Евгения Борисова
334
Блоги

Продвижение стартапов: где брать инфоповоды, когда "у нас ничего нового". Часть 1

Больше размышления, чем советы от пиарщика команды сибирских стартапов.

Поделиться

В избранное

В избранном

Чем больше фото команды у вас есть, тем лучше.

Каждый пиарщик организации, команды или проекта сталкивается с такой ситуацией: надо сделать пост о том, что у нас нового, а инфоповода не наблюдается. Все работают в текущем режиме, новостей нет, а если есть, то такие, про которые говорить не стоит, – что-то не работает, продажи упали, всё поломалось. Почти год работы в проекте по разработке и запуску городских мобильных приложений привели меня к нескольким лайфхакам.

Дано: большой проект "Цифровой город" в рамках крупной региональной компании Good Line (интернет, ТВ, IT), г. Кемерово. В проект входит несколько стартапов по разработке и запуску мобильных приложений для горожан. Для понимания – перечислю:

- "ЖКХ Кузбасс" – передача показаний счетчиков и оплата коммунальных услуг через смартфон;
- "Запись к врачу" – запись в государственные и частные клиники области;
- "Автомойки Кемерово" – онлайн-запись на автомойки города;
- Городская доставка – закуп и доставка продуктов и других товаров из гипермаркета "Лента" и сети местных фермерских магазинов;
- "Кемерово Онлайн" – приложение для взаимодействия с администрацией города, реализуемое совместно с мэрией;
- "Онлайн-дозор" – системы видеонаблюдения для многоквартирных домов, доступ в подъезд, интеграция с "умным" шлагбаумом.

Общее число человек, работающих в проекте, – около 50. Считаем и разработчиков, и дизайнеров, и продактов, и маркетологов, и продажников, и курьеров.

Пиаром этого проекта я пришла заниматься ещё тогда, когда приложений не было, они были в стадии разработки. Задача стояла такая – собрать пул ранних последователей, которые бы уже ждали появления сервисов. Позже – подтянуть пользователей. Каналы – telegram-канал "Цифровой город", блог на новостном портале, соцсети. Основой упор делаем на телеграм, хотя Роскомнадзор усложнил нам задачу в разы. После блокировки мессенджера мы запустили группу в ВК, где публикации дублируются с канала. Блог – самостоятельный контент, адекватный формату интернет-издания.

Профессиональные фото для каналов и соцсетей важны...

Кажется, с вводными закончили. Перейдем к сути.

В принципе, с проблемой поиска инфоповодов сталкивается любая пресс-служба, пиар-отдел любого предприятия. Понятно, когда всё хорошо, показатели растут, достижения, награды и т.п. А когда нет? На мой взгляд, в сфере digital есть свои особенности, и в деле пиара их необходимо использовать.

Первое. Писать по-честному

Провалы и неудачи – это тоже инфоповоды. При интересной подаче и должном обобщении они могут быть очень интересными аудитории. Ну, и давайте откровенно, когда у людей всё только прекрасно, это не очень уж и интересно, да и верится с трудом. Без фанатизма, конечно, но, уверена, ваша репутация ни капли не пострадает, если вы будете писать не только об успехах, но и о неудачах.

Скажем, была гипотеза «верняк», но она не то что не подтвердилась, а провалилась с треском. Пользователи повели себя совсем не так, как мы ожидали. Новый дизайн вызвал резкий негатив, а ведь нам всем так нравилось. В общем, писать об ошибках – это не страшно и не стыдно. Особенно когда они связаны с узнаванием чего-то нового о вашей ЦА. Например, приложение начало принимать оплаты за места на паркинге, и команда решила выйти на пользователей прямо на месте. Но выяснилось, что в течение дня на этот паркинг просто не заезжают машины! Выбрано не то место или не то время. Или вообще оказывается, что автомобилистов искать на паркинге – гиблое дело.

Можно не просто рассказать об ошибках, но и чуть-чуть поэмоционировать. «Мы думали, что нашим приложением пользуются мальчики, а оказалось, что девочек – 55%. Вот мы идиоты!». Читающий это человек улыбнется и почувствует причастность, потому что ощущение своей никчемности знакомо абсолютному большинству адекватных людей.

...но фото, снятые на собственные телефоны, почеловечнее и поживее будут. Заодно покажем, какой у нас крутой офис:)

Второе. Писать о людях

Я для себя определила альтернативную расшифровку нашей аббревиатуры – ЦГ. "Цифровой город" и "Цифровой гуманизм". Digital, мобильная разработка, сфера IT – это не только про технологии и «цифру». Это про людей и для людей. Поэтому если нет инфоповода – ищи человека.

Например, разработчика, который делает что-то необычное на работе или имеет удивительное хобби. На заре нашего телеграм-канала хитом стала фотография одной из менеджеров, которая в этот день была ну вылитая Дайнерис из «Игры престолов» (вошли в привычку диалоги: «Какая Настя? А, эта, Мать Драконов которая?»). В общем, присматривайтесь и прислушивайтесь к коллегам, разговаривайте с ними, причем не только о работе.

Второй вариант – нестандартные пользовательские истории. Без подробностей, имён и номеров машин. Чисто ситуации и выводы из них. Истории эти нужно выуживать из продактов проектов, иначе вам до них не добраться. О том, как работать с командами проектов, чтобы интересные штуки сами шли в руки, напишу как-нибудь потом. А пока – примеры пользовательских историй.

В Городской доставке, например, человек заказал лапшу доширак, стоимость которой была меньше стоимости услуги самой доставки. Или как-то в городе была дикая гроза всю ночь, и именно этой ночью была активность с заказами на сайте той же доставки. Почему именно ночью? Почему в грозу? Непонятно, но тем интереснее.

Или вот ещё был случай: в день рассылки push-уведомлений о запуске приложения по автомойкам к нам в отзывы на маркете прилетела жалоба о прослушке. Мол, я с женой только обсудил, где машину помыть, а тут вы со своими автомойками. И таких историй – множество! Иногда тебе продакт рассказывает что-то, а ты такая: "Что-что?! Да не может быть!" - вот это самое оно, то, о чем надо писать.

Тут важны две вещи: первое – узнать про историю, а второе – интересно её подать. С юмором, с обобщением, с риторическим вопросом. Бывает, такие истории "заходят", их лайкают (эту возможность даёт нам публикация через бот), прилетает даже обратная связь оффлайн. А бывает - провальная публикация, и сам это видишь уже после того, как она уже на канале висит. Печально, конечно, поплакала немного - и дальше пишешь:)

Остальные пункты по поиску информационных поводов в отдельно взятой команде – в следующий раз. Буду рада услышать ваши открытия, лайфхаки и наблюдения.

{ "author_name": "Евгения Борисова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 10, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "43213", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]