Как украсть миллион: истории ресторанов

Как украсть миллион: истории ресторанов

Недавно мы попросили наших клиентов рассказать, как им работалось до постановки учета в своих заведениях. Выяснилось много интересного: у одного бухгалтер-калькулятор стал миллионером, у другого - сотрудник из кокосового печенья делал мраморную говядину, у третьего бармен продавал водку, пронося в полиэтиленовых пакетах. Причины таких ситуаций очевидны: учет на предприятии не ведется или ведется некорректно, есть дыры в системе учета, не установлены контрольные точки. А там, где не проверяют, нет никакого смысла соблюдать правила.

У нас накопилось много историй о самых хитроумных схемах обогащения. Решили с вами поделиться.

История 1. «Давай пополам»

В какой-то момент обнаружилось, что бухгалтер из бургерной N (помимо официальной зарплаты) умудрился за четыре года службы обогатиться на два с лишним млн рублей. Как такое произошло?

Схема была простая. На одну котлету по техкарте положено 200 г фарша. Бухгалтер увеличивал расход в техкарте до 400 г (по факту повар продолжал класть 200). После чего согласовывал новую закупку у руководства, показывая остатки, и отправлял запрос поставщику: по накладной — на 7 кг фарша, а по устной договоренности — на 4. Перед инвентаризацией данные в техкарте возвращались до прежних 200 г.

Мошенничество удалось выявить благодаря аудиту: он показал скачки в техкарте и позволил распутать всю цепочку. Оказалось, что сотрудник заведения был в сговоре с поставщиком и делил с ним деньги 50/50.

История 2. От перемены мест слагаемых сумма…изменяется

Бухгалтер-калькулятор с директором ресторана решили вступить в сговор, дабы заработать. Они просто меняли в техкартах одну форель (чилийскую) на другую – карельскую (она в три раза дешевле). Успешно продавали и в конце месяца возвращали в техкартах все обратно. Излишки растекались по карманам.

История 3. «Давай меняться»

В одном заведении к кофе давали бесплатные кокосовые печенья, которые выпекали сами, а в техкарту этой позиции ставили мраморную говядину, которую потом успешно выносили со склада, то есть воровали. В месяц получалось до 10 кг в зависимости от сезона. При средней цене мраморной говядины в 1150-1300 рублей за кг это минимум 11500 рублей в месяц.

История 4. Инструкция: как получить доп.доход в 1,5 млн рублей

Если у сотрудника есть права доступа к складскому и управленческому учету, а также право расчета с контрагентами, он легко может вступить в сговор с поставщиком. И пошло-поехало: подставные приходные накладные, мнимый расчет наличкой, оприходование товара, который никто не видел, завышение % на холодную обработку в 2-3 раза. После одной из таких историй сотрудник, работавший по этой схеме, положил себе в карман 1,5 млн рублей.

Как обезопасить себя от манипуляций? Провести аудит.

История 5. Где-то убыло, где-то прибыло

Шеф-повар проводил инвентаризацию, как обычно, в первых числах месяца. Продукты считались, остатки фиксировались на бумаге, а далее технолог заносил информацию в компьютер. После чего была видна полная картина (как думал клиент) по остаткам товара на складе. В итоге оказалось, что повар фиксировал в отчете продукты, которых на складе уже не было.

Руководство поняло, что цифры не сходятся и надо искать причину. И на месяц прикрепило к кухне двух человек, которые совместно с технологом и управляющим провели тщательную проверку. В тот момент все и вскрылось.

История 6. Увольнение — не повод забирать не свое

Управляющий ресторана написал заявление об увольнении и ушел в тот же день. Вроде стандартная история об увольнении, если бы не одно НО. Он забрал с собой продукты с кухни, внимание, на 80 тысяч рублей. Так сказать — моральная компенсация.

Выяснили это только спустя некоторое время, при проведении инвентаризации. Оказалось, в частности, что сотрудники кухни собственноручно выдали бывшему коллеге стейки на 27 тысяч рублей, якобы ничего не подозревая о происходящем. Как вы понимаете, незнание не освобождает от ответственности. Сумму потерь разделили между сотрудниками кухни.

История 7. «Друг, подсоби!»

Контактный бар ресторана. Гостей рассчитывают без чека. Бармен делает так, как ему хочется — продает водку налево, потому что может без проблем пронести ее в бутылке или перелить в пластиковую тару или полиэтиленовый пакет. За смену умелец получает определенную сумму наличных денег, которые не проводит по кассе. Проверка карманов в конце смены не поможет, так как наличку сотрудник сбрасывал своим друзьям-«клиентам» в течение дня. Тот пришел, сел за барную стойку, заказал недорогой напиток, заплатил наличкой, а ему на сдачу отдали весь навар за день. Гость ушел. Бармен чист. А денег в кассе мало.

Хорошо, что есть камеры и можно отследить все процессы. Но проверяют их только тогда, когда понимают, что что-то идет не так.

Важно помнить, что подобного рода махинации происходят всегда за счет прибыли собственника. Как это исправить? Все приведенные выше схемы незаконного заработка сотрудников заведений мы выявили в результате аудитов и предотвратили путем дальнейших настроек в системе учета. Что вам и рекомендуем сделать. Сперва проверьте свой учет, а потом смело принимайте меры. Если у вас iiko, заказать аудит можно у нас. Бесплатно.

22
2 комментария

Какая-то лютая муть

.> Бухгалтер увеличивал расход в техкарте до 400 г (по факту повар продолжал класть 200).

Техкарта утверждается шефом и директором. А не бухом. Что, они котлету в полкило согласовали?

Перед инвентаризацией данные в техкарте возвращались до прежних 200 г.

Эво как. А, вероятно, недостача тоже сама по себе возвращалась. И на техкарте - подписи и ДАТЫ (ибо она временами меняется). И как бух смог это незаметно сделать?

Мошенничество удалось выявить благодаря аудиту

Инвент и есть аудит остатков. Что там где на бумаге менялось обратно - неважно.

Они просто меняли в техкартах одну форель (чилийскую) на другую – карельскую (она в три раза дешевле). Успешно продавали и в конце месяца возвращали в техкартах все обратно.

Тут да, возможен мухлеж. Фермерская форель (если о ней речь идет - в Карелии и дикая есть) подешевле. Но вот зачем техкарты менять? Проще в накладной писать просто "форель". Кстати, нормально приготовленную садковую форель от дикой Вы никогда не отличите.

В одном заведении к кофе давали бесплатные кокосовые печенья, которые выпекали сами, а в техкарту этой позиции ставили мраморную говядину

В техкарту на печенюшки ставили говядину????? Блин, Вы понимаете, что такое техкарта?

В итоге оказалось, что повар фиксировал в отчете продукты, которых на складе уже не было.

Инвент проводит повар в одно рыло? И какого хрена он, как заинтересованное лицо, вообще инвент проводит?

За смену умелец получает определенную сумму наличных денег, которые не проводит по кассе.

А вот тут - да. Это реально серьезная проблема. И бороться с ней крайне трудно.

В целом, расписаны ситуации, когда шеф слепой дебил (либо заинтересованный) плюс еще директор тоже слепой дебил.
Если честно, в первую и третью ситуации я не верю вообще. Да и другие ситуации (кроме бармена) из пальца выглядят высосанными.

Вы ж понимаете, что есть карты в системе учета. Чтобы изменить там не надо переподписывать бумажную версию.