет, математик-программист; Казанский государственный университет, психолог; Институт повышения квалификации работников образования, практикующий психолог.

Дата основания компании Teamsoft: 02.03.2005

Основные направления деятельности: бизнес-образование, командообразование, детские программы.

Про пубЛичность

Гузель, у вас образ успешной бизнесвумен. Какой он для вас?

Я не отношу себя к бизнесвумен. Бизнесвумен для меня ― это такая красивая гламурная дама. Это у нас так сложилось. Поэтому я не могу себя ею назвать. У меня это вызывает внутреннее смущение, несоответствие.

А как бы вы назвали?

Человек, который занимается своим собственным делом. Предприниматель. Поэтому тот образ, который иногда складывается у других по поводу меня как бизнесвумен, мне не близок. Я даже страницы в соцсетях веду как личность, а не как предприниматель. У меня часто возникает вопрос: можно ли заниматься своим делом, быть публичным человеком и при этом оставаться самим собой?

Вы ответили на этот вопрос?

На него невозможно ответить. Ты отвечаешь на него себе на протяжении всего времени, пока ты этим занимаешься. Иногда ты, как предприниматель, делаешь вещи, которые как человек не делал бы. Это же определенная роль. Такая же, как мама, например.

Поясните.

Ну вот заболела женщина, приходит в больницу с температурой, а там огромная очередь. Она думает: "Ай, ладно, бог с ним! Так пройдет!" И уходит. А придет с больным ребенком на руках ― ее никакая очередь не остановит. Она пройдет и в дверь, и в окно пролезет, и стены прошибет, если нужно. В этом смысле социальная роль предпринимателя, у которого есть свой ребенок-бизнес, дает силы делать больше, чем обычно.

Тщеславие важно для вас как для человека в бизнесе?

Не столько тщеславие, сколько честолюбие. Да, для меня это достаточно сильный ресурс. То, что двигает вперед. Но каждый человек должен пройти огонь, воду и медные трубы. Огонь и воду легко пройти, а медные трубы ― это испытание славой, испытание известностью, испытание возможностью стать известной. Это сложнее всего сделать.

Звездная болезнь обошла вас стороной?

У меня очень хорошая рефлексия. К моему счастью, я достаточно поздно начала заниматься бизнесом. Когда ты в 30 лет начинаешь дело, ты стоишь на своих собственных ногах. Думаю, что если бы это случилось раньше, то, наверное, звездная болезнь могла бы быть. Хотя даже тогда нет.

Почему?

Мой бизнес ― это социальная вещь. Тут нет славы. Это не 500 франшиз в год продавать, как на конвейере. У меня все-таки индивидуальный продукт. Я имею дело с детьми, их родителями, клиентами, которые каждый день после каждого тренинга дают мне адекватную обратную связь. Пока ты занимаешься бизнесом, ты не спишь спокойно. У тебя просто нет времени на звездную болезнь.

Про бизнес

Гузель, приходя в тренинговый бизнес, как вы представляли его будущее?

Я хотела создать свою собственную школу. Моя стратегическая цель определялась так: когда я заработаю денег, открою частную школу. Потому что у меня было четкое представление, как надо обучать детей. Да и взрослых мне нравилось обучать.

Это потому, что вам самой было сложно учиться?

Я действительно плохо училась в начальной школе. И в психологию пошла, чтобы разобраться, почему так. Почему есть дети, которые в начальной школе учатся великолепно, но затем сползают, а есть дети, которые в начальной школе учатся безобразно, зато потом стартуют. Но есть часть детей, которые не стартуют только потому, что попали не в ту образовательную среду.

И вы решили создать правильную образовательную среду?

У нас всегда был смысл, связанный с тем, что обучаться можно легко. Ведь в чем специфика обучения? В умении объяснять и в создании атмосферы, в которой человек захочет понять. А дальше ― понял, убедился в том, что понял, попробовал. И вот тогда появляется вера в себя, свои силы, успех.

Как шел процесс поиска направлений? Вы руководствовались желаниями клиентов или следили за тем, как это происходит в Москве?

Я просто задала себе вопрос: "Что я умею делать хорошо?" Я умела хорошо вести тренинги. Мои клиенты становились моими постоянными клиентами. Когда я создавала Teamsoft, у меня уже была команда, поэтому Team. Команда людей, которые на свой страх и риск, под мою ответственность провели первую программу. Честное слово, мы были ненормальными! Декабрь, холод, я еще в корсете (прим.авт.: после травмы позвоночника) Невозможно! Так делать мероприятие нельзя! Но нам так нравилось, что стало понятно ― надо продолжать. Я настоящий фанат своего бизнеса!

То есть не было анализа рынка, маркетинговых исследований, вот этого всего?

Нет. Я верю, что большинство решений ― это интуитивные решения. Да, написанное в кафе на салфетке может быть гораздо круче, чем разработанный толпой консультантов бизнес-план.

Селфи с сотрудниками после очередной программы командообразования, май 2018

Сейчас одна из самых ярких фишек Teamsot ― авторские мастер-классы. Вы говорите, что история всех ваших мастер-классов ― это история вашей жизни. Почему эти истории столь популярны?

Потому что все они посвящены кому-то. Причем порой человек может даже не знать об этом. Я сталкиваюсь с людьми и они для меня как кейсы. Чаще всего, это близкие люди, до которых мне хочется донести какую-то важную мысль, но сказать в открытую не могу. И когда тот самый человек попадает ко мне на мастер-класс, я понимаю, что это вот конкретно для него. Как же здорово, что он пришел!

Про людей

Вы любите повторять, что Teamsoft ― это, прежде всего, люди. Как вы подбираете своих людей?

Это происходит интуитивно. Как только я подключаю мозги, все плохо. Был случай, когда я принимала на работу человека, понимая, что он абсолютно не мой, но у этого человека была компетенция. Компетенция, которой, как казалось мне, у меня не было. В общем, ничего хорошего из этого не вышло. Уверена, как только мы будем принимать решения только на компетенциях, мы будем терять очень много эмоционального. А Teamsoft ― это эмоции. Это вау!

Кто же эти вау-люди?

Когда я подбираю людей в команду, мне важно, чтобы человек был интересен мне как личность. Обращаю внимание на жизненные ценности, конечно же. И ловлю ощущение "мой-не мой", хочу ли с ним работать. Сейчас мне нравятся все, кто работает в компании. Нет того, про которого я могла бы сказать, что он лишний. Все-таки Teamsoft ― это компания про людей, а не про процессы.

Сотрудник компании Алена Мельникова водрузила флаг Teamsoft на вершину самой высокой горы Европы, июнь 2018

Какой вы руководитель?

Я визионер. Точно знаю, что могу вдохновить. Если приду к ребятам со своей проблемой и скажу, что нам сейчас нужно сделать вот так, они сделают. Мне хочется так думать, потому что компания не подводила их ни разу. Они идут за идеей и за мной. Это очень здорово! А вообще я сознательно делала из себя руководителя. Все мои управленческие тренинги начались с того, что мне самой надо было стать руководителем.

То есть, прежде чем учить других, научиться самой?

Конечно! Я формировала у себя компетенции: училась принимать решения, училась планированию, училась ставить задачи, выстраивать систему контроля, формировать управленческую команду. Я отрабатывала все это на своих собственных людях. Моя компания ― это область эксперимента. И, в конце концов, могу сказать, что я более-менее нормальный руководитель.

В вашем бизнесе были истории предательства (прим.авт.: несколько лет назад руководитель детского департамента увел за собой команду и, скопировав программы Teamsoft, открыл конкурирующую компанию). Как вы отреагировали?

Отчасти я сама виновник той ситуации ― вовремя не приняла меры и не уволила человека. Я все понимала, но до конца не верила. А когда случилось, больше переживала за команду. Потому что прежний руководитель сделал страшную вещь ― расколол коллектив.

И вы не расцениваете это как предательство?

Я не люблю такие громкие слова. Это искусственно созданная ситуация, а не предательство. Поэтому у меня нет обиды. На самом деле, такие ситуации – это ресурс. Они меня сильно мобилизуют. О том, что произошло, я узнала вечером, а ночью мы собрались у меня дома всей командой и продумали план действий. Это было о-фи-ген-но! Компания была как в первый день! (расплывается в улыбке)

Что за план действий?

Мы заново придумали все детские программы на год. Фактически прежний руководитель унес с собой готовый бизнес. Нам же предстояло разработать все с нуля. Помню, я тогда сказала: "Детский департамент не должен просесть". И мы дружно взялись за телефоны! Бизнес-департамент подключился, командообразование ― все сидели на звонках. Это была чрезвычайная ситуация. Но не война.

Не было желания отомстить?

Мы не думали в тот момент о них. Мы думали о нашей компании. До сих пор говорю ребятам: "Не сравнивайте себя с кем-то, идите своим путем! Не смотрите на тех, кто сзади или рядом. Это вас не спасет. Самостоятельно идите к своей цели". Считаю, когда ты делаешь сам, не ориентируясь ни на кого, у тебя больше шансов создать что-то новое и уникальное. Поэтому все наши неудачи ― это, по большому счету, наши истории успеха.

Про деньги

Teamsoft – это про эмоции. А про деньги ли? Бизнес тренинговых компаний выгоден?

Да. Иначе мы бы не существовали и не развивались. В этом году нам исполнилось 13 лет. Начинали с маленькой комнатки, а сейчас способны оплачивать целое здание и даже пытаться вкладываться в новые проекты, например, TeamsoftJunior. Это большие деньги, на самом деле.

Правда, что вы никогда не брали кредиты?

Да, у меня нет заемных денег. Мы заработали ― тут же вложили, опять заработали ― снова вложили. Никогда не пользовались кредитами. При этом постоянно развиваем компанию. Кроме того, мы не пользуемся грантами. По минимуму работаем с госкомпаниями. Наш приоритет ― малый и средний бизнес. Мне кажется, мы хорошо разбираемся в клиентах: понимаем проблемы компаний, проблемы родителей.

Гузель с участниками тренинга "Жить интересно!" в Берлине, апрель 2018

Были ли случаи, когда после тренинга клиент просил вернуть деньги, потому что считал, что потратил их зря?

Были. И мы возвращали. Это меньшее, что можно сделать. Знаете, в детстве у меня была привычка: я отвечала у доски и, если мне ставили оценку, с которой я внутренне была не согласна ― а я, как правило, была не согласна с более высокой оценкой ― я подходила к учителю и говорила: "Я не ответила на 5. Поставьте мне 4".

Такое бывает вообще? (делает круглые глаза)

Говорю же, я была занудой до ужаса! (смеется) Мне кажется, эта внутренняя планка у меня до сих пор осталась. После завершения тренинга мы всегда спрашиваем обратную связь. Teamsoft в этом смысле открытая компания: мне пишут и в Facebook, и в Instagram. Я и сама всегда интересуюсь, как прошло, списываюсь, созваниваюсь. Случается, говорят, что мой тренер отработал хреново, могут попросить, чтобы тренинг провела я. И я пойду и бесплатно проведу им тренинг. Тренинг, который стоит на порядок дороже. Но я приду и отработаю на все сто. Именно поэтому клиенты к нам возвращаются и становятся постоянными.

Кажется, вы сказали бесплатно?

Поймите, мне принципиально важно, каким способом я зарабатываю деньги. Я очень часто консультирую бесплатно. И вообще считаю, что как только ты начинаешь все мерить деньгами, ты умер. Никогда не отказывай, если у человека есть проблема, а у тебя ― возможность помочь.

Корпоративная регата для компании Автодория, июнь 2018

Про важное

Вы начинали бизнес буквально с младенцем на руках. Детское направление в Teamsoft – это его сердце?

Мы создали департамент детских программ сразу, как заработали денег на взрослом. Лет пять он был полностью дотационным, не приносил нам денег. В принципе, он и сейчас такой: мы зарабатываем на бизнес-образовании и тренингах ― это более рентабельные направления. Но детские программы ― наш смысл, то, ради чего все затевалось. И я буду заниматься им до того момента, пока он будет себя окупать.

Квест для детей в парке Казани, май 2018

Ваш собственный ребенок рос параллельно с детским направлением. И многие программы появлялись под возраст дочери. Не потеряется ли смысл, когда ей исполнится 18?

Да, есть такое. Я в этом плане рассчитываю на команду. У нас есть в компании молодые мамы ― некоторые даже многодетные, ― которые обладают качеством проактивности. Верю, что должны быть те, для кого в будущем это станет ценностью. Как для меня в свое время рождение ребенка стало мотивом и большой ценностью.

Если сравнить бизнес с браком, то вашему союзу уже 13 лет. Сохранилась ли свежесть чувств, романтика отношений, страстный секс? Или сейчас ситуация, когда супруги уже не спят вместе, а их объединяет только привычка и общее прошлое?

Чтобы все это было, надо заново влюбляться в свою собственную компанию! И брак, и бизнес ― это же все про кризисы, ценности, цели. Вопрос лишь в том, что всегда есть точка невозврата, которую нельзя миновать. Я во многом философски отношусь к жизни. Все, что должно случиться, оно случится. Но важно быть честным перед самим собой, знать, что ты сделал все. Все, что мог.

Про личное

А вы влюбчивый человек?

Да, мне важно влюбляться. Я не могу без влюбленностей. Даже на тренингах часто спрашиваю участников: в кого бы ты влюбился? Кого ты хочешь? Для меня самой это очень важно. Для меня это энергия. Влюбляться в людей, места, города. Обожаю это состояние и позволяю себе делать это.

У вас есть время на одиночество?

Вспомнила сейчас, что купила полгода назад книгу про одиночество, мне очень понравилась. Но понимаю, что у меня нет времени на «Одиночество» и одиночество. Говорю всегда: "Когда-нибудь". И ведь всегда наступает момент, когда когда-нибудь наступает.

Гузель и ее любимое сезонное транспортное средство, май 2018

Были мысли от сильной усталости взять и все бросить?

Конечно, были! Много раз!

И где источник вдохновения?

Да у меня много их! Мои мастер-классы, дочь моя ― источник вдохновения! Еще друзья, телефон, книги, которые я читаю. У меня дома вокруг ― сплошные источники вдохновения. Места. В Казани куча мест, куда я могу пойти и замереть. А вообще меня сильно вдохновляют люди. Несмотря на то, что я от людей устаю, они меня вдохновляют.

Последний, кто вас вдохновил?

Вчера на книжном фестивале в парке Черное озеро ко мне подбегает парень. Вручает кофе и пирожное. Говорит: "Гузель, я вам так благодарен! В декабре на вашем мастер-классе я писал "хотелки". Дал себе обещание, что мой ролик на ютубе наберет миллион просмотров. Так вот, Гузель, уже миллион двести! Спасибо вам, это вы меня сподвигли!" Вот это дорогого стоит. Это то, ради чего я все делаю. Я встречаю много людей, которые благодарят: Гузель, а вот помните, а вот это, а вот тогда... Не помню! Но точно знаю, что свою миссию я выполнила.

#навсюголову

Интервью подготовлено для конкурса vc.ru и банка "Точка".

Текст: Наталья Парфенова, Ирина Рябова

Фото: Юлия Тюрина и teamsoft.ru

{ "author_name": "Наталья Парфенова", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 4, "likes": 0, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40253", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]