Ветеринар, японист и нефтедобытчик: как отказаться от всего и уйти в ИТ

Рассказывают сотрудники VK.

Среди ИТ-специалистов немало людей, которые в прошлом работали в максимально далёких от ИТ областях. Мы попросили коллег рассказать, как они стали айтишниками.

Александр Григорьев, менеджер продукта в VK, вместо нефти добывает качественные продукты

Я рос в Бугуруслане — это маленький город, который в своё время был центром добычи нефти в Оренбургской области. Поэтому все, кто здесь живёт, как правило, занимаются нефтянкой. Я не был исключением: после школы отучился в колледже по специальности «Эксплуатация и разработка газовых и нефтяных месторождений». Это те, кто следит за скважинами, чтобы всё работало, управляют и передают информацию в главный офис. На Севере такие ребята ездят на больших джипах, смотрят, где что разлилось, ругаются матом и чинят.

После окончания я устроился на работу оператором по добыче нефти и газа IV разряда. Работал на нефтяном промысле: ходил по полям, смотрел за скважинами, крутил вентили, искал и устранял утечки нефти и выполнял другие технологические операции. Если объяснять простыми словами, нефтяной промысел — это поле, напичканное скважинами, пара рощиц, трёхсекционный вагончик для проживания и одна лампочка освещения на всё поле. График у нас был вахтовый: неделю я работал, а потом на неделю уезжал домой. Иногда вахта проходила спокойно, а иногда — холодно, дождливо и грязно.

В целом нефтянка мне нравилась. Всё было понятно и просто, но однообразно. Поэтому я параллельно брал другие проекты, например с друзьями мы сделали мобильное приложение для маленьких городов, своего рода социальную сеть со справочником. Занимался я этим на отдыхах после вахт. Проект хорошо развивался, пошла монетизация. Начинал я как разработчик-кофаундер, научился программировать, делал какие-то продуктовые анализы и так далее. Но у меня была проблема на вахтах с доступом к интернету. Ребята привезли мне 3G-модем и усилительную антенну. Я пытался с их помощью ловить сигнал и таким образом работать, но ничего не получилось. В итоге я решил, что из нефтянки пора уходить и двигаться в отрасль, которую я нахожу более перспективной.

Ветеринар, японист и нефтедобытчик: как отказаться от всего и уйти в ИТ

Моя первая работа была в Казани, где я устроился руководителем проекта в ИТ-компанию регионального уровня и управлял командой из 11 человек. Эта компания мне очень нравилась, я проработал в ней около двух лет. Научился управлять разработкой, создавать бизнес-процессы и работать с задачами, научился приоритизировать, управлять продуктом. Позже я делал еще несколько проектов, например, приложение для торговых розничных сетей или сервис создания мобильных приложений и сайтов. Но из-за разных внешних условий, в том числе из-за пандемии, все разработки остановились.

В итоге я решил, что хочу поработать с проектами в крупных компаниях, и нашёл классную вакансию в VK, куда меня и пригласили. Мне очень нравится мой продукт — система аналитики и атрибуции. Сейчас я как раз его изучаю, выполняю первые задачи.

Советы

Нет ничего невозможного. Если чего-то хочется, нужно приложить усилия к развитию своего таланта.

На первом этапе нужно научиться работать только ради опыта, а не ради денег или интересных задач. Ходить на неоплачиваемые стажировки в крупные компании, подхватывать мелкие задачки. Иначе прогресса просто не будет.

Программирование нужно сделать привычкой. Чтобы достичь мастерства, требуется около 10 тысяч часов.

Елена Феоктистова, программист в VK, до 37 лет работала в продажах и ассистентом в ветеринарной клинике

Я закончила школу в конце 90-х, когда ИТ-мир в современном виде ещё не существовал в России, поэтому это направление мне было совершенно не интересно. По тенденции тех лет я стала заниматься бизнесом: например, торговала автомобильными запчастями.

Примерно к 30 годам я перегорела и стала думать, куда мне пойти дальше. Почему-то мой выбор пал на медицину. Я даже поступила на бюджет в медицинский университет. После третьего курса я перешла в ветеринарный вуз и смогла устроиться в ветеринарную клинику ассистентом. Но по работе часто сталкивалась с тем, что люди не хотят ухаживать за своими животными из-за лени, или не могут — из-за высоких цен. Я люблю животных, и для меня это было психологически тяжело. В результате я снова перегорела и ушла из профессии.

Ветеринар, японист и нефтедобытчик: как отказаться от всего и уйти в ИТ

Перебирая различные сферы деятельности, очень часто встречала рекламу работы в ИТ. Решила попробовать себя в этой отрасли. Примерно за три месяца мне удалось накопить небольшую теоретическую базу: сначала я проходила бесплатные онлайн-занятия по фронтенду, читала книги по программированию, проверяла код из примеров и пробовала писать свои маленькие проекты. Когда я поняла, что моих знаний хватит для позиции стажёра или джуна, стала рассылать резюме по вакансиям в крупные компании. Приходили сотни отказов, но многие HR даже не читали мои письма. Потом поняла, что надо брать массовостью, и начала спамить компании с любыми ИТ-вакансиями.

Наконец на моё резюме откликнулась небольшая команда, на их старых сайтах как раз использовались технологии, которые я знала. Мне предложили работу за небольшую зарплату. Ребята научили меня очень важным вещам: разработке в команде, работе с документацией и требованиями, оценке задач. Но меня не устроил формат постоянной удалёнки, поэтому я стала искать работу в офисе.

Через несколько месяцев меня позвали на работу в крупный страховой аутсорсер. При этом зарплату предложили в два раза больше, а задачи — современнее и интереснее. Но менее чем через год я ушла в стартап, который занимался производством медицинского оборудования. Это было максимально весело, но вокруг царил хаос и некоторые части приложения делались в такой спешке, что через неделю автор кода сам уже не мог в нём разобраться.

Через какое-то время я поняла, что хочу работать в более крупных организациях, и сменила стартап на аутсорсинговую компанию. Приняли меня туда уже на мидл-позицию. Зарплата моя на тот момент — прошло менее двух лет с первой строчки кода — по сравнению со стартовой выросла в пять раз.

Сейчас я работаю в техническом департаменте VK. Мы делаем плагины для Jira, боты для мессенджера VK Teams, разные внутренние инструменты. Меня вдохновляет, что моя работа полезна для тысяч людей — сотрудников компании, которые ежедневно используют наши сервисы и продукты.

После ветеринарии меня поразило, что в хороших ИТ-компаниях стараются придерживаться «нетоксичного» общения: не «ты виноват в том, что случилось», а «у нашей команды есть некоторые проблемы, которые мы должны решить». Чувствуешь себя частью коллектива, который не сваливает на тебя вину, а поддерживает. Есть хорошие процессы, есть обратная связь — и ты видишь, как развивается твой проект.

Советы

На паспортный возраст никто не смотрит. Мне сейчас 40, я пришла в ИТ три года назад. Если сотрудник не ощущает своего возраста, то и работодатель его тоже ощущать не будет.

Старый опыт можно нести с собой. То, чем человек занимался раньше, можно взять с собой в ИТ. Например, мне мои знания в медицине помогали в медицинском стартапе, я понимала, что мы делаем. Айтишник — бывший юрист может создавать ПО для юридических компаний. Тех, кто может успешно применять свой прошлый опыт на новом месте, безумно ценят, потому что таким людям легко читать требования от бизнеса.

В ИТ точно стоит идти тем, кому нравится постоянно сталкиваться с вызовами, изучать что-то новое, пробовать, ошибаться и снова пробовать. Здесь всё это есть, и даже если что-то не получается, вокруг будет готовая прийти на помощь команда.

Николай Олигеров, аналитик в VK, варит качественный код вместо кофе

Я учился в Обнинском институте атомной энергетики 10 лет (дошёл до кандидатской диссертации), но в период учёбы потерял интерес. Главная причина — закоснелость российской науки. Я был уверен, что буду работать в лаборатории, открывать новые элементарные частицы, соединения и вещества, работать с приборами. Но тут не в мою пользу сработал принцип «ожидание-реальность», когда на деле меня ждали невнятные перспективы, отсутствие материалов для работы и зарплата, которая может прийти, а может и не прийти.

Поэтому я не смог найти себя в науке и пошёл работать в общепит, где перспективы намного прозрачней: какое-то время ты работаешь на рядовой должности, а потом быстро можешь стать руководителем точки. В моем случае схема сработала, я был сотрудником крупной сети кофеен 6,5 лет. Начал бариста, но вскоре стал управляющим и пробыл им 3,5—4 года. Мне это нравилось, я был не просто менеджером, но и работал руками. А потом понял, что упёрся головой в потолок.

Ветеринар, японист и нефтедобытчик: как отказаться от всего и уйти в ИТ

Когда руководство заметило, что я начинаю выгорать, мне предложили перевестись в головную организацию и поработать антикризисным менеджером. Я катался по всей стране и помогал руководителям кофеен разобраться, как им выйти на заданные уровни финансовых показателей.

Мне понравилось заниматься финансами и я начал искать себя именно там. Будучи управляющим, я очень много использовал математические и статистические методы, которые проходил ещё в институте. Стал подыскивать работу в финансовой аналитике, но чтобы от общепита далеко не уходить. Поэтому сейчас я работаю в Delivery Club в команде проекта R-Keeper — В2В-системы автоматизации для ресторанов.

Мне очень пригодился весь мой прошлый опыт, потому что я хорошо понимаю задачи и проблемы сферы общественного питания. А ещё приходится решать головоломные задачи. Сколько ресторанов в России? Какая ёмкость рынка? Какая доля у конкурентов? Насколько мы можем вырасти? Ну и множество других задач, которые решают аналитики — я проверяю продуктовые гипотезы, программирую на Python и строю модели прогнозирования.

Советы

Книга «ДНК — не приговор». Основная мысль — гены определяют нас на 20 %, а внешняя среда — на 80 %. Поэтому человек может обучиться чему угодно, было бы желание.

Нужно постоянно развиваться. Работа в ИТ — это не про «получать кучу денег, сидя за компьютером и нажимая на клавиши». Это постоянное развитие, самосовершенствование. И ключевое слово — не «развитие», а «постоянное».

Роман Усков, программист-аналитик, выбрал путь IT-самурая

Я закончил факультет международных отношений в МГУ, где под впечатлением от культуры Японии активно изучал японский язык. Во время учёбы в магистратуре два года работал в небольшой японской организации: мы отправляли на стажировку представителей разных сфер бизнеса. Работа с японцами мне нравилась, но смущало то, что карьерный рост в японских компаниях зависит от количества времени, которое ты проработал (а это примерно от пяти лет), поэтому я стал присматривать себе другую отрасль, куда смогу податься.

Ветеринар, японист и нефтедобытчик: как отказаться от всего и уйти в ИТ

Пообщавшись с бывшими одноклассниками, друзьями и коллегами, пересмотрев сотни видео в интернете, я понял, что одна из наиболее перспективных отраслей на сегодня — это ИТ. Я начал с изучения основ — HTML и CSS. Попробовал себя во фронтенде, прошёл учебные курсы в loftschool.com и HTML Academy (обратите на них внимание, если хотите пощупать, что такое веб-разработка). И мне понравилось.

Спустя полтора года я решил пойти на стажировку в компанию одного из предпринимателей, которого мы в свое время отправляли в Японию. Я написал ему с просьбой взять меня стажёром на удалёнку. Он откликнулся, однако для стажировки нужно было писать на React, Python и Django. В итоге за несколько месяцев с помощью книг и онлайн-курсов я освоил азы этих технологий и вышел набивать руку на свою первую работу, где сумел написать первый код и окончательно убедиться в том, что я нашёл дело своей жизни. За 8 месяцев работы в компании я научился многому , в том числе принимать ошибки. Раньше я боялся их совершать, но IT-отрасль показала мне, что ошибки важны и дают бесценный опыт.

Сейчас я работаю в департаменте предиктивной аналитики VK. Анализируя открытые данные, мы можем предлагать пользователям именно те продукты, сервисы и услуги, которые им действительно нужны. Моя задача заключается в разработке интерфейсов для визуализации этих данных, иногда пишу для них бэкенд.

Жалею ли я, что променял Японию на ИТ? Нисколько. Моё образование и прежний опыт работы помогают легче выстраивать социальные связи с коллегами и профессиональным сообществом. Я научился не бояться совершать ошибки, и на себе прочувствовал, насколько важно постоянно развиваться.

Советы

Ошибки — это часть карьеры, без них не будет развития. Если воспитать в себе привычку преодолевать трудности, всё будет получаться. Нужно быть как Наруто и следовать своему пути ниндзя.

Не надо бояться неизвестности. На пути ИТ-специалиста всегда приходится сталкиваться с чем-то незнакомым, это нормально.

Стать ИТ-специалистом можно на любом этапе — приходите к нам и начинайте карьеру в VK.

2929
21 комментарий

На паспортный возраст никто не смотритНу это же явная неправда)

17
Ответить

Ты думаешь VK скажут, что это не так?))

4
Ответить

стартап, который занимался производством медицинского оборудования. Это было максимально весело, но вокруг царил хаос

Без комментариев. Хорошо, что стартап хотя бы не по ядерной энергетике работал)

7
Ответить

Это ещё что, говорят гендир ВК был сыном самого Кириенко.

5
Ответить

Это ещё что, говорят гендир ВК сам- Кириенко)

1
Ответить

Здорово,что вам хватило смелости что то поменять,обучиться чему то новому

4
Ответить

Классная статья, восхищают такие люди которые готовы обучаться чему-то совершенно новому для себя и менять свою жизнь))

4
Ответить