Продвижение стартапов: где брать инфоповоды, когда "у нас ничего нового". Часть 1

Больше размышления, чем советы от пиарщика команды сибирских стартапов.

Чем больше фото команды у вас есть, тем лучше.
Чем больше фото команды у вас есть, тем лучше.

Каждый пиарщик организации, команды или проекта сталкивается с такой ситуацией: надо сделать пост о том, что у нас нового, а инфоповода не наблюдается. Все работают в текущем режиме, новостей нет, а если есть, то такие, про которые говорить не стоит, – что-то не работает, продажи упали, всё поломалось. Почти год работы в проекте по разработке и запуску городских мобильных приложений привели меня к нескольким лайфхакам.

Дано: большой проект "Цифровой город" в рамках крупной региональной компании Good Line (интернет, ТВ, IT), г. Кемерово. В проект входит несколько стартапов по разработке и запуску мобильных приложений для горожан. Для понимания – перечислю:

- "ЖКХ Кузбасс" – передача показаний счетчиков и оплата коммунальных услуг через смартфон;
- "Запись к врачу" – запись в государственные и частные клиники области;
- "Автомойки Кемерово" – онлайн-запись на автомойки города;
- Городская доставка – закуп и доставка продуктов и других товаров из гипермаркета "Лента" и сети местных фермерских магазинов;
- "Кемерово Онлайн" – приложение для взаимодействия с администрацией города, реализуемое совместно с мэрией;
- "Онлайн-дозор" – системы видеонаблюдения для многоквартирных домов, доступ в подъезд, интеграция с "умным" шлагбаумом.

Общее число человек, работающих в проекте, – около 50. Считаем и разработчиков, и дизайнеров, и продактов, и маркетологов, и продажников, и курьеров.

Пиаром этого проекта я пришла заниматься ещё тогда, когда приложений не было, они были в стадии разработки. Задача стояла такая – собрать пул ранних последователей, которые бы уже ждали появления сервисов. Позже – подтянуть пользователей. Каналы – telegram-канал "Цифровой город", блог на новостном портале, соцсети. Основой упор делаем на телеграм, хотя Роскомнадзор усложнил нам задачу в разы. После блокировки мессенджера мы запустили группу в ВК, где публикации дублируются с канала. Блог – самостоятельный контент, адекватный формату интернет-издания.

Профессиональные фото для каналов и соцсетей важны...
Профессиональные фото для каналов и соцсетей важны...

Кажется, с вводными закончили. Перейдем к сути.

В принципе, с проблемой поиска инфоповодов сталкивается любая пресс-служба, пиар-отдел любого предприятия. Понятно, когда всё хорошо, показатели растут, достижения, награды и т.п. А когда нет? На мой взгляд, в сфере digital есть свои особенности, и в деле пиара их необходимо использовать.

Первое. Писать по-честному

Провалы и неудачи – это тоже инфоповоды. При интересной подаче и должном обобщении они могут быть очень интересными аудитории. Ну, и давайте откровенно, когда у людей всё только прекрасно, это не очень уж и интересно, да и верится с трудом. Без фанатизма, конечно, но, уверена, ваша репутация ни капли не пострадает, если вы будете писать не только об успехах, но и о неудачах.

Скажем, была гипотеза «верняк», но она не то что не подтвердилась, а провалилась с треском. Пользователи повели себя совсем не так, как мы ожидали. Новый дизайн вызвал резкий негатив, а ведь нам всем так нравилось. В общем, писать об ошибках – это не страшно и не стыдно. Особенно когда они связаны с узнаванием чего-то нового о вашей ЦА. Например, приложение начало принимать оплаты за места на паркинге, и команда решила выйти на пользователей прямо на месте. Но выяснилось, что в течение дня на этот паркинг просто не заезжают машины! Выбрано не то место или не то время. Или вообще оказывается, что автомобилистов искать на паркинге – гиблое дело.

Можно не просто рассказать об ошибках, но и чуть-чуть поэмоционировать. «Мы думали, что нашим приложением пользуются мальчики, а оказалось, что девочек – 55%. Вот мы идиоты!». Читающий это человек улыбнется и почувствует причастность, потому что ощущение своей никчемности знакомо абсолютному большинству адекватных людей.

...но фото, снятые на собственные телефоны, почеловечнее и поживее будут. Заодно покажем, какой у нас крутой офис:)
...но фото, снятые на собственные телефоны, почеловечнее и поживее будут. Заодно покажем, какой у нас крутой офис:)

Второе. Писать о людях

Я для себя определила альтернативную расшифровку нашей аббревиатуры – ЦГ. "Цифровой город" и "Цифровой гуманизм". Digital, мобильная разработка, сфера IT – это не только про технологии и «цифру». Это про людей и для людей. Поэтому если нет инфоповода – ищи человека.

Например, разработчика, который делает что-то необычное на работе или имеет удивительное хобби. На заре нашего телеграм-канала хитом стала фотография одной из менеджеров, которая в этот день была ну вылитая Дайнерис из «Игры престолов» (вошли в привычку диалоги: «Какая Настя? А, эта, Мать Драконов которая?»). В общем, присматривайтесь и прислушивайтесь к коллегам, разговаривайте с ними, причем не только о работе.

Второй вариант – нестандартные пользовательские истории. Без подробностей, имён и номеров машин. Чисто ситуации и выводы из них. Истории эти нужно выуживать из продактов проектов, иначе вам до них не добраться. О том, как работать с командами проектов, чтобы интересные штуки сами шли в руки, напишу как-нибудь потом. А пока – примеры пользовательских историй.

В Городской доставке, например, человек заказал лапшу доширак, стоимость которой была меньше стоимости услуги самой доставки. Или как-то в городе была дикая гроза всю ночь, и именно этой ночью была активность с заказами на сайте той же доставки. Почему именно ночью? Почему в грозу? Непонятно, но тем интереснее.

Или вот ещё был случай: в день рассылки push-уведомлений о запуске приложения по автомойкам к нам в отзывы на маркете прилетела жалоба о прослушке. Мол, я с женой только обсудил, где машину помыть, а тут вы со своими автомойками. И таких историй – множество! Иногда тебе продакт рассказывает что-то, а ты такая: "Что-что?! Да не может быть!" - вот это самое оно, то, о чем надо писать.

Тут важны две вещи: первое – узнать про историю, а второе – интересно её подать. С юмором, с обобщением, с риторическим вопросом. Бывает, такие истории "заходят", их лайкают (эту возможность даёт нам публикация через бот), прилетает даже обратная связь оффлайн. А бывает - провальная публикация, и сам это видишь уже после того, как она уже на канале висит. Печально, конечно, поплакала немного - и дальше пишешь:)

Остальные пункты по поиску информационных поводов в отдельно взятой команде – в следующий раз. Буду рада услышать ваши открытия, лайфхаки и наблюдения.

1010
4 комментария

Тоже инфоповод

2
Ответить

очень распространенный)

Ответить

Хорошо, когда есть время писать хоть что-то! ))

Ответить

Это бесспорно!))

Ответить