Что не так с типографикой на чемпионате мира по футболу в России

Основные моменты из материала журнала type.today.

Интервью с соавтором шрифта Dusha Дино дос Сантосом

Дино дос Сантос рассказывает, что в 2014 году его пригласили принять участие в проекте по разработке типографики для чемпионата мира в России.

Тогда его команде выдали эскизы основного комплекта знаков в формате файлов Adobe Illustrator, уже утверждённые FIFA и Комитетом по подготовке и проведению чемпионата мира. Изначально шрифт выполняла другая студия, а Дино дос Сантосу его передали на завершающей стадии.

По словам Сантоса, эскизы почти нельзя было изменять — он мог только вносить незначительные корректировки. Сам же соавтор шрифта был недоволен утверждёнными работами.

Также он утверждает, что в качестве эксперта по кириллице выступала молодая девушка из России.

Когда я увидел шрифт, моей первой мыслью было: «Чёрт, и что же теперь делать?»

Дино дос Сантос

Сам бы я никогда не стал делать такой шрифт. Я полагал, что его будут использовать не как основной текстовый шрифт, а скорее в декоративных целях.

Дино дос Сантос

«Я и представить не мог, что им будут писать названия команд мелким кеглем, ведь заглавная А, например, не очень хорошо читается, а латинские K и R слишком похожи. В кириллическом комплекте знаков, мне кажется, есть отсылки к кириллическим шрифтам конца 19 века. Однако здесь ничего нельзя сказать наверняка», — уточнил Дино дос Сантос.

В итоге студия просто расширила комплект знаков, добавила западноевропейские глифы и уравновесила имеющиеся латинские и кириллические знаки.

Разные и низкокачественные шрифты брендов

Далее шрифтовый дизайнер и критик типографики чемпионата Кристоф Кеберлин рассуждает о том, что качество надписей и номеров на формах футболистов не имеют единой стилистики и выполнены слабо.

Он считает, что это связано с тем, что за типографику на формах отвечают бренды, поддерживающие команды. Например, Adidas оформляла одежду 12 сборных чемпионата, Nike — десяти команд, а Puma — четырёх.

Как пример плохой типографики Кристоф Кеберлин приводит шрифт на экипировке команд, спонсируемых Puma.

Что не так с типографикой на чемпионате мира по футболу в России

А также шрифт команд Adidas.

Что не так с типографикой на чемпионате мира по футболу в России

Мне кажется разумным не отдавать дизайн экипировки на откуп производителям, но и не навязывать всем единый шрифт, а вместо этого создать комитет, отвечающий за типографику на футболках чемпионата.

Попробовать сделать шрифт, который, во-первых, легко читается, а во-вторых, ассоциируется со странами, которые участвуют в чемпионате. В целом может получиться довольно неплохо.

Кристоф Кеберлин
3333
33 комментария

«Создать комитет, отвечающий за типографику на футболках» — блестящая идея. Предлагаю ещё создать министерство развития сеток для ворот.

39
Ответить

Согласен, это действительно неудачная затея

2
Ответить

объясните, пожалуйста, чем не устраивал шрифт с, например, прошлого ЧМ? Почему его вдруг потребовалось менять? Какую проблему решали?

8
Ответить

Проблему безDUSHAвности решали, ты чё как маленький.

40
Ответить

С такой логикой можно и ЧМ, и Олимпийские игры в одном месте всегда проводить - построили же однажды стадионы в Греции.

19
Ответить

Ну потому что прошло 4 года, меняется логотип, значит нужно менять дизайн.
Шрифт Adidas сделали с закосом под русский конструктивизм, точнее плакаты времён 20ых годов, но ребята увлеклись дизайном и забыли про читаемость

7
Ответить

Ровно по той же причине, по которой меняли вообще всю айдентику турнира. Уж зачем это-то делают думаю объяснять не надо.

6
Ответить