Обреченные на провал или в какие проекты я не инвестирую

Автор: Дмитрий Костомаров, инвестор, бизнес-ангел

Обреченные на провал или в какие проекты я не инвестирую

За более чем 20-летний предпринимательский опыт ко мне приходила масса людей с предложением о совместном бизнесе, а за последние четыре года в роли бизнес-ангела я просмотрел сотни стартапов. Выделил основные признаки проектов, в которые я бы не инвестировал.

Криптовалюты и online-казино

Криптовалюты - это раздувание мыльного пузыря
Криптовалюты - это раздувание мыльного пузыря

В детстве я выиграл три рубля в моментальную лотерею «Спринт», купил на них шесть билетов, и, разумеется, потерял выигрыш. С тех пор, чтобы получить доход, я работаю. Это не означает, что считаю криптовалюты бесполезными. Но инвестиции, направленные на раздувание мыльного пузыря, по моему мнению, выходят за границы морали. Также я не инвестирую в любые другие проекты, чьи основатели сразу заявляют, что основная выгода ангела – exit value, доход, который я получу, выскочив из проекта на втором или третьем раунде. В этом смысле мне близок протестантский подход, в котором ценность труда абсолютна, а ценность спекулятивного дохода – сомнительна.

Предсказатели будущего

Будущее не знает никто
Будущее не знает никто

Я никогда не отказывал в диалоге молодым командам, так как сам начал трудовую деятельность в 16 лет, а в 20 одним из первых нескольких тысяч людей в России уже работал на американскую компанию. Поэтому я хорошо знаю, что дело не в возрасте, а в таланте и способности к систематическому труду. Напротив -- я с удовольствием убираю в дальний ящик проекты, чья бизнес-модель построена на очень взрослом бизнес-плане и дотошном просчете каждой цифры. Должен признать, что детальное предсказание будущего и планирование – редкая компетенция. История знает мало удачных примеров. Но все они не уточняли сроков.

Улучшать, но не менять

Не рассматриваю проекты, которые ничего не меняют в принципе, а придумывают лучший способ сделать что-то. Во-первых, в современном мире действует принцип «лучше хорошо украсть, чем плохо придумать», поэтому быстрое копирование находок конкурентов – основное занятие любого бизнеса. Во-вторых, мне вообще не нравится идея улучшение плохого. Я никогда не инвестирую в очередного робота, анализирующего резюме или социальные профили, чтобы найти какого мифического «вау работника». Но я бы много вложил в проект, который стимулировал сотрудников хорошо работать, а работодателей правильно измерять это «хорошо» и платить им сообразно уровню достигнутых результатов.

Образовательные проекты

Обреченные на провал или в какие проекты я не инвестирую

Стартапам в сфере HRTech/EdTech мне приходиться чаще всего отказывать: их основатели зациклены на своей гениальности и не ориентированы на результат. Они считают инвесторов людьми второго сорта и вести с ними беседу, мягко говоря, трудно. Чаще всего, они говорят о том, что придумали невероятную методику, которая перевернет мир и сделает все лучше, чем было до того. В этих случаях я спрашиваю: почему проект считает, что он перевернет мир и почему никто не догадался перевернуть его иным образом?

Вечное и сиюминутное

Недавно я не стал рассматривать проект в области агрегации компетенций, которые помогли бы соискателям лучше подстраиваться под ожидания работодателей. Причина в том, что основатель стартапа была уверена, будто существующий мир вечен и проблема будет вечна. Я же так не думаю. Также я не рассматриваю маркетплейсы и убер-проекты. Это уже mainstream, одним больше, одним меньше – какая разница?

Уникумы

Конкурент появится откуда его не ждешь
Конкурент появится откуда его не ждешь

Не отказываю, но стараюсь отучать стартаперов от заявлений, что у них нет конкурентов. Конкурент всегда есть. Например, старый способ достижения целей, привычки потребителей. Но даже, если идея принципиально нова и ниша абсолютно пуста, то после запуска проекта и достижения им успеха, за пару месяцев родится десяток конкурентов, которые могут похоронить именно этот проект.

Потребрынок

Не рассматриваю бизнесы в сегменте B2C. Стараюсь вкладывать только в B2B, в крайнем случае B2B2C. Потому, что не люблю рекламу. Любой проект, который на 100% зависит от коммуникационной накачки – в топку. Продукт должен быть хорош сам по себе. Миллионы людей пользуются Telegram, но кто видел в нем рекламу? Соответственно, не рассматриваю бизнес-модели с туманными идеями набрать аудиторию, а потом продать ее брендам. Если за сам продукт пользователи не хотят платить, мне он не интересен.

33
10 комментариев

Ох, я бы тоже мог написать статью о том, за разработку каких стартапов я бы не стал браться. Или грузчик Николай из Пскова мог бы написать статью на тему - за погрузку каких грузов он бы не стал браться.

Расскажите лучше в какие стартапы вы инвестировали. А в какие не инвестировали и зря этого не сделали. По-моему было бы полезно и вам и читателям, имхо самокритика всегда полезнее убеждений.

4

www.e-Queo.com
https://www.facebook.com/mrwolfhelps/
И на www.actum.pro несколько, которые в различных стадиях запуска

1

Бизнес-ангел? Чтоооо?

--- Не отказываю, но стараюсь отучать стартаперов от заявлений, что у них нет конкурентов

если стартапер думает, что у него нет конкурентов, он в принципе не изучал рынок.

Next, please!

"Миллионы людей пользуются Telegram, но кто видел в нем рекламу?" - а Вы ни разу не видели? Попробуйте подписаться на какой-нибудь канал с аудиторией больше 10 тысяч человек...

Думаю, тут имелась в виду реклама, в которой рекламировали бы телеграм.