Права для электросамоката: почему устройство приравняли к транспортным средствам

Верховный суд России признал электросамокаты транспортным средством. Такой статус устройства получили в результате судебного разбирательства.

Права для электросамоката: почему устройство приравняли к транспортным средствам

Давит Чепечян попал в ДТП в мае 2021 года. Его машина поворачивала налево, а по встречке двигался человек на электросамокате. Суд устаовил, что человек на самокате потерял управление и на полном ходу попал под машину. От полученных травм он скончался.Органы следствия возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК — нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека. Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, назвав электросамокат с двигателем мощностью 5,4 кВт, на котором передвигался погибший, «механическим транспортным средством». Таким образом, следствие предлагало квалифицировать случившееся, как ДТП с участием двух транспортных средств, в котором Чепечян нарушил ПДД, не уступив дорогу другому транспортному средству при повороте налево.Истец в суде в свою очередь пытался доказать, что электросамокат не может считаться транспортным средством, так как для управления им не требуются водительские права.

Но представитель Генеральной прокуратуры заявил, что скорость, которую развивают современные электросамокаты, позволяет отнести их к транспортным средствам, так, например, максимальная скорость самоката Dualtron Ultra, которым управлял погибший, составляет 85 км/ч.

«Таким решением суд установил становление судебной практики по такому вопросу – нижестоящие суды, хоть и негласно, будут следовать таким правилам и принимать схожие решения. На это решение будет, возможно, ориентироваться и законодатель при принятии специального закона», — считает доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Оксана Васильева.

По ее словам, данное решение повлияет на действия сотрудников ГИБДД. Также у них могут быть свои внутренние инструкции от руководства, которым также необходимо следовать. Но в большей степени это оказывает влияние на суды. Так, постановления сотрудника ГИББД можно оспаривать у его начальника или в суде. И когда суд будет принимать решение по данному вопросу, он будет, в первую очередь, ориентироваться на мнение Верховного суда.

Так ли безопасен самокат?

В городах России кикшеринг — аренда самокатов — массово вводилась 2-3 года назад. Сначала новинку воспринимали довольно осторожно, но затем большинство оценило все преимущества такого транспорта: маневренность, простоту управления, бюджетность и доступность — самокаты устанавливали не только на оживленных улицах, но и в спальных районах. Со временем практика показала, что безопасное, на первый взгляд, средство передвижения может спровоцировать серьезную аварию, особенно в руках лихача.

В Минтрансе электросамокаты причисляют к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). До сих пор большинство ДТП с их участием классифицируются как наезд на пешехода, так как, согласно ПДД, лицо, управляющее самокатом, считается пешеходом. В то же самое время, если электросамокат сбивал пешехода, в силу отсутствия правовой основы, меры наказания не были сопоставимы со случаями, когда пешеходов сбивал автомобиль. Самокат же способен развивать скорость до 40 км/ч и аварии с их участием нередко влекли за собой смерть. Максимальные меры предосторожности властей по правовому регулированию таких ситуаций заключались лишь в ограничении максимальной скорости электросамокатов в определенных зонах города до 15 км/ч.

Замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России Владимир Кузин выразил надежду, что ведомство сможет установить статус средств индивидуальной мобильности, в число которых также входят электросамокаты, к лету 2022 года. Но сейчас их статус окончательно не определен.

Законопроект о средствах индивидуальной мобильности, который позволил бы регулировать все технические устройства, существует около трех лет. Его подготовил Минтранс в октябре 2019 года.

«Средство индивидуальной мобильности» — устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок», — говорится в документе.

В законопроекте прописано, что управлять СИМ могут лица старше 14 лет исключительно по велодорожкам и со скоростью не более 20 км/ч. А в их отсутствие по тротуарам, и только при отсутствии тротуаров по проезжей части. Принять законопроект в короткие сроки невозможно — для этого придется производить серьезную редакцию ПДД, переписывая большое количество норм.

22
4 комментария

Принять законопроект в короткие сроки невозможно — для этого придется производить серьезную редакцию ПДД, переписывая большое количество норм.Очень смешная отговорка в конце).
Сколько еще лет понадобится законодавателям, интересно? Понятно, что это всего лишь безопасность граждан но все же.

Не очень понимаю как это на что-то влияет?
У нас и так есть закон(ПДД) по которым самокат транспортное средство со всеми вытекающими последствиями. И каждого первого самокатчика можно дрючить. Только - это Россия детка. И строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения.
"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики."Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.практически все велосамокаты попадают в две вышеперечисленные категории. Да, они подделывают сертификаты самых слабых 500ВТ моделей, и приравнивают их к велосипеду. Да, но... За поддельный сертификат дрючить что не надо? И велосипед тоже транспортное средство кстати.
"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Не ну лошадью тоже можно без прав управлять и если ДТП то можно будет сказать то же что этот гражданин? Это точно не пройдёт велик тоже без прав может ехать и ему надо уступать. Он полноценный участник дорожного движения. Самое смешное это видимо моноколесо так как единственное не попадает ни в какие категории сколько бы не ехало. А топор тоже холодным оружием будет считаться если им человека ударить. А в любой другой момент никак им считаться не будет.

Тогда пускай сделают отдельные зоны для самокатеров. Я устал бояться ходить по тротуару в наушниках, потому что в любой момент кто-нибудь может сзади наехать. Это и курьеров на велосипедах тоже касается.