«Всё малоэтажное строительство в состоянии падения — нам это на пользу»

Почему строительный бизнес такой недружелюбный, и как видеоблог превращает конкурентов в партнёров — интервью с девелопером.

Материал подготовлен при поддержке компании Good Wood

С 2005 года компания Good Wood сдала 3,5 тысячи проектов — от небольших загородных домов до собственной штаб-квартиры, попавшей в книгу рекордов. Её основатель, бывший программист Александр Дубовенко, рассказывает об инновациях и стартапах в строительстве, а также объясняет нестандартные подходы в управлении компанией.

<i> Александр Дубовенко — владелец компании Good Wood </i>
Александр Дубовенко — владелец компании Good Wood

В каком состоянии сейчас находится строительство домов из дерева, ваш сегмент рынка?

Сейчас всё малоэтажное строительство в состоянии падения. Экономическая ситуация сложная, и у людей нет необходимости в частном доме, как в альтернативе квартире или втором жилье. На мой взгляд, сегмент за четыре года просел раза в два, мощности недозагружены, но нам это на пользу.

Почему на пользу?

Когда рынок растёт, компания хватается за «лакомые» куски, строит за любые деньги, любым способом, лишь бы побыстрее.

Осложнение внешней ситуации ведёт к закалке компании: конкуренты снижают цены, клиенты не торопятся. В кризис нужно доказать право на существование. Это выражается как в оптимизации внутренних процессов, так и в новых предложениях на рынке.

Люди, к примеру, больше не верят рекламе. Они хотят узнать мнение клиентов, которым уже построили дома, пообщаться с ними. Обеспечить эту коммуникацию — наша задача, и нужно сделать это быстрее, чем конкуренты сделают то же самое.

Девелоперский бизнес представляется непрозрачным и недружелюбным, это действительно так?

Нужно выделить из этого вопроса девелоперов в крупных городах. Их задача — получить землю, а дальше уже не принципиально, насколько компания эффективна и приветлива. Это модель строится исключительно на дефиците участков под застройку.

По загородным застройщикам есть интересная новость — их в принципе не существует. Объём рынка очень мал.

В России каждый владелец загородного участка — сам себе девелопер. Он сам купит землю, построит дом, подведёт коммуникации и пообщается с управляющей компанией. Когда что-то сломается, починит тоже сам. Это снижает спрос на системную загородную застройку, хотя земля доступна, условия для здоровой конкуренции есть и никто не требует взяток.

Что-то изменится в будущем?

У застройщиков в крупных городах нет мотивации меняться, это заметно по московскому рынку. Компании сражаются за «золотые участки», в этих условиях честная конкуренция невозможна. Загородный рынок практически убит двумя кризисами, но системная застройка там появится.

Главное препятствие — банки не считают загородные дома ликвидными. Они не кредитуют строительство, и дома системно не строятся. Это замкнутый круг, и моя личная задача — разорвать его, запустив строительство.

Философский вопрос: новые поколения скорее арендуют, чем покупают, скорее путешествуют, чем живут на даче. Это вредит вашему бизнесу?

Конечно, мы видим в этом угрозу для рынка — понятие «дача» исчерпало себя. С другой стороны, появляются новые возможности.

В России зародится рынок арендных домиков. Сейчас нет баз отдыха, не в советском смысле, а в хорошем, — пожить на природе и с хорошей инфраструктурой дороже, чем отдохнуть за границей.

А могли бы быть гостиничные комплексы, домики в аренду при гольф-полях, горнолыжных курортах или заповедниках.

Окупаемость такого объекта — около десяти лет. Пока деньги в России очень «дорогие», нет смысла брать кредит на дом под 12-20%. Когда он окупится — неизвестно, зато сразу обогатит банк. Но ситуация скоро изменится, ставки уже падают.

С дачами умирают и офисы, это новые возможности?

Да, повышается интерес к удалённым местам, где хорошая пища и воздух, где не думаешь о парковке, а для работы достаточно хорошего интернета. Появятся города нового типа, нужен лишь один яркий пример.

Когда это случится?

Пока это фантазия, хотя мы видим «Доброград» во Владимирской области. Это поселение именно такого типа. Но в целом всё это на стадии осмысления.

<i> Доброград </i>
Доброград

Помогает ли вам ваш ИТ-опыт в управлении компанией?

Вначале даже немного мешал — хотелось всё перевести в цифры и автоматизировать, а требовались управленческие навыки, харизма. Но сейчас происходит всплеск интереса к информационным технологиям, и преображать компанию в этом направлении необходимо.

Раньше клиент требовал построить дом, и нам для этого нужны были архитекторы и строители, доски и кирпичи. Сейчас нам нужны современные системы, которые сообщат ста поставщикам, что на определённом объекте не хватает материалов. Кто быстрее «кликнет» — тот и привезёт. ИТ-стартапов в нашей компании сейчас уже много.

Например? Что уже сделано?

Интеграция с Telegram. Он хоть и блокируется, но мы даже не близки к избавлению от него. Были бы рады следовать совету правительства: «Идите все в WhatsApp», но там нет API.

У нас многое завязано на Telegram. Продали дом — архитектор сразу получает уведомление, что реализуется проект, который он рисовал. Или поступила жалоба от клиента №1120, что плохо открываются окна — сообщения адресуются прорабу объекта и техническому надзору.

Есть два стартапа, которые мы запустим в ближайшие пару месяцев. К нам приходят клиенты с кадастровым номером участка, а нам бы хотелось осмотреть его на компьютере — увидеть перепады высот, где находится дорога и какого цвета забор у соседа.

Появились методы, которые позволяют из плоских изображений собрать 3D-модель участка. В нашем случае, требуется отснять сотню фотографий с парящего коптера.

Совместно с одним стартапом мы создали систему уведомлений владельцев коптеров. Им придут заказы на съемку, нужно всего лишь подъехать поближе к участку.

Причём, владельцам управлять коптерами не нужно, всё будет сделано на автопилоте. Когда появится интернет, снимки выгрузятся в нашу базу. Надеюсь, конкуренты тоже станут этим пользоваться — будет дешевле и лучше работать.

А второй стартап?

В режиме дополненной реальности можно будет ходить по участку с планшетом, смотреть на проект дома. Более того, можно будет зайти внутрь, оценить планировку и виды из окон.

А как перейти на другой этаж?

Пока только первый этаж. Для второго нужно придумать какую-то стремянку.

В одном из интервью вы говорили, что сотрудники Good Wood знают зарплаты друг друга. Они сами обменялись или это указание сверху?

Много информации доступно официально, и мы идём к тому, чтобы всё было известно. Не понимаю смысла это скрывать, люди должны стремиться идти по карьерной лестнице.

Человек из далёкого отдела, например, работник на станке, может не знать, сколько получает менеджер по продажам. Но если захочет узнать — запросит таблицы зарплат.

Стремление получать как начальник понятно, а в отделах не возникают склоки?

У нас антисклоки — сотрудники делятся мнениями, как эффективнее и лучше работать. Я сторонник фиксированных зарплат, либо жёсткой привязки к показателям. Договариваться с каждым отдельно — непрозрачно. Каждому отделу доступен документ, в котором прописаны формулы заработка.

Прежде, чем изменить систему оплаты, мы просим высказаться каждого сотрудника, а затем полгода экспериментально совмещаем старую и новую систему — можно выбрать, по какой из них получать зарплату. Все знают, кто перешёл на новую, а кто «сидит» на старой.

Но не каждую работу можно оценить показателями?

Нет, конечно. Цифры — это немного «зло». Программист, например, может искусственно завышать или занижать показатели — ещё и время на подсчёт потратит. Уместнее дать ему высокую фиксированную зарплату и смотреть, насколько он вовлечён в работу. Нет хитрых KPI, которые заставят его работать.

И второй момент, который удивил — на сайте ведётся прямая трансляция помещений разных отделов. Зачем?

Мы не всегда можем точно объяснить свои действия, но отчётливо хотим отличаться от других компаний. Мы считаем, что девелоперский рынок непрозрачен: на «фасаде» — одно, а внутри воровство и ругань.

Трансляции — маленькая часть того, что мы делаем для спокойствия наших клиентов. Иногда мы ещё и совещания директоров им показываем.

Всегда ли прав клиент?

Клиент в некоторых случаях неправ, но это лишь вопрос нашей реакции. Рассмотрим конкретный пример — у клиента треснуло окно, он просит заменить. Большинство компаний сперва начнут выяснять, кто виноват. Если сломал окно клиент, то всё закончится.

У нас запрещено выяснять причину ради распределения ответственности — только в технологических аспектах. Это слишком дорого: на объект приедут десять комиссий, составят пятьсот протоколов.

Счастье клиента в быстрой реакции: мы сразу заменим ему окно. А когда он ждёт вердикта комиссий и оказывается неправ — он взбешён, и нет ничего хуже.

А если взять другую сторону вопроса: архитекторы говорят, что проект безвкусный, а клиент на нём настаивает?

Проблемы начинаются, когда клиент требует выполнить ту или иную работу с удешевлением и нарушением надёжности. Или когда приходит представитель заказчика и просит подсунуть более дешевые материалы — по таким принципиальным вещам однозначный отказ. Безвкусица не из их числа, под давлением клиента мы готовы на неё пойти, но предупредим, что не стоит.

Ваш видеоблог — это ещё одна возможность повернуться к клиенту лицом?

Нам казалось, что это поможет в продажах. Не могу сказать, что они сильно выросли, но появилась отдача с неожиданной стороны. Многие конкуренты или компании в смежных областях, считавшие нас неправильными, выходят на связь, советуются или помогают. Получилась b2b-история, развивающая строительную среду. Я очень доволен этим.

Фрагмент блога: рецензии строительных планов от архитектора Олега Карлсона

На канале разнообразие форматов: от «баттлов» строительных материалов до мыслей о зарубежной архитектуре. Кто это придумывает?

Это мои идеи, в ближайшее время введём ещё пару новых.

Раскроете?

Достал уникальный документ по трендам малоэтажного строительства. Мы его переведём и выпустим с моими комментариями — что из этих трендов будет актуально для России.

Один из последних выпусков был посвящён социальной ответственности бизнеса. Как вы себе её представляете?

Если компания существует для зарабатывания денег — она не нужна. Компания должна улучшать мир. Конечно, существует благотворительность, но если проблема на рубль, то ещё 20 копеек осядут в фондах.

Для меня социальная ответственность — это вложения в проекты, которые запускают цепные реакции и приносят несоразмерную пользу. Любой конкурс талантов к ним относится.

Несколько примеров полноформатных выпусков блога:

  • Архитектор рецензирует планы и исправляет ошибки проектирования.
  • Выпуск про развитие про развитие социального предпринимательства.
  • Тренды в дизайне интерьеров.
39 комментариев

Ненавижу строителей. Всё делают криво, убого, на отвали. Дурят, тырят материалы, навязывают всякое говно ненужное. Потом нужно переделывать, сносить, заново строить. Смета в начала стройки одна, к концу в 3 раза больше. Классика. Нужно самостоятельно разбираться в теме, причем ещё серьёзнее и внимательнее, чем в ремонте квартиры. Постоянно нужен контроль, пинки по жопу, наезды, чтобы строили как надо ТЕБЕ, а не ИМ. Не верите? Дом постройте, тогда поймете.

К гуд вуд никаких претензий, понятно, что рынок загибается, прибыль всё меньше, денег у людей больше не становится, а экономика в жопе. Тут вам и видосики, и телеграмчики и офлайн семинары как дом построить. У нас всегда так, пока деньги рекой сами по себе идут - всем похер на сервис, качество, клиентов, как только кризис по башке шлёпнул - ууу мы так любим клиентов, у нас вот ютуб канал, коптеры летают, статьи на vc, реклама у зашкварных блогеров на ютубе, идите к нам. Россия.

27
Ответить

Сам строю дом. Пришлось досконально изучить вопрос. И во многих моментах я оказывался более подкованным, чем сами строители. И много где они хотели схалтурить и упростить себе работу. Пинал, ругался, скандалил.

Переделывали за свой счёт.

После всего этого задумался что была бы на рынке компания, за которой не надо ходить по пяткам с плеткой и все контролировать, заплатил бы даже дороже, чем ходить и быть вторым прорабом

5
Ответить

Есть путь проще, чем самому разбираться в теме. Делаете сначала проект, потом нанимаете строителей и заказываете у дизайнеров авторский надзор, а можно заодно и технический надзор, если проект сложный. Дизайнеры сами будут дрессировать строителей.

2
Ответить

Заказчики тоже могут быть виноваты в увеличении сметы. Например, приходит человек с проектом. Считаем, 2 млн., всё учтено. Что делает заказчик? Строит? Нет, он отправляет нашу смету в ещё 10 фирм и получает предложения от 1–1.9 млн.. Думает, что мы его хотели наколоть, и выбирает подрядчика, который строит ему дом за 1 млн.

По ходу выясняется, что в за 1 млн. не входит то, не входит сё и так далее, и смета начинает расти. В итоге дом обходится в 3 млн.

3
Ответить

Вот бы была услуга типа не знаю как назвать... Авторский надзор или что-то в том духе. Сам архитектор или дизайнер за деньги специально ежедневно ходит, проверяет и бьет по башке веслом всех, кто плохо работает! Классно было бы...

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Репутацию все равно подпортил из-за трансформатора.

13
Ответить