Как получить оффер из Европы: советы и рекомендации
Всем привет! Меня зовут Алекберова Алина, и я работаю в крупной FMCG компании. Одновременно с этим я являюсь карьерным консультантом (веду подкаст "Воркшоп" и много пишу на эту тему в телеграм канале @podcastworkshop), и хочу поделиться информацией, как увеличить свои шансы на получение оффера из-за границы. У меня есть опыт в этой сфере: рекрутеры сами выходили на меня на LinkedIn, у меня были собеседования с европейскими офисами компаний (в том числе за последние 2 месяца) и предложения о работе. Думаю, мне есть чем поделиться, и надеюсь что мои советы окажутся вам полезными!
Коротко совет звучит так: используйте платформу LinkedIn
Многие уже там зарегистрированы, но активно не ведут и не заполняют свою страницу. Если вы еще не там — обязательно зарегистрируйтесь! Если вы уже там, но ваш профиль не до конца заполнен — воспользуйтесь советами ниже.
- Заполните свой профиль до статуса All star. Платформа сама будет подсказывать вам, какие блоки заполнить (образование, опыт работы, навыки — ничего сверхъестественного, получить этот статус довольно нетрудно).
- Это международная платформа, поэтому профиль должен быть заполнен на английском языке, и сам язык профиля тоже выберите «английский».
- Ваша страница на LinkedIn по сути — ваше резюме. Поэтому желательно, чтобы оно уже было проработанным (с цифрами, достижениями и пр.) — это привлечет внимание рекрутеров и произведет на них впечатление.
- Адаптируйте свое резюме под международный рынок, особенно если вы работаете в русской компании. Вы можете написать короткое описание компании, например "крупнейший банк России" или "крупнейший ритейлер с более чем 10 тыс магазинов по всей стране". Мы можем с вами знать, что такое МТС или Х5 retail group (например), но зарубежные рекрутеры это знать не обязаны.
- Делайте акцент на глобальном, кросс-культурном опыте. Ваша задача - максимально уйти от русской специфики (от опыта, который применим только тут и является уникальным) и сделать акцент на универсальных навыках, которые будут востребованы в другой стране.
- Расширьте свою сеть контактов — алгоритмы LinkedIn работают таким образом, что наверх подтягиваются кандидаты с количеством контактов 500+. Если у вас не такой широкий нетворкинг — нестрашно (у меня самой около 300 контактов, и все равно меня находят, главное чтобы было больше 50), но добавить нужных людей полезно. Кстати, ко мне вы тоже можете добавиться! Будет +1 контакт)
- Расширяя свою сеть контактов, вы можете добавить рекрутеров из тех компаний которые вам интересны! Либо руководителей направлений, которые потенциально могут искать себе людей. Не надо навязываться, писать что вы ищете работу — просто добавьте их в контакты, и все. Либо можете отправить нейтральное сообщение что «давайте оставаться на связи, может быть мы будем друг другу полезны«. Так они будут видеть вашу активность (об этом следующий пункт) и у них в подсознании отложится что "где-то я видел(-a) специалиста в этой области".
- Ведите там свой «профессиональный блог». Многие пугаются и думают, что там прям надо вести целую колонку — но это не так! В LinkedIn есть блок «активность» — ваши посты видят другие пользователи, лайкают, вы становитесь заметными для новых людей, и высокая активность опять-таки поднимает вас в поиске. Достаточно примерно раз в неделю писать короткую заметку на профессиональную тему — например прикрепить какую-то статью или отреагировать на чужой пост. Можно конечно писать и собственные наблюдения и рассуждения — это очень круто. Но если не знаете с чего начать — начните с чего-то простого, как небольшая заметка.
- Попросите рекомендации. Даже 1-2 рекомендации уже преобразят вашу страницу и сделают ее более живой и наполненной, а также повысят доверие рекрутеров к вам.
- Укажите в описании профиля ключевые слова. Это важно, тк именно по ключевым словам ищут кандидатов.
- Измените URL вашей страницы - изначально она формируется рандомно, но лучше заменить ее на имя + фамилия. Это выглядит более профессионально.
- Поставьте статус open to work, но только для рекрутеров. Там же вы можете выбрать страны, которые вам наиболее интересны. Некоторые выбирают сделать этот статус видимым для всех, но я не рекомендую так делать — это выглядит немного desperate, и сразу понятно что человек в активном поиске работы. Лучше оставить его только для рекрутеров, тогда для внешнего пользователя на вашей странице он никак не будет отображаться.
- Вступите в профессиональные группы. Их можно найти по ключевым словам. Там вы найдете людей из других стран, которые тоже имеют отношение к вашей профессиональной деятельности — это отличная возможность для нетворкинга. Если вы будете активны в этих группах, вас также могут там заметить.
Откликайтесь на вакансии
Если вы выполните все пункты из списка выше, вы значительно увеличите свои шансы на то, чтобы рекрутеры сами вас нашли. Однако сидеть и ждать у моря погоды я не советую - вы сами можете активно искать работу на LinkedIn.
Известно, что получение работы за рубежом (речь не про IT) часто (хотя и не обязательно) сопряжено с тем, что вы переходите либо на такую же должность, либо даже может быть небольшой downgrade. К этому надо быть готовым, ведь вы меняете рынок, и перейти на него с повышением может быть очень затруднительно (но, безусловно, возможно!). Поэтому, check your expectations.
Самый большой шанс у вас будет, если вы будете отликаться на вакансии, максимально похожие на то, чем вы занимаетесь сейчас - тогда у вас с ролью получается большое количество пересечений. Мы можем менять направление, отрасль или страну - но редко все вместе, приходится выбирать. Поэтому, если меняете страну, остальное лучше сохранить для того, чтобы воронка работала в вашу пользу.
Ищите вакансии, откликайтесь, внимательно работайте над Cover letter (еще иногда называется "мотивационное письмо"), его тоже надо писать грамотно, с акцентом на то, какую ценность вы можете принести компании (писать о том, почему вы хотите уехать из России, не стоит - это ваше личное дело, в письме сконцентрируйтесь на вашей профессиональной ценности и уникальности).
За прошлые 3 недели на меня уже вышли 2 компании с предложением пройти интервью, хотя я просто откликалась на их вакансии на их официальном сайте (сами роли я нашла на LinkedIn и потом он меня перекинул на сайт). Интересно, что от одной из них сначала пришло автоматическое письмо с отказом ("поскольку у вас нет work permit работать в стране, мы вынуждены вам отказать"), но затем они со мной связались и сказали, что это косяк их внутренней системы, и они потом вручную еще просматривают кандидатов. И такое тоже бывает!
Внимательно смотрите на требования по знанию иностранных языков. Если описание вакансии на английском - это уже хороший знак. Но часто даже в этом случае в требованиях указано знание и других языков (например, может быть написано "Fluent Italian is a must!"). Скорее всего, это действительно необходимо для работы (возможно, предполагается коммуникация с клиентами или создание креативов на местном языке) - если так, советую не тратить особо время на вакансию, которая вам не подходит. Соответственно, внимательно читайте требования.
Пишут ли компании, что предоставляют услуги по релокации? Как правило, нет, но это не значит, что они не готовы рассматривать кандидатов из других стран. Если вас пригласят на интервью - значит потенциально вас рассматривать готовы, и ваша локация не является преградой. Пока вы не откликнитесь - вы не узнаете. Дальше может быть вопрос, какой у конкретной компании relocation package - это вы сможете уточнить уже при общении с рекрутером. Более того, это может являться переменной в переговорах (например, в процедурах компании не указано, что они должны оплатить вам билет - но они могут это сделать конкретно для вас, если вы проведете успешные переговоры на эту тему).
Желаю вам удачи с поиском работы!