Российский гейминг в новых реалиях: что ждёт разработчиков и дизайнеров игр в 2022 году

Программный директор направления «Игры» Skillbox, руководитель онлайн-магистратуры «Game Design & Development» РАНХиГС и Skillbox, автор книги “Хочу в геймдев” Константин Сахнов рассказал, чего ждать российским разработчикам и игровому бизнесу, как поведёт себя индустрия в условиях санкций и какие перспективы теперь у России в геймдеве на Востоке и Западе.

Российский гейминг в новых реалиях: что ждёт разработчиков и дизайнеров игр в 2022 году

В последние годы российская игровая индустрия активно развивалась. Инвестиционные фонды вкладывались в разработку российского игрового контента, авторские студии стали прибыльным бизнесом внутри страны, а крупные компании родом из России, например, Playrix, покоряли мировые рынки. Начало этого года стало поворотным для экономики, в том числе для российского геймдева.

«Точка отсчёта»: 2021

Прошлый год стал успешным для российского рынка разработки игр. По данным MY.GAMES, объём игрового рынка в России увеличился на 9% за год и составил 177,4 млрд рублей к концу года. Развитию отечественного игрового рынка способствовала пандемия Covid-19: в начале периода самоизоляции люди по всему миру начали проводить на 39% больше времени в видеоиграх.

Возросший интерес инвесторов к индустрии видеоигр отразился и на российском рынке. Например, проекту российской студии Mundfish, игре Atomic Heart, действие которой происходит в альтернативном СССР, удалось привлечь инвестиции от китайского медиагиганта Tencent. Активно вкладывались в проекты наших студий и такие инвесторы как MGVC и венчурный фонд Романа Абрамовича. Своё игровое направление стал развивать Сбербанк.

В прошлом году российский рынок разработки игр был ориентирован на мобильное потребление. Во-первых, рынок игр для ПК и консолей уже был занят разработчиками из США и Японии, когда на него стали выходить российские проекты. Во-вторых, мобильные игры дешевле в разработке, а рынок потребителей mobile-сегмента гораздо шире. Мировую известность обрели мобильные игры выходцев из России — компаний Playrix (Homescapes, Gardenscapes), MyTona (Seekers Notes, Cooking Diary, Outfire) и Nexters (Throne Rush, Hero Wars), офисы которых сейчас расположены в Ирландии и на Кипре.

2021 год отметился успешными российскими релизами и для ПК. Например, Loop Hero от студии Four Quarters, Black Book от пермской студии Morteshka, Potion Craft от петербургской студии niceplay games.

Российский геймдев между востоком и западом

Исторически российские разработчики не ориентированы на собственный рынок: доходы они получали в основном за рубежом. Дело в том, что доля российских игроков на рынке потребителей видеоигр сравнительно невелика. В 2021 году пользователи из России принесли игровой индустрии около $2,7 млрд (оценка Newzoo и Superdata) –– это 1% от мирового рынка. Кроме того, российский потребитель менее охотно готов платить за контент, чем игроки на западе.

Поэтому российские разработчики монетизируют свои продукты на иностранных рынках — в первую очередь за счет пользователей Европы и США. Поэтому сейчас интеграция российского рынка видеоигр в мировое сообщество может снизиться в связи с политическими событиями. Сегодня мы видим исключение России из отраслевого сообщества. Например, организаторы одной из крупнейших отраслевых конференций DevGAMM отказались от проведения мероприятий в России.Что делать студиям в новых условиях? Одна из стратегий — фокус на российских потребителей вкупе с попытками утвердиться на рынках стран Азии. Надежды на то, что российскому рынку видеоигр удастся преуспеть на восточных рынках, есть, но много и опасений. Например, пробиться в Китай иностранному разработчику невозможно из-за высокой роли государственного контроля в отрасли. Предпочтение отдаётся местным компаниям и играм. Рынки Южной Кореи и Японии более открыты, но культура видеоигр в этих странах довольно специфична, и сделать коммерчески успешный проект сложнее.

Игра в санкции

Весной 2022 года российская игровая индустрия столкнулась с ограничениями в работе крупнейших магазинов видеоигр: пользователи не могут приобрести игры в Steam, российские разработчики мобильных игр — выложить свои проекты в App Store и Google Play. Также из России ушли иностранные компании-производители ПО и техники: AMD, Intel, NVIDIA, Adobe.

Отчасти отечественный рынок оказался подготовленным к такому развитию событий: многие российские компании уже существуют в юрисдикциях других стран в связи с более выгодными законодательными и налоговыми условиями. Это позволяет многим исторически российским проектам пользоваться софтом, техникой и магазинами игр, уже недоступными для российских юридических лиц. Для инди-разработчиков и небольших отечественных студий ситуация более критическая.

Тем не менее, параллельно открываются возможности и на российском рынке: например, разрабатываются отечественные магазины приложений для Android — RuMarket, NashStore, RuStore. Несмотря на уход крупных игровых разработчиков, в России все относительно хорошо с инди-разработкой. Многие сотрудники игровых студий имеют собственные проекты. Разработчики, оставшиеся без работы в связи с уходом их компаний, не теряют опыт и часто задумываются о создании собственных небольших студий. Важную роль в развитии рынка инди-разработки играет высокая доступность образования в сфере разработки игр в России.

Что делать разработчикам и владельцам студий сегодня

Многие работники игровой индустрии уже релоцировались: скорее всего, за рубежом удастся закрепиться наиболее опытным специалистам, востребованным в международных проектах. Многие уехавшие из России специалисты обнаружат менее комфортный уровень жизни в Европе в сравнении с тем, что у них был в России — особенно если до этого зарплата была в валюте.

В любом случае новая реальность подчеркивает важность продвинутых навыков. Инвестиции в образование — отличная стратегия, чтобы никогда не оставаться без работы. Можно присмотреться к программам классического высшего образования, например, онлайн-магистратуре по разработке компьютерных игр РАНХиГС и Skillbox «Game Design & Development», где уже стартовала приемная кампания-2022. А также к краткосрочным программам дополнительного профессионального образования. Если говорить о Skillbox, преимуществом обучения здесь является возможность присоединиться к практической лаборатории Gamebox. Где собираются студенты с разных курсов и профессий — геймдизайнеры, разработчики, аниматоры, художники — и создают под руководством тимлидов реальные игровые проекты.

Российским игровым студиям и компаниям стоит подумать о регистрации юридических лиц за рубежом. Это может решить проблемы с доступом к зарубежному софту и рынкам. Грамотным выходом может стать параллельное сохранение российского офиса для работы «в белую» с отечественными гейм-девелоперами и дизайнерами.

И разработчикам, и предпринимателям стоит прилагать усилия, чтобы избежать разрыва связей в индустрии. Качественные масштабные проекты, которыми гордится рынок игр, делаются лучшими специалистами из разных стран. Российскому рынку важно оставаться в поле зрения мирового сообщества, инициировать диалог, приветствовать обмен опытом и технологиями.

1818
35 комментариев

Я всегда задавался вопросом, в стране столько крутых разрабов, почему до сих пор не сделали игрушку мирового уровня? Может хоть сейчас с помощью гос поддержки смогут

3
Ответить

Потому что на качественный продукт требуется 4-5 лет разработки, а каждые 8 лет в нашей стране происходит кризис, иногда длительного характера.

18
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

россия, страна мобильного гейминга, все спецы у нас сидят в мобилках

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Чем вам World of warships не АААААА мирового уровня?

Ответить

Работать выпускникам ваших курсов будет негде)) и создавать в лучшем случае казуалки будут. пост для хомяков , на которых можно заработать .

4
Ответить