Welcome E-Queo
776
Блоги

Обреченные на провал или в какие проекты я не инвестирую

Автор: Дмитрий Костомаров, инвестор, бизнес-ангел

Поделиться

В избранное

В избранном

За более чем 20-летний предпринимательский опыт ко мне приходила масса людей с предложением о совместном бизнесе, а за последние четыре года в роли бизнес-ангела я просмотрел сотни стартапов. Выделил основные признаки проектов, в которые я бы не инвестировал.

Криптовалюты и online-казино

Криптовалюты - это раздувание мыльного пузыря

В детстве я выиграл три рубля в моментальную лотерею «Спринт», купил на них шесть билетов, и, разумеется, потерял выигрыш. С тех пор, чтобы получить доход, я работаю. Это не означает, что считаю криптовалюты бесполезными. Но инвестиции, направленные на раздувание мыльного пузыря, по моему мнению, выходят за границы морали. Также я не инвестирую в любые другие проекты, чьи основатели сразу заявляют, что основная выгода ангела – exit value, доход, который я получу, выскочив из проекта на втором или третьем раунде. В этом смысле мне близок протестантский подход, в котором ценность труда абсолютна, а ценность спекулятивного дохода – сомнительна.

Предсказатели будущего

Будущее не знает никто

Я никогда не отказывал в диалоге молодым командам, так как сам начал трудовую деятельность в 16 лет, а в 20 одним из первых нескольких тысяч людей в России уже работал на американскую компанию. Поэтому я хорошо знаю, что дело не в возрасте, а в таланте и способности к систематическому труду. Напротив -- я с удовольствием убираю в дальний ящик проекты, чья бизнес-модель построена на очень взрослом бизнес-плане и дотошном просчете каждой цифры. Должен признать, что детальное предсказание будущего и планирование – редкая компетенция. История знает мало удачных примеров. Но все они не уточняли сроков.

Улучшать, но не менять

Не рассматриваю проекты, которые ничего не меняют в принципе, а придумывают лучший способ сделать что-то. Во-первых, в современном мире действует принцип «лучше хорошо украсть, чем плохо придумать», поэтому быстрое копирование находок конкурентов – основное занятие любого бизнеса. Во-вторых, мне вообще не нравится идея улучшение плохого. Я никогда не инвестирую в очередного робота, анализирующего резюме или социальные профили, чтобы найти какого мифического «вау работника». Но я бы много вложил в проект, который стимулировал сотрудников хорошо работать, а работодателей правильно измерять это «хорошо» и платить им сообразно уровню достигнутых результатов.

Образовательные проекты

Стартапам в сфере HRTech/EdTech мне приходиться чаще всего отказывать: их основатели зациклены на своей гениальности и не ориентированы на результат. Они считают инвесторов людьми второго сорта и вести с ними беседу, мягко говоря, трудно. Чаще всего, они говорят о том, что придумали невероятную методику, которая перевернет мир и сделает все лучше, чем было до того. В этих случаях я спрашиваю: почему проект считает, что он перевернет мир и почему никто не догадался перевернуть его иным образом?

Вечное и сиюминутное

Недавно я не стал рассматривать проект в области агрегации компетенций, которые помогли бы соискателям лучше подстраиваться под ожидания работодателей. Причина в том, что основатель стартапа была уверена, будто существующий мир вечен и проблема будет вечна. Я же так не думаю. Также я не рассматриваю маркетплейсы и убер-проекты. Это уже mainstream, одним больше, одним меньше – какая разница?

Уникумы

Конкурент появится откуда его не ждешь

Не отказываю, но стараюсь отучать стартаперов от заявлений, что у них нет конкурентов. Конкурент всегда есть. Например, старый способ достижения целей, привычки потребителей. Но даже, если идея принципиально нова и ниша абсолютно пуста, то после запуска проекта и достижения им успеха, за пару месяцев родится десяток конкурентов, которые могут похоронить именно этот проект.

Потребрынок

Не рассматриваю бизнесы в сегменте B2C. Стараюсь вкладывать только в B2B, в крайнем случае B2B2C. Потому, что не люблю рекламу. Любой проект, который на 100% зависит от коммуникационной накачки – в топку. Продукт должен быть хорош сам по себе. Миллионы людей пользуются Telegram, но кто видел в нем рекламу? Соответственно, не рассматриваю бизнес-модели с туманными идеями набрать аудиторию, а потом продать ее брендам. Если за сам продукт пользователи не хотят платить, мне он не интересен.

{ "author_name": "Welcome E-Queo", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 2, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "41489", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]