«Мне нравится исправлять положение вещей»: как Серджио Маркионне спас от банкротства и объединил Fiat и Chrysler

История предпринимателя с выдающейся способностью возвращать к жизни компании, в которые никто не верил.

Серджио Маркионне, фото TheStreet
Серджио Маркионне, фото TheStreet

Серджио Маркионне родился в семье военного 17 июня 1952 года в итальянском городе Кьети. В 14 лет его семья эмигрировала в Канаду к родственникам. Отец Маркионне решил переехать, так как устал от одержимости итальянцев пафосом и статусом. Он предпочёл жить в стране, которая ценит талант.

В 1978 году Маркионне получил степень бакалавра по философии в университете Торонто, через год стал бакалавром по коммерции, в 1983 году получил диплом юриста в Торонто, а в 1985 году стал магистром в бизнес-сфере, закончив Виндзорский университет.

Получив юридическую степень, Маркионне нашёл работу налоговым специалистом и бухгалтером в канадском подразделении Deloitte & Touche. В 1985 году перешёл в глобальную упаковочную компанию Lawson Mardon Group в Торонто. Вначале он занимал должность контролёра группы, а затем директора по корпоративному развитию.

Маркионне постоянно искал себе новую работу: как только видел хорошее предложение — соглашался на него.

  • В 1989 году он стал исполнительным вице-президентом конгломерата Glenex Industries Inc.
  • С 1990 по 1992 годы занимал пост вице-президента по финансам и финансового директора для бухгалтерской фирмы Acklands.
  • С 1992 по 1994 годы стал вице-президентом юридического, корпоративного развития и финансовым директором Lawson Mardon. После приобрёл швейцарскую международную упаковочную и алюминиевую компанию Alusuisse Lonza Group. (Algroup).
  • В 1997 году стал генеральным и управляющим директором Algroup.
  • В 2000 году после слияния фирмы с производственной компанией Alcan в Монреале назначен генеральным директором, а затем председателем побочной компании Lonza Group, специализирующейся на химических веществах.
  • С 2002 по 2004 года Серджио Маркионне был генеральным директором швейцарской компании Société Générale de Surveillance (SGS), предоставляющей услуги по независимой экспертизе, контролю, испытаниям и сертификации. С 2006 года занимал позицию председателя совета директоров.

2000 год: падение Fiat

В 1983 году самые продаваемые автомобили Италии выпускались в Fiat или дочерними компаниями, например, Autobianchi.

Fiat Uno. Символ компании в 80-х годах, фото Altervista
Fiat Uno. Символ компании в 80-х годах, фото Altervista

В начале двухтысячных Fiat начал рушиться. Аналитики предсказывали, что автогигант погибнет, если произойдёт хоть что-то негативное в хрупкой итальянской экономике. В 2003 году Fiat стал уступать места Citroen, Ford и Renault по долям на европейском рынке. Если в 2000 году доля Fiat на европейском рынке составляла 9,4%, то в 2004 году упала до 5,8%. Единственный автомобиль, который удерживал компанию на плаву — Fiat Panda второго поколения.

2003 год: присоединение к правлению Fiat

Fiat предложил Серджио Маркионне присоединиться к совету директоров в качестве независимого директора. Несмотря на то, что у него не было опыта в автомобильной промышленности, он обладал репутацией трудолюбивого, дружелюбного к инвесторам исполнительного директора с выдающейся способностью возвращать к жизни полумертвые, теряющие деньги компании.

Источник: The Economist
Источник: The Economist

Это было то, что нужно для Fiat. Бренд оказался на грани краха: акции компании упали до показателей 1985 года.

Итальянский финансист Роберто Коланинно сказал прессе, что хочет спасти Fiat и стать её генеральным директором, но правительство отклонило его предложение. Одновременно с этим слухи утверждали, что компания спасёт себя, продав автомобильное подразделение, сосредоточившись на более прибыльных областях: тракторах и страховке.

2004 год: Маркионне становится главой Fiat

Серджио Маркионне не рассчитывал стать директором Fiat так быстро. Цепочка событий, которая поставила его на место главы компании, началась, когда 69-летний председатель Умберто Аньелли, наследник основателя компании умер от рака. Члены Правления назначили на замену Феррари Босса Лука ди Монтедземоло.

Решение разозлило генерального директора Джузеппе Морчио, который собирался стать председателем и хотел отставки Монтедземоло. Совет директоров уговорил Маркионне вмешаться.

Мне нравится исправлять положение вещей. Нужно быть дураком, чтобы не понимать, что Fiat нужны перемены.

Серджио Маркионне, глава концерна Fiat Chrysler и президент Ferrari

Его оценка оказалось точна: 2004 год стал годом второго поколения Panda, а базовые модели Fiat Seicento и Fiat Supermini Punto не обновлялись с конца 1990-х годов. Fiat рисковал потерять своё преимущество в сегменте небольших автомобилей в Европе.

2004 год: разрыв отношений с General Motors

В 2000 году General Motors приобрела 20% акций Fiat за $2,4 млрд. Постепенно показатель снизился на 10% после того, как GM решила не участвовать в рекапитализации итальянской компании. По условиям альянса, если Fiat выставляет себя на торги в период с 2004 по 2009 годы, она может заставить GM выкупить компанию. В 2000 году это считалось совершенно невероятным: никто не мог представить, что семья Аньелли может отказаться от своей жемчужины.

Больше заботясь о прибыли, чем о семейных связях, Маркионне публично намекал, что может попросить GM выполнить своё обещание, либо он обратится в суд. У топ-менеджеров в Детройте были свои финансовые затруднения, и ситуация с Fiat ухудшалась с каждым месяцем. Они утверждали, что Fiat специально провоцирует GM, чтобы увеличить свою капитализацию и продать некоторые активы.

В 2005 году после нескольких месяцев переговоров и многочисленных угроз судебными исками, GM согласилась заплатить $2 млрд, чтобы избежать покупки гибнущей компании. Сразу после этого GM разорвало пятилетнее партнёрство с Fiat.

С $2 млрд вы сможете сделать много маленьких автомобилей.

Серджио Маркионне

2005 год: Маркионне подминает под себя Fiat Auto

В 2005 году Маркионне уволил генерального директора Fiat Auto Герберта Демеля, заняв его позицию. Он объяснил, что хочет ускорить восстановление автомобильного подразделения и отметил, что это единственная часть компании Fiat, которая в 2004 году потеряла деньги.

Аналитики сомневались в нём, так как у него не было опыта в автомобильной промышленности.

2005 год: амбициозный пятилетний план

В августе 2005 года Fiat опубликовала пятилетний план развития. На пресс-конференции Маркионне объявил о запуске 20 новых автомобилей в период с 2005 по 2008 годы и пообещал инвестировать $11,8 млрд, чтобы сделать бренды компании конкурентоспособными и прибыльными.

Автомобильная экспансия, обещанная в 2005 году, включала в себя новые модели Lancia, к примеру, так и не выпущенный Suzuki SX4, а также перерождённый Fiat 500, представленный в Европе в 2007 году. В 2008 году Fiat 500 признали лучшим европейским автомобилем года. Несмотря на планы производства Fiat 500 в Польше, Маркионне пообещал не закрывать заводы в Италии, развеяв панику среди рабочих.

2009 год: инвестиции в Chrysler

Недолговечный альянс с Daimler оставил Chrysler в тяжёлом финансовом положении. Компания из Детройта оказалась под угрозой гибели, потому что не смогла оправиться после финансового кризиса 2008 года. Администрация Обамы отказалась поддерживать General Motors и серьёзно задумалась о том, чтобы дать Chrysler умереть. Маркионне считал иначе: у Chrysler был шанс на восстановление.

Он понял, что может создать глобального автопроизводителя, который будет присутствовать по обе стороны Атлантического океана.

Fiat приобрела 20% акций Chrysler у Cerebus Capital Management в апреле 2009 года, вскоре после того, как американская компания подала заявление о банкротстве. Fiat не предложила наличных денег: только обещание, что спасёт бренд.

С одной стороны, сделка позволила Chrysler в последний момент получить деньги и технологии, которые крайне необходимы для производства небольших автомобилей — Jeep Cherokee 2014 года всё ещё основан на платформе Fiat. С другой стороны, альянс дал Fiat лёгкий выход на американский рынок, возможность масштабироваться, не теряя рентабельности.

Независимость в этом бизнесе уже не является залогом успеха. Вам нужно выпускать как минимум 5,5-6 млн автомобилей в год, чтобы зарабатывать деньги.

Серджио Маркионне, журналу Automotive News Europe

Команда Маркионне анализировала каждое подразделение, выявляя сильных и слабых, определяла, где безопаснее получать прибыль. Именно Маркионне дал зелёный свет на производство Fiat 500 в 2007 году, одобрил разработку нескольких моделей Jeep, включая Renegade, и поддержал желание Dodge увеличить мощность автомобилей, выпустив Hellcat и другие автомобили.

К провальным проектам Маркионне относился безжалостно, сокращая всё, что необходимо. Он резко прекратил производство Chrysler 200, Dodge Dart и Dodge Viper, когда в 2016 году их продажи начали падать. Не менее эффективно Маркионне уничтожал бренд Lancia, который существовал больше для престижа, чем для прибыли.

2014 год: создание Fiat-Chrysler Automobiles и развитие Ferrari

Fiat быстро объединялся с Chrysler. В 2012 году компания увеличила свою долю до 58,5%, а в 2014 году выкупила остальную часть Chrysler у United Auto Workers и создала FCA. Ferrari планировалось вывести в отдельное подразделение, что удалось сделать в 2016 году. Но Маркионне не ушёл из Ferrari и продолжил развивать бренд вплоть до июля 2018 года.

Акционеры FCA получили 80% акций Ferrari, когда компания вышла на IPO. Ещё 10% получил Пьеро Феррари, сын Энцо Феррари, остальное компания держала у себя в рамках публичного размещения. Стоимость акций Ferrari существенно выросла: с $34 в апреле 2016 года до $134 в июле 2018 года. Сейчас Ferrari оценивается в $33 млрд.

2018 год: партнёрство с Waymo Alphabet

Маркионне сыграл ключевую роль в заключении партнёрства с подразделением Waymo Alphabet. В мае 2018 года технологический гигант объявил о планах приобрести 62 тысячи дополнительных микроавтобусов Pacifica Hybrid, чтобы на их основе разработать прототипы беспилотных автомобилей. FCA также вступила в переговоры о внедрении технологии автопилота на некоторых серийных автомобилях компании.

Тестирование автопилота Waymo, фото MSN
Тестирование автопилота Waymo, фото MSN

Аналитики и конкуренты часто критиковали руководство FCA за то, что та не вкладывала деньги в развитие технологий автопилота. Но сделка с Waymo показала, что Маркионне нашёл более дешёвый и простой способ подготовиться к появлению беспилотных автомобилей.

2018 год: последний пятилетний план

В июне 2018 года Маркионне выступил публично в последний раз, представив план FCA журналистам и инвесторам в итальянском Балокко. Основную часть презентации он посвятил новым моделям брендов Jeep, Maserati и Alfa Romeo. Маркионне объявил о начале эпохи электроавтомобилей и рассказал, что компания изучает новые технологии и услуги, к примеру, автопилот и онлайн-сервисы, отказ от дизелей в пользу электрификации и гибридов.

После многолетних убытков FCA полностью ликвидировала свои долги: в 2017 году чистая прибыль компании составила €3,5 млрд, а в 2018 году компания смогла полностью выплатить остатки долга в €2,4 млрд. Дальше, по мнению аналитиков, FCA ожидает рост: только за счёт продаж Jeep компания сможет утроить свою прибыль к 2022 году.

2018 год: отставка и смерть Маркионне

21 июля 2018 года Серджио Маркионне ушёл в отставку с поста генерального директора, на год раньше запланированного. После операции по удалению опухоли в плече, которую он перенёс весной, случился приступ эмболии, и мозг получил необратимые повреждения. Последние дни Маркионне провёл в коме.

Маркионне и Майк Мэнли, фото Carscoops
Маркионне и Майк Мэнли, фото Carscoops

На посту его заменил британец Майк Мэнли, который раньше руководил подразделениями Jeep и RAM. Джон Элканн заменил Маркионне на посту председателя Ferrari, а экс-глава компании Philip Morris Луи Камиллери занял пост генерального директора.

Стиль управления

Строгий и упрямый Маркионне на посту генерального директора FCA несколько раз поднимал шум в прессе. На фоне остальных руководителей автомобильной промышленности он казался самым честным и открытым.

В 2011 году он назвал выпущенный Jeep Commander непригодным для людей.

Мы продали несколько штук, но я не понимаю, почему люди купили их.

Серджио Маркионне

В 2014 году он призвал автомобилистов не покупать электрические Fiat 500e, потому что Fiat разработала машину только для того, чтобы соблюдать нормативы выбросов вредных веществ в Калифорнии, и на каждом проданном автомобиле концерн терял $14 тысяч.

Jeep Commander, фото MSN
Jeep Commander, фото MSN

Маркионне отклонил несколько предложений Фердинанда Пьеха о покупке Alfa Romeo и отметил, что Пьеху, вместо того чтобы интересоваться покупкой Alfa, стоило бы сосредоточить усилия на собственном убыточном бренде – испанском Seat. Он также отказался продать фирменные логотипы Q2 и Q4 для Audi, хотя позже компании нашли компромисс.

Маркионне постоянно искал новые компании, с которыми можно объединиться. General Motors ему постоянно отказывала, хотя в 2009 году он почти заключил сделку с Opel.

В 2017 году появились слухи что китайская Great Wall собирается купить Jeep, но они оказались ложными. В 2018 году появилась информация, что Hyundai купит Fiat-Chrysler Automobiles, а слухи о переговорах с Great Wall пустили специально, чтобы мотивировать Hyundai, но южнокорейская компания опровергла все сообщения.

Джон Элканн из семьи Аньелли, правнук основателя Фиат и Серджио Маркионне, фото MSN
Джон Элканн из семьи Аньелли, правнук основателя Фиат и Серджио Маркионне, фото MSN

Стиль управления Маркионне удивлял окружающих: Серджио работал семь дней в неделю и практически еженедельно перемещался в Европу и Америку для управления компаниями. Во время национальных праздников Маркионне вылетал в другие страны, чтобы найти людей, с которыми можно было бы работать. Он мог написать письмо посреди ночи и требовать ответа в течение пяти минут. Такой же одержимости он требовал и от окружающих.

Противники Маркионне называли его безжалостным лидером, который увольнял менеджеров без какого-либо уведомления.

Маркионне признавал, что его тяга к работе ухудшила здоровье. 26 июня 2018 года он вручал главе итальянских карабинеров ключи от нового Jeep Wrangler и после церемонии сказал ему: «Я не могу больше это терпеть. Я очень устал». Во время церемонии он отметил, что его отец был офицером, а у организации те же ценности, что в основе его образования: серьёзность, честность, чувство долга, дисциплина и воинский дух. Это был последний раз, когда Маркионне появился на публике.

На вручении Jeep Wrangler, фото MSN
На вручении Jeep Wrangler, фото MSN

Политики Италии единогласно воздают Маркионне почести. Бывший премьер-министр Сильвио Берлускони назвал его «итальянским менеджером номер один», высоко оценив интуицию, мужество, компетентность и умение анализировать. Политический оппонент Берлускони Маттео Ренци это подтверждает: «Маркионне — гигант, который изменил индустриальную историю Италии».

Наследие

Внезапная смерть Маркионне не пошатнёт FCA, поскольку он успел подготовить компанию к своему уходу в апреле 2019 года. FCA подтвердил, что Майк Мэнли выполнит пятилетний план Маркионне, презентованный в июне 2018 года.

Нет инструкций или сценария. FCA — культура лидеров и сотрудников, которые родились из-за невзгод и работающих без нот.

Серджио Маркионне

Мы никогда не видели ничего подобного. Вы взяли примерно $2 млрд и превратили в $72 млрд. Но, что более важно, есть сотни тысяч семей по всему миру, жизнь которых стала лучше благодаря вам и вашей команде. Вы избиваете скептиков на каждом шагу.

Адам Джонас, аналитик Morgan Stanley

Всего на посту генерального директора FCA Серджио Маркионне провёл 14 лет. Он смог не просто вернуть к жизни Fiat и Chrysler, но и объединить их в седьмого по величине автопроизводителя в мире.

2727
6 комментариев

Мое уважение такому человеку

21

Мужик действительно талантлив и сильный нам таких менеджеров не хватает

2

Не знаю насчет фиата, но крайслер остался где и был - в заднице

Компания Chrysler это автомобили Chrysler, Jeep, Dodge, RAM. Вы по каком рынку судите и конкретно бренд Chrysler?

получается выжили только благодаря ДЖИП?