Отсутствие инвесторов и малая выгода для бизнеса: что мешает развитию рынка дронов в России
Главы компаний Copter Express, Pony Express, Pilothub, «Геоскан» — об ужесточении законодательства по отношению к дронам и применении коптеров в бизнесе.
Согласно исследованию консалтинговой компании J’son & Partners Consulting, мировой рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) вырастет до $9,5 млрд в 2020 году. Российский рынок дронов, который оценивался в $174 млн в 2016 году, может увеличиться до $224 млн в 2020 году.
До 2020 года осталось чуть больше года, однако в России пока мало бизнес-решений, связанные с дронами. 2 апреля 2018 года «Почта России» впервые протестировала дрон для передачи посылок.
БПЛА с двухкилограммовым грузом врезался в ближайший дом, после чего компания подверглась критике. В частности, Валентина Матвиенко осудила руководителя «Почты России» за эксперименты с дронами при низких зарплатах почтальонов.
Редакция vc.ru опросила компании и экспертов о том, что мешает беспилотникам развиваться в России.
Учить и развлекать
Четыре года назад компания Copter Express совместно с «Додо Пиццей» впервые в России доставила пиццу с помощью дрона. Позже основателю сети пиццерий Фёдору Овчинникову суд выписал штраф в 50 тысяч рублей за нарушение воздушного пространства. В итоге штраф был отменён, но от доставки пиццы дронами компания отказалась.
Основатель Copter Express Олег Понфиленок занимается дронами с 2013 года. Первые три года бизнес был убыточен — предприниматель ежемесячно инвестировал от 500 тысяч до миллиона рублей.
В прошлом году выручка Copter Express составила 45,8 млн рублей, из которых чистая прибыль — более 20 млн рублей.
После нескольких попыток применения дронов в разных областях Copter Express сфокусировалась на образовании. Из китайских составляющих компания собирает конструктор программируемых квадрокоптеров «Клевер» и продает его школам, техникумам, училищам, кружкам. Сейчас, по словам Понфиленка, они сотрудничают со 100 учебными заведениями. Год назад их было 50.
Мы в какой-то степени поступаем как компания Apple: мы поставляем свою технику в школы, чтобы воспитывать на ней новое поколение.
По мнению Понфиленка, в России перспективно другое направление — использование дронов в развлечениях. Он приводит в пример световое шоу компании Intel на Олимпиаде в Южной Корее. Во время церемонии открытия 1218 дронов Shooting Star изображали в воздухе различные фигуры, например, олимпийскую эмблему.
Понфиленок рассказал, почему в России до сих пор не появилось аналогов таких шоу. По его мнению, это направление пока не развито, но спрос на «более местечковые» шоу есть.
Intel устраивала представление на 1000 и больше дронов. У нас компании беднее, популярностью пользуются шоу на сотни БПЛА.
На вопрос, каким образом «вписываются» в российское воздушное пространство такие шоу дронов, Понфиленок ответил, что пока нет никаких работающих регламентов. По его словам, сфера остаётся серой, сейчас за шоу дронов могут дать такой же штраф, как и фотографу, снимающему с помощью коптера.
Дроны-перевозчики
В мае 2018 года издание Bloomberg сообщило, что Uber собирается запустить в Сан-Диего доставку еды дронами — это часть одобренной правительством США масштабной программы по тестированию коммерческого использования беспилотников.
Помимо Uber в американской госпрограмме по развитию безопасного использования дронов для коммерческих целей участвуют Apple, FedEx, Qualcomm и Alphabet. Аmazon запустила тестирование доставки ещё в 2013 году. В России дроны-курьеры пока так и не появились.
По мнению Понфиленка перевозка — самое бесперспективное направление бизнеса БПЛА в России. Хотя именно на эту сферу компания вначале делала ставку.
Эксперимент с дронами-курьерами проводили и в компании Yota. В 2015 году в рамках проекта Yota Futureproof компания доставляла SIM-карты дронами. Средняя стоимость доставки с помощью дрона на тот момент составила 400 рублей, что выходило дешевле стоимости услуг курьера в Москве — около 500 рублей.
В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что в средней полосе России из-за погодных условий период использования квадрокоптеров очень непродолжительный (с мая по сентябрь), так как они могут летать только в хороших погодных условиях.
Генеральный директор группы компаний Pony Express Георгий Аликошвили считает, что говорить об использовании БПЛА в качестве средства доставки до двери пока слишком рано.
В 2017 году издание Forbes опубликовало материал, посвящённый дронам. В нём говорилось, что Pony Express инвестирует в БПЛА-проекты. Но, как утверждает Аликошвили, компания не вкладывает средства в производство, а выступает консультантом, предоставляя разработчикам свою экспертизу и опыт в области логистики.
Сейчас перевозчик сотрудничает с несколькими производителями БПЛА. Для себя Pony Express видит перспективу применения дронов в перевозках между логистическими терминалами. Это позволит сократить транзитное время и снизить себестоимость отправлений.
Основную часть расходов в доставке грузов на средних дистанциях, где «рабочей лошадью» выступают малотоннажные грузовики, составляют стоимость топлива и заработная плата водителя.
Пункт А от пункта Б может отделять всего несколько десятков километров по прямой, при этом проложенная с учётом естественного рельефа трасса удлиняет маршрут в несколько раз. Помножьте это на сниженную из-за качества дороги скорость, необходимость использовать объездные маршруты, тратить время на переправах и перегонах, стоять в возникающих по разным причинам пробках.
БПЛА способны доставить груз по кратчайшей траектории и не ограничены нормами труда и отдыха. По предварительным расчётам, дроны уже сегодня способны обеспечить более низкую по сравнению с автотранспортом стоимость перевозки одного килограмма груза на один километр.
На вопрос, собирается ли компания внедрять в свою работу дроны в России, Аликошвили ответил, что сейчас они находятся «внутри момента», так как целый ряд технологий и решений формируется у них на глазах. БПЛА, по его словам, не единственное инновационное решение, для которого характерны проблемы с законодательным регулированием.
Дроны вне закона
Олег Понфиленок — один из главных лоббистов БПЛА в стране. Он основал ассоциацию малых беспилотников России, чтобы отстаивать интересы бизнеса, связанного с дронами. По словам Понфиленка, это оказалось неэффективным.
После закрытия ассоциации Понфиленок вошёл в рабочую группу одного из направлений Национальной технологической инициативы «Аэронет».
Сейчас отношение к дронам двоякое. С одной стороны, вроде бы перспективные технологии, с другой, против этого силовые структуры. Ситуация с БПЛА в подвешенном состоянии. Нет установки, что дроны — это хорошо, как это случилось с цифровой экономикой. Это состояние не даёт дронам «зеленый свет».
С этим соглашается и финансовый директор компании «Геоскан» Павел Степанов: «Технологии существенно обогнали законодательство. Сейчас мы пытаемся повлиять на это. Наша компания — тоже участник "Аэронета" НТИ: есть дорожная карта, мы формируем предложения для внесения изменения в закон».
На вопрос, удаётся ли представителям «Аэронета» влиять на законодательство и на отношение к дронам властей, Олег Понфиленок отвечает, что «к ним прислушиваются, но к реальным изменениям это не приводит». В целом прогресс в сфере законодательства, связанный с дронами, он оценил «на двоечку».
В июле 2017 года Минтранс постановил ставить на учёт все приобретённые беспилотники с максимальной взлётной массой от 250 г. Но механизм постановки на учёт до сих пор не работает, так как не утверждено соответствующее постановление правительства.
Предполагалось, что все необходимые документы будут подписаны в середине 2018 года. Однако 10 июля стало известно, что проект постановления кабинета министров вернулся в Минтранс.
Серая зона ничему не мешает
«Если ты не летаешь над Красной площадью, вряд ли тебе выпишут штраф», — считает основатель сервиса Pilothub Марк Туровецкий. По его словам, постановление Минтранса почти ничего не изменило на рынке дронов: пилоты коптеров используют их так же, как раньше, и никто не получает штрафов. PilotHUB — это Uber для владельцев БПЛА и заказчиков, которым нужна видео- или фотосъёмка.
По статистике, около 50% заказов на нашем сайте — мониторинг строительства и фотосъёмка недвижимости с помощью БПЛА. На втором месте — съёмка мероприятий: свадеб, корпоративов. Иногда поступают крайне необычные заказы, например, на слежку за людьми, но мы их не публикуем из этических соображений.
Сейчас на сайте Pilothub есть портфолио почти 2000 пилотов, к которым заказчик может обратиться напрямую. Одна из особенностей Pilothub: данные о работе БПЛА и уровне пилота передаются с дрона сразу на сайт. Заказчик может увидеть, сколько у пилота часов налёта, какие технические характеристики у дрона и так далее.
По словам Марка, в день поступает до десяти заказов по всей стране. Цена зависит от объёма работы, региона, мастерства пилота коптера. В начале 2017 года показатели компании были нулевыми. В декабре получили первый доход, в январе 2018 года его удвоили. Чистая прибыль пока отрицательная.
Если Copter Express работает в основном с государственными компаниями, то клиенты PilotHUB — физические лица и маленькие частные агентства, которым невыгодно самим покупать БПЛА и обучать сотрудников работе с ним. Туровецкий считает, что сфера применения PilotHUB будет расширяться.
Сейчас этот рынок формируется, и многие люди до сих пор не знают, что в сфере их деятельности могут быть задействованы дроны.
«Просто дроном в 2018 году уже никого не удивишь»
Другая позиция у основателя компании TraceAir Дмитрия Королёва. TraceAir делает ПО для автоматизации строительства, в котором используются данные с дронов. Компания выбрала для себя не «горизонтальную» модель развития, как агрегатор PilotHUB, а «вертикальную»: TraceAir специализируется на применении данных с дронов в строительстве.
Но ключевой вопрос, по мнению Дмитрия Королева, не в том, как в этой индустрии можно использовать дроны, а в том, насколько выгодны они будут для бизнеса.
Ни фермеру, ни строителю не нужен пульт от дрона. Им нужно готовое решение. У них цикл работ жёстко фиксирован. Если дрон не вписывается в их производственную цепочку, то они говорят: «Ну всё, игрушка нам не подходит».
С ним соглашается Павел Степанов из компании «Геоскан».
Фокус заказчика при оказании услуги — всегда конечный результат. Как вы его получите, заказчика меньше всего интересует. Беспилотник становится обычным средством для выполнения работ.
TraceAir работает по модели подписки на ПО с разными тарифными планами, которые могут зависеть от комплекса услуг, частоты полётов и размера площадок. В среднем стоимость сервиса под ключ — $4000 в месяц, есть проекты за $2000 — это небольшие площадки, а есть за $80 тысяч — крупные индустриальные стройки с полным комплексом услуг.
По данным за 2016 год, Traceair принесла $500 тысяч выручки и стала прибыльной, однако без инвестиций компании приходилось ограничивать свой рост. В том же 2016 году году фирма вышла на рынок США. В 2017 году выручка достигла $1,3 млн. В этом году венчурный фонд Sistema VC инвестировал в компанию $2,5 млн.
Российская строительная группа компаний «ПИК» использует дроны в работе. ГК работает на рынке с 1994 года и специализируется на проектах в сегменте доступного жилья. С начала работы компания построила около 21,2 млн м² жилой недвижимости.
Мы используем дроны как на предпроектной стадии — для оценки будущей строительной площадки, так и в процессе строительства — для контроля за ходом работ.
С помощью дронов мы получаем фото- и видеоизображения, которые затем позволяют нам создавать трёхмерные цифровые модели местности и рельефа, топографические и ортофотопланы. Также с помощью полученных изображений мы определяем объёмы грунта и материалов.
По мнению основателя компании TraceAir Дмитрия Королёва, будущее — именно за такими программными решениями для конкретной индустрии, а не за самими дронами.
По словам Королёва, компания выбрала нишу строительства практически случайно, но потом поняла, что заняла очень удачное место на рынке. Это достаточно консервативная в плане технологий индустрия, где работы для дронов много настолько, что сейчас TraceAir выполняет заказы только одного штата.
Несмотря на то, что формально TraceAir работает и с Россией, и с США, сейчас компании хватает заказов из Калифорнии. Компания вплоть до этого года не занималась продажами на российском рынке
В 2013 году с точки зрения регуляции рынка Россия и Америка были на одном уровне. В России было даже лучше, так как можно было тестировать много всего и это никем не регулировалось. В США было фактически под запретом коммерческое применение, что тормозило развитие рынка дронов.
Сейчас дроны в России по-прежнему находятся в серой зоне, и их полеты пытаются запрещать, а в США создали правила, которые позволяют бизнесу развиваться в легальном поле. Даже заявку на полёт в зоне аэропорта можно подтвердить через мобильное приложение за пару секунд.
Сейчас ситуация с дронами в России и Америке — небо и земля. Даже ребёнок, запускающий на верёвке воздушного змея, по закону должен иметь лицензию пилота, страховку, а у воздушного змея должна быть регистрация и сертификат лётной годности.
«Вы слишком венчурные»
По мнению коммерческого директора Hoversurf Андрея Соловьёва, главная проблема, которая мешает развиваться перспективными проектам с дронами в России, — отсутствие инвесторов.
Летом 2016 года российская компания Hoversurf первая в мире подняла в воздух электрический квадрокоптер с человеком на борту. Год назад основатель компании Александр Атаманов обещал появление летающего такси в Москве в 2018 году.
У нас есть инициатива по внесению изменений в действующее законодательство для того, чтобы применение персональных дронов для перевозки человека и груза стало реальным.
Audi и Airbus обещают провести испытания концепта летающего такси в Берлине, Rolls Roy’s также презентует концепт летающего автомобиля на авиасалоне «Фарнборо-2018». Но в Москве машины-дроны в этом году вряд ли появятся.
Околоземная авиация — это огромный вкусный пирог. В мировом масштабе он составит до трёх триллионов долларов к 2035 году. Но есть одна проблема: такие«хардверные» компании, как мы, очень капиталоёмкие. А проблема России в том, что никто, кроме государства, инвестировать не хочет и не может.
НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) требуют вливания инвестиций в течение трёх-пяти лет, нам отказывают: «Вот было бы у вас ИТ-решение или интернет-приложение для людей, которое сразу продавать можно, — тогда конечно. Но у вас "очень венчурная" история о будущем с большим риском по регулированию со стороны государственных органов, — объясняют нам инвесторы, — вы слишком венчурные».
Сейчас компания свои летающие мотоциклы не продает, а продолжает тестирование машин. Тем не менее есть заказы и от правительства Дубая, и от частных заказчиков в США — по всему миру, пожалуй, за исключением России. Команда Hoversurf остаётся резидентом «Сколково», продолжая разработки в России, а также использует российские 3D-принтеры для печати узлов и деталей.
«Успешный бизнес с БПЛА можно сделать без инвестиций»
Так считает финансовый директор компании «Геоскан» Павел Степанов.
«Мы поиском инвестиций не занимаемся. Мы развиваемся за счёт собственных средств. Да, проблема отсутствия инвесторов существует. С другой стороны, государство предоставляет массу сервисов поддержки: НТИ, ФРИИ и другие.
По словам руководителя, преимущество «Геоскана» в том, что компания предлагает бизнесу конкретное решение: для этого предоставляет собственные аппаратные средства (дроны и машины для обработки данных), своё ПО.
Наши основные направления — это, во-первых, 3D-модели городов и регионов. Это элементы цифровой экономики, о которой в последнее время говорится очень много. 3D-модель позволяет управлять многим и понимать, что на объектах происходит.
Во-вторых, мы делаем ПО для дронов, которые контролируют линии электропередач. Это прибыльный рынок импорта и экспорта.
Кроме того, компания занимается мониторингом строительства.
Мы делали съёмку для проектирования «Шёлкового пути», который свяжет Азию и Европу. Самое новое, уникальное направление — магнитная разведка на дронах, которая, например, помогла в Якутии разведать до 300 млн тонн железной руды.
Степанов считает, что развитие дронов особенно сильно тормозится в сфере сельского хозяйства. Это связано со строгими и бюрократизированными регламентами полётов беспилотников и работы с данными аэрофотосъёмки. Аграриям необходима оперативная информация, вчерашние данные уже неактуальны.
С другой стороны, по словам Павла Степанова, технологии БПЛА уже применяются для опыления, внесения удобрений. В сети можно найти множество названий агрокомпаний, которые задействуют дроны: «Сельхозиндустрия», «РЗ Агро», однако связаться с ними ними не удалось.
Российские компании, которые занимаются дронами, нельзя назвать неконкурентоспособными. Есть «хардверные» фирмы, которые производят более сложные и более совершенные узкоспециализированные модели, чем китайцы, лидеры в производстве БПЛА. «Софтверных» решений, созданных российскими разработчиками, меньше.
Российский рынок дронов, который оценивался в $174 млн в 2016 году, может увеличиться до $224 млн в 2020 году.Рынок крошечный и вообще не готов к таким технологиям, никому это не надо. По идее дрон должен выполнять какую то полезную функцию, кроме снятия видосиков в полёте или свадеб: быстрая доставка, помощь, мониторинг, поиск.
А у нас:
- дрона надо регать в ФСБ;
- за запуск дрона в коммерческих целях выписывают штрафы;
- воздушное пространство закрыто;
- дронов будут сбивать алкаши во дворах;
- дронов будут тырить в момент доставки/помощи/мониторинга;
- весь рынок БПЛА под контролем у государства;
- в гос конторы к вкусным тендерам в этой теме вас не подпустят и на километр.
О чем тут вообще разговаривать. Каменный век.
если дрон пролетит над дачей гос чиновника, то вообще гос измену можно пришить...
вас не подпустят и на километр.
Вы не правы, допустят! Даже на метр-два, для массовки и вообще легитимности.
в китае дроны применяются успешно в фермерском хозяйстве, по подписке заказываешь работы и он в течении месяца поливает, обрабатывает поля в автоматическом режиме.
Прекращайте уже клепать статьи про то, почему какой-то бизнес "не взлетит" в РФ. Тезисы одни и те же: экономическая политика правительства + отсутствие гарантий капитала. Хотите раскрыть данные по рынку, просто пишите про рынок :) А вот эти заголовки "почему не может быть того, не может быть этого" - ерунда
Про проблемы законодательства писать надо регулярно и постоянно, желательно с называнием конкретных ведомств, по чьей вине то или иное решение «буксует».
Чиновничье сословие неоднородно, одна контора подсиживает другую — глядишь, кто-то и использует против противников мантру «они мешают повышать ВВП страны».
С криптовалютами же получилось, пусть и с помощью Дерипаски, но ведь ему же кто-то рассказал.
Мешает развитию рынка дронов и вообще технологического сектора, засилье государства в экономике, в виде ФГУП-ов и компаний с гос. участием.
Яркий пример с разбившимся дроном почты, почта (гос. структура) не может на эксперименты и неудачи тратить большие деньги, ее сразу обвинят (резонно) в распиле бюджетных денег.
А без экпериментов и неудач не бывает технологического развития.