Как продавцы Маркета съездили на экскурсию в логистический парк маркетплейса

Недавно мы провели экскурсию для продавцов Маркета в самом крупном логистическом центре маркетплейса в Софьине, Московская область. Наши действующие продавцы и предприниматели, которые пока рассматривают сотрудничество, поближе познакомились с логистическими процессами: от разгрузки палет до отправки готовых заказов. Мы поговорили об особенностях размещения товаров, системах учёта и получили обратную связь о нашей работе. Расскажем, как это было, и какие впечатления остались у продавцов.

До экскурсии

Мы собрались у офиса Маркета в центре Москвы и за час с небольшим доехали до логопарка в Софьине. На месте гостям провели краткий инструктаж и выдали экипировку для безопасного передвижения по складу.

Маршрут экскурсии проходил так, чтобы участники могли посмотреть детально на все фазы работы с товарами. Совершим небольшую виртуальную экскурсию вместе с теми, кто побывал на складе, пройдёмся по каждому из этапов и ответим на популярные вопросы продавцов.

Как продавцы Маркета съездили на экскурсию в логистический парк маркетплейса

Разгрузка

Складской павильон представляет собой сквозное помещение с рядами ворот. Машины поставщиков подъезжают к воротам для разгрузки, и сотрудники склада выгружают из них палеты.

После этого ответственные сотрудники-бригадиры проверяют целостность палет: они не должны быть мятыми, грязными, мокрыми и т.д. Если более 50% палет окажутся повреждены, то всю поставку вернут продавцу.

Как продавцы Маркета съездили на экскурсию в логистический парк маркетплейса

Чтобы не было проблем с отгрузкой:

1) Изучите требования к коробкам и палетам для каждого склада.

2) Используйте только европалеты с габаритами 120×80 см.

3) Размещайте товары в соответствии с весом — самые тяжёлые кладите вниз. Над ними поставьте отправления в крупных и средних коробках. Далее поместите отправления в стретч-пленке. На самый верх распределите небольшие коробки.

4) Уложите товары аккуратно и максимально плотно друг к другу, и убедитесь, что они не выступают за края.

5) Проверьте, что товары на одной палете относятся только к одной поставке. Если везёте несколько поставок, распределите их на разных палетах.

Приёмка

Если с поставкой всё в порядке, то палеты отправляют на участок приёмки.

Как продавцы Маркета съездили на экскурсию в логистический парк маркетплейса

Здесь товары из поставки осматривают, затем сканируют штрихкоды и вносят информацию в систему учёта.

Ольга
представитель компании «Твои подарки»

Очень понравилось, что можно заранее пройти краткий курс (за несколько дней до экскурсии гостям открывался доступ к курсу о работе склада — прим.ред.). В нём есть подробная схема логистики рабочего места сотрудника, вплоть до того, где должна находиться мусорная корзина. Как раз из таких чётко спланированных мелочей складываются большие слаженные процессы.

Для работы с товарами сотрудники используют специальное оборудование: сканнеры штрих-кодов и терминалы сбора данных (ТСД) в виде мини-компьютеров или смартфонов со сканером.

В системе учёта каждой единице товара присваивается УИТ — уникальный идентификатор товара. Ярлык с УИТ распечатывают и наклеивают на товар. Бывает, что на мелкоштучный товар, вроде косметической туши, сложно нанести так, чтобы она не закрыла важную информацию, как название бренда, состав, срок годности. Тогда товар кладут в мелкий пакетик и наклеивают УИТ уже на него.

Промаркированные товары помещают в складскую тару, подходящую по размерам: коробки, контейнеры или на палеты. Из зоны приёмки товары перемещают на хранение.

Кстати

98% бумажной и картонной тары отправляется на переработку. Из этого вторсырья изготавливают фирменные коробки Маркета.

Размещение

Мелкоштучные товары весом до 7 кг помещают на хранение в мезонин. Это пятиэтажное металлическое сооружение общей площадью 75 000 кв. м. Все ряды, секции и ячейки в мезонине пронумерованы. Так каждый товар после размещения получает уникальный «адрес», по которому сотрудники могут легко его найти для упаковки заказа. Ещё здесь соблюдается принцип товарного соседства: например, продукты питания, бытовая химия, корма для животных хранятся отдельно.

На первом этаже мезонина расположены ячейки отбора — здесь сотрудники отбирают товары для заказов. Нижние полки первого этажа занимают стеклянные и более тяжёлые товары. На верхних хранятся более лёгкие товары — так удобнее и безопаснее.

Сыпучие товары размещены только на нижней полке первого этажа. Если, например, случайно порвётся и рассыплется упаковка стирального порошка, соседние товары не пострадают.

Со второго по четвёртый этажи также расположены ячейки для хранения мелкоштучных, лёгких товаров.

Пятый этаж мезонина отведён под хранение электроники, товаров для взрослых и пр. Такие товары транспортируют на специальных тележках с замками, или в опломбированных контейнерах с крышками. Доступ в помещение для их хранения ограничен.

Крупногабаритные товары с весом от 7 кг хранятся не в мезонине, а в отдельной зоне стеллажного хранения.

Вопрос продавца:

Как часто вы проводите инвентаризацию товаров, хранящихся на складе?

Отвечаем:

У нас есть три типа инвентаризации. Один из них — цикличный, который идёт постоянно. Условно говоря, как только заканчивается пересчёт всех ячеек хранения, он тут же начинается снова. Также есть внеплановые инвентаризации. Например, бригадир обнаружил, что в одном ряду хранения пропало четыре товара. Он тут же запустит инвентаризацию конкретно на этот ряд. И третья инвентаризация — годовая. Она происходит один раз в год, когда в течение трёх дней пересчитываются все хранящиеся товары.

Отбор

Когда поступает заказ, для него нужно отобрать товары. На терминале сбора данных (ТСД) сотрудник видит информацию о том, где находится необходимый товар, и как он выглядит — отображается фото. Сотрудник складывает отобранные товары в контейнер, перемещая его на тележке. В один контейнер допустимо собрать товары максимум для 35 разных заказов, с общим весом до 20 кг.

Как продавцы Маркета съездили на экскурсию в логистический парк маркетплейса

Вопрос продавца: Какой софт и разработки используются для работы склада?

Отвечаем:

На складе используются инженерные решения, собственные разработки Яндекса. Программное обеспечение, включая умные алгоритмы отбора товаров, разработано в компании. На ключевых участках — это все 100%, кроме систем управления конвейером: они приходят в комплекте от поставщика конвейерного оборудования.

Умный алгоритм — программа на ТСД, которая подсказывает сотруднику, какие товары и в каком порядке нужно собирать так, чтобы передвижение по складу было оптимальным.

После того как товары отобраны, сотрудник отправляет контейнер по конвейеру на участок, где идёт сборка заказов.

На отборе крупногабаритных товаров работают другие сотрудники. Отобранные товары они отвозят на тележках на станцию сортировки крупного товара.

Как продавцы Маркета съездили на экскурсию в логистический парк маркетплейса
Яна

руководитель Bazzare.ru

Впечатлили масштабы и технологичность процессов. Человеческий фактор сводится к минимуму: система сама говорит сотрудникам, что делать, и проверяет ошибки. Здесь есть, чему поучиться и нам, продавцам.

Сборка заказов

Сотрудники участка проверяют прибывшие по конвейеру товары и раскладывают в ячейки на специальном стеллаже. По другую сторону сквозного стеллажа с ячейками находятся сотрудники отдела упаковки. Они забирают консолидированные товары на следующий этап.

Вопрос продавца: Как часто происходят технические сбои на конвейере?

Отвечаем:

Очень редко. У нас жёсткие технические требования, которые все соблюдают. Во-первых, о них рассказывают сотрудникам на этапе обучения, во-вторых, система подсказывает, если сотрудник превышает нормативный вес товаров в контейнере. Контроль происходит на разных этапах: пока контейнер движется по ленте, он часто проходит через рамку, ненамного больше контейнера. Если товар будет выходить за границы тары, то он заденет рамку, и конвейер просто остановится. Также у нас есть сотрудники, которые следят за любыми отклонениями в работе конвейера, и оперативно сообщают об этом бригадирам.

Упаковка

Когда заказ в ячейке на стеллаже полностью сформирован, сотруднику упаковки приходит уведомление, что можно брать и упаковывать товары.

Перед упаковкой сотрудник проверяет целостность товара, а если нужно — надёжно доупакует товар в пакет, пузырчатую или стрейч-плёнку. Например, если это хрупкий, сыпучий товар или жидкость, доупаковка поможет избежать инцидентов при транспортировке.

Система сама порекомендует размер коробки, так как содержит данные о габаритах каждого товара из заказа.

Коробку с заказом заклеивают брендированным скотчем и прикрепляют транспортную этикетку, где указан вес посылки, дата отгрузки и пр. Дальше упакованный заказ отправляется на сортировку по конвейеру. Система отсканирует этикету и отправит посылку по ленте к нужному «рукаву», где формируется отгрузка в определённую транспортную компанию.

Как продавцы Маркета съездили на экскурсию в логистический парк маркетплейса

Вопрос продавца: С момента открытия склад как-то изменился, вообще насколько здесь система подвержена модернизации?

Отвечаем:

Я пришёл работать сюда в апреле 2020 года, тогда на складе был только первый этаж мезонина и столы приёмки. За 1,5 года добавились новые помещения, достроили четыре этажа мезонина и появился конвейер. Склад меняется и растёт очень быстро: можно уйти в отпуск, и вернувшись, не узнать место работы.

Сортировка

На участке сортировки заказы для отправки одной и той же транспортной компанией и с одинаковой плановой датой отгрузки собирают на одну палету. Формируя палеты, сотрудники учитывают обозначения на коробках («хрупкое, осторожно», «верх, не кантовать»). Лёгкие и маленькие посылки кладут сверху, а тяжёлые и большие размещают в самом низу. Затем их упаковывают в плёнку и отвозят в зону для отгрузки.

Отгрузка

Готовые к отгрузке палеты размещают в специальной буферной зоне у ворот — у каждой транспортной компанией они свои. Заказы хранятся в буферной зоне, пока за ними не приедет машина службы доставки. Тогда сотрудник проводит финальную проверку: осматривает целостность палет и измеряет их высоту, она должна быть 1,6-1,8 м. После успешной проверки палеты перемещают в машину. Заказы отправятся на другой склад или сортировочный центр для дальнейшей доставки покупателям по России.

Как продавцы Маркета съездили на экскурсию в логистический парк маркетплейса

Впечатления

После экскурсии мы пообедали в местной столовой и попросили участников поделиться впечатлениями.

Яна
руководитель Bazzare.ru

Прежде я никогда не бывала в подобных логистических центрах. Одно дело увидеть на картинке, и совсем другое — вживую. Очень понравилась чистота на складе — просто топ. Всё очень классно, желаю Маркету развивать продажи и растить долю на рынке.

Константин

учредитель «СНЕКИ №1»

Когда-то мы пробовали размещаться на Беру, теперь задумались о том, чтобы снова продавать на Маркете. Поэтому хотелось посмотреть, какие изменения произошли в компании за это время. А ещё я очень люблю склады: всё движется, есть конвейеры, каждый сотрудник занят своим делом. Общее впечатление после экскурсии — склад стал гораздо больше, процессы лучше отлажены. Также приятно было пообщаться с сотрудниками Маркета. Здорово, что у нас, продавцов, появилась возможность дать комментарии по актуальным для нас вопросам. Сделал для себя вывод — да, надо возвращаться, сейчас попробуем ещё раз.

Ольга
представитель компании «Твои подарки»

Мы продаём на Маркете и поэтому часто привозим сюда товары на приёмку. Но до сих пор видели склад только снаружи, поэтому было интересно посмотреть, как всё работает изнутри. Реальность отличается от того, как это представляется в голове.

Интересно было послушать об управлении процессами. Например, что есть специальные работники бригадиры, к которым обращаются сотрудники, если с товаром есть какие-то проблемы. Так сотрудники экономят своё время и не отвлекаются от основного процесса работы.

Ключевой момент — если мы что-то комментировали и рассказывали о своих проблемах, сотрудник Маркета это фиксировал и говорил, что даст обратную связь. Это тоже очень показательно, что комментарий не уходит в никуда, а нас услышат. Вообще, по тому, как менеджеры с нами общаются, понимаешь, насколько они любят свою работу и хотят сделать её лучше.

Сейчас я понимаю, какая это махина — логистика, с точки зрения IT, процессов, руководства, отбора персонала. Несмотря на это Маркет — открытая компания с человеческим лицом, это очень приятно, и такое отношение будет помогать в дальнейшей работе. Я благодарю организаторов экскурсии и возможности увидеть склад изнутри, хоть мы и не являемся внутренними сотрудниками — а это показывает определённый уровень доверия к партнёрам Маркета, что дорогого стоит.

Анвар Хасанов
ведущий экскурсии, специалист по обучению фулфилмент-центра Софьино

Поскольку мы работаем с одной стороны и видим процессы только внутри, нам может казаться, что всё работает идеально и лучше придумать нельзя. Когда мы проводим эти объединённые сессии (экскурсии — прим.ред.), мы можем не только ответить на какие-то базовые вопросы продавцов, объяснить, как всё здесь устроено. Продавцы дают нам возможность посмотреть на процессы незамыленным взглядом. Когда у человека есть опыт работы с другими компаниями, он может подсветить проблему или поделиться своей болью, или даже предложить вариант её решения. А это поможет нам улучшить процессы так, чтобы это было удобно не только складу, но и конечному потребителю. Поэтому очень важно получать обратную связь не только через монитор.

Мы во всех смыслах открытая компания, на складе мы не используем какие-то суперсекретные технологии, которыми не готовы делиться. Мы рады принять гостей и стараемся сделать всё, чтобы экскурсия была не только интересной и позитивной, но и полезной для наших партнёров. Благодарим всех гостей, которые смогли прийти на экскурсию и пообщаться с нами.

Мы рады были показать продавцам как устроена работа Маркета изнутри. За дальнейшими анонсами мероприятий и встреч следите в нашем чате для продавцов в Telegram и в нашей группе для продавцов во «ВКонтакте».

1212
27 комментариев

Продавцы поехали искать свой потерянный товар?

5
Ответить

Осталось и остальные склады снабдить хотя бы Всем. Поставка на склад в Питере и его фактическое оприходование в системе происходит с задержкой в сутки. Из-за этого система постоянно считает, что заказ отгружен не вовремя, что негативно влияет на индекс качества, что в итоге приводит к отключению магазина от работы на маркетплейсе. Бесконечные письма в техподдержку ни к чему не приводят, ситуация никак не меняется...

1
Ответить

Здравствуйте, Евгений!

Если поделитесь номером обращения, поможем разобраться в проблеме. Всё проверим и подскажем решение

Ответить

Расскажите лучше как ваша ТП работает

1
Ответить

Присоединяюсь к вопросу )

Ответить

Здравствуйте, Рафаэль!

Хотим разобраться в проблеме. Подскажите, пожалуйста, номера обращений. Проверим работу Поддержки и поможем с решением

Ответить

Калитка? Разгрузка?
Испанский стыд, Яндекс... Кто писал - заставить работать ночью на упаковке в выходные дни пока не исправится.

1
Ответить