Евгений Делюкин
22 290

История руководителя PepsiCo Индры Нуйи, которая нашла спасение компании в здоровой пище

Она шла наперекор акционерам и аналитикам, предлагала радикальные изменения в продукции и стала одной из самых влиятельных женщин планеты.

Поделиться

В избранное

В избранном

Индра Нуйи. Фото: Youth Incorporated Magazine

3 октября 2018 года глава PepsiCo Индра Нуйи уйдёт в отставку. Она работала в корпорации 24 года, из которых 14 лет была руководителем. До начала 2019 года Нуйи сохранит пост председателя совета директоров, чтобы передать дела и стратегию развития компании.

Аналитики считали, что её нужно уволить ещё в 2012 году, но Нуйи смогла доказать, что здоровая еда и качественный дизайн — не ошибки, а спасение компании.

Детство

Индра Нуйи родилась 28 октября 1955 года в семье банковского служащего в Мадрасе в Индии. Мать вела хозяйство и воспитывала детей.

С детства родители Индры Нуйи воспитывали в дочках целеустремленность, самостоятельность и желание думать о будущем. Мать спрашивала их, что бы они сделали для улучшения мира, став актрисами, политиками или бизнесменами. Выслушав ответы, мама объявляла победительницу.

Нуйи изучала английский язык, играла в крокет и участвовала в девичьей рок-группе. Её свободолюбивый характер и увлечения остаются с ней на протяжении всей жизни. Например, будучи топ-менеджером PepsiCo, она купила несколько гитар и устроила с коллегами концерт.

Мы не можем сидеть спокойно. Каждое утро нужно просыпаться со здоровым страхом, что мир изменился. Нужно меняться и быть более гибким, чем кто-либо другой.

Индра Нуйи
глава PepsiCo

Начало карьеры

После школы Нуйи училась в колледже Мадраса, а затем в Индийском институте менеджмента в Калькутте. Это одно из немногих высших учебных заведений Индии, в котором можно получить диплом MBA — магистра делового администрирования.

Нуйи начала работать ещё студенткой, продавая рекламные площади в газете. Первой официальной работой стала должность продакт-менеджера текстильной компании Mettur Beardsell. Карьеру продолжила в отделении фармакологической компании Johnson & Johnson в Мандрасе. Первой её задачей на новом месте стало продвижение женских гигиенических прокладок Stayfree, что было тяжело, учитывая культурные особенности Индии.

Это был восхитительный опыт. Рекламировать в Индии средства личной гигиены — всё равно, что рекламировать в России безалкогольную водку.

Индра Нуйи

Однажды Нуйи увидела рекламу Йельской школы менеджмента в Америке, и ей захотелось поехать туда. Она сдала вступительные экзамены, получив право на максимальную стипендию. Родители дали согласие на поездку, но по индийским традициям это лишило бы её возможности брака. Но в будущем она всё равно смогла выйти замуж за индийца Раджу Нуйи, который отказался от работы в HP ради неё.

Фото: Business Insider

Во время учёбы за границей Нуйи обнаружила, что почти все её сверстники ходили на собеседования в официальной западной одежде. Она пыталась соответствовать сверстникам и устроилась на ночную работу, чтобы накопить денег на брючный костюм.

Европейская одежда оказалась ей непривычна, Нуйи в ней не разбиралась и выбрала за $50 костюм из некачественных материалов с короткими брюками и желтыми сапогами. Она чувствовала себя некомфортно и провалила собеседование. Преподаватели в университете посоветовали ей не пытаться стать «европейской женщиной», а оставаться собой и придерживаться удобного и комфортного для неё стиля.

На второе собеседование девушка надела традиционную индийскую одежду сари и получила работу стажёра в компании Boston Consulting Group. Принцип «быть собой» стал основным в её карьере. Она проработала в BCG шесть лет, возглавив направление проектов по международной корпоративной стратегии компании.

Я проработала в Boston Consulting Group 6,5 лет. Каждый год в этой сфере – как три года в корпорации. Когда у тебя много проблем и много клиентов, ты растёшь очень быстро.

Индра Нуйи

В 1986 году Motorola предложила Нуйи стать сотрудником, она согласилась и к 1990 году стала директором корпоративной стратегии и вице-президентом компании. С 1990 по 1994 год она работала в компании Asea Brown Boveri — на должности директора корпоративной стратегии Нуйи объединяла 15 разноотраслевых компаний в одну.

В 1994 году за Нуйи соревновались две компании — PepsiCo и General Electric. Она согласилась заняться стратегическим развитием PepsiCo, чья прибыль падала.

Работа Нуйи в PepsiCo

Одной из главных проблем PepsiCo был дочерний бизнес — рестораны быстрого питания Taco Bell, KFC, Pizza Hut, в которых продавалась продукция компании. Они вызывали негатив у других игроков ресторанного бизнеса, которые отказывались продавать у себя продукцию Pepsi из-за невозможности конкурировать. К тому же руководство PepsiCo не могло следить за качеством обслуживания: оно падало, сокращая поток посетителей.

Нуйи предложила реструктуризировать компанию и выделила ресторанный бизнес в отдельную компанию — Tricon Global Restaurants (в 2002 году переименованную в YUM! Brands), а затем продала её. Сейчас YUM! Brands входит в список 500 крупнейших компаний США.

Фото: Business Insider

После продажи PepsiCo потеряла $10 млрд доходов, которые вернулись только спустя 10 лет. Но, по словам Нуйи, новый капитал от натуральной продукции гораздо надёжнее.

Нуйи занималась статистикой и аналитикой. На совещаниях она призывала к изменению стратегии развития, считая, что популярность сладких газированных безалкогольных напитков скоро снизится и нужно подготовить к этому компанию.

Нуйи оказалась права: в 2008 году в США впервые за 50 лет упал спрос на сладкие безалкогольные напитки, а на территории школ и кампусов запретили продавать газировку в целях борьбы с ожирением. Спросом пользовались холодные чаи, соки, энергетические и спортивные напитки.

Руководство услышало Нуйи: в 1998 году она возглавила сделку по приобретению крупнейшего в мире производителя соков Tropicana. Индра считала, что газировку пьют после десяти утра, а после пробуждения люди предпочитают соки.

Позже в этом же году PepsiCo вышла на рынок спортивных напитков, купив Quaker Oats Company — владельца самого популярного бренда спортивного питания Gatorade. Он занимал 86,3% рынка спортивных напитков в США. PepsiCo опередила в покупке Danone и Coca-Cola, заплатив за Quaker $13,4 млрд.

Бренды PepsiCo. Источник: Estrade

Нуйи прошла несколько «ступеней» на пути к должности главного исполнительного директора.

  • 1994-1996 годы — старший вице-президент по стратегическому планированию PepsiCo.
  • 1996-2000 годы — старший вице-президент PepsiCo по корпоративной стратегии и развитию.
  • 2000 год — старший вице-президент PepsiCo и финансовый директор.

По информации издания Business Week, с тех пор, как она начала работать финансовым директором в 2000 году, годовые доходы компании выросли на 72%, а чистая прибыль удвоилась и составила $5,6 млрд в 2006 году.

  • 2001 год — главный финансовый директор, президент и член совета директоров PepsiCo.
  • 2006 год — главный исполнительный директор PepsiCo.

С 2006 года Нуйи руководила всей компанией PepsiCo со штатом в 285 тысяч сотрудников и доходом в $60 млрд.

«Ответственно к цели»

Нуйи возглавила PepsiCo в тот момент, когда компании требовались изменения. Потребители хотели более здоровые продукты, росла активность защитников окружающей среды.

Чтобы адаптировать PepsiCo к новым рыночным условиям, Нуйи разработала концепцию «Ответственно к цели», нацеленную на решение бизнес-задач с учётом потребностей окружающего мира.

Источник: PepsiCo

PepsiCo планировала дальнейший рост за счёт продуктов здорового питания и экологичности предприятий. Основные цели концепции:

  • Продукты. Обеспечить устойчивый рост PepsiCo за счет здоровой и питательной продукции.
  • Планета. Обеспечить экологичность предприятий и производства.
  • Люди. Улучшить коммуникацию компании с партнёрами и потребителями.

PepsiCo разделила продукцию на три категории:

  • Напитки и закуски "fun-for-you": Pepsi, Mountain Dew, Lay’s, Doritos, Fritos, Cheetos.
  • Продукты "better for you": диетическая Pepsi, Lay’s из печи, запечённые Doritos.
  • Продукты "good for you": цельнозерновые снеки, крупы, макароны, натуральные соки, молочная продукция.
Источник: PepsiCo

В 2008 году компания купила производителя соков «Лебедянский» за $1,4 млрд, а в 2011 году приобрела «Вимм-Билль-Данн» (торговые марки «Чудо», «Весёлый молочник», «Я», «Агуша» и другие) за $5,8 млрд.

Продуктовое портфолио PepsiCo в России. Источник: PepsiCo

PepsiCo также следит за тем, чтобы более здоровые продукты — Quaker и Tropicana хорошо выглядели на прилавке и были по доступной цене. По мнению Нуйи, за здоровые продукты нельзя платить больше. Они должны стоить ровно столько, чтобы подтолкнуть потребителей к более здоровому питанию.

В рамках кампании Refresh Everything Нуйи создала Pepsi Natural — полностью натуральную линейку продукции, разработанную для молодого поколения, которое больше заботилось о своём здоровье и соблюдало диету.

Для старшего поколения Нуйи выпустила Pepsi и Mountain Dew Throwback, вдохновлённые дизайнами 1960-1970-х годов и вызывающие чувство ностальгии.

«А этот палец у нас будет Северной Америкой»

Чтобы повлиять на культуру компании, Нуйи воспользовалась индийскими традициями. В Южной Индии её мать благодарили за воспитание дочери после того, как та стала генеральным директором. Нуйи начала отправлять письма родителям глав подразделений с благодарностью за их труд. Это улучшило отношения с партнёрами PepsiCo и атмосферу внутри компании.

Нуйи считает, что нужно ценить личную жизнь сотрудников.

Я знаю, что у сотрудников есть жизнь за пределами PepsiCo. Я уважаю их, а не просто отношусь к ним, как «сотруднику №4567». Хороший бизнес начинает с того, чтобы быть хорошим работодателем.

Индра Нуйи

Коллеги и партнеры отзываются о Нуйи, как о простой и бесхитростной женщине. Во время интервью «Ведомостям» генеральный директор PepsiCo случайно пролила газировку на белый диван и ушла за салфетками, чтобы вытереть его.

По словам матери Нуйи, она непосредственная, с хорошим чувством юмора. К примеру, во время выступления в Колумбийском университете она на пальцах объясняла взаимосвязь континентов и экономических функций, показала средний палец и сказала: «А этот палец у нас будет Северной Америкой».

PepsiCo, по мнению Нуйи, должна давать возможность всем желающим попробовать свои силы в работе, а не только тем, кто получил хорошее образование.

Многие крупные компании больше, чем страны. С нашей рыночной капитализацией мы — 37-я по величине республика в мире. И у нас есть глобальное управление, чего нет во многих странах или регионах. Мы должны использовать это как для роста, так и для улучшения общества.

Индра Нуйи

По словам Нуйи, компания должна постоянно эволюционировать и меняться. Если не менять продукцию, можно сохранить продажи, но маржа будет уменьшаться. Любая инвестиция PepsiCo работает на стратегию сохранения компании, а не краткосрочные цели.

К примеру, чтобы сдержать обещание быть экологичной компанией, PepsiCo сокращает использование воды на своих заводах и улучшает фермерские технологии. Это привело к изменению продукции и увеличению расходов, но без решения экологических проблем компания потеряет лицензии в некоторых странах. Ещё одно желание Нуйи — оставить вкус, но уменьшить жиры, соль и сахар в продукции "fun-for-you" к 2025 году.

«Разговор с покупателями»

Одна из инициатив Нуйи — постоянное улучшение дизайна продукции. По её словам, каждую неделю она проверяет, как продукция PepsiCo выглядит на полках магазинов. Нуйи считает, что магазины становятся всё более загроможденными, и нужно «говорить с покупателями», чтобы заинтересовать их.

В 2012 году она раздала топ-менеджерам фотоальбомы с камерами и попросила сфотографировать всё, что они считают хорошим дизайном. Альбомы вернули лишь несколько человек: многие ничего не сделали, кто-то фотографировал жён и детей. Никто не знал, что такое дизайн.

По словам Нуйи, каждый раз, когда она пыталась поговорить о дизайне внутри компании, люди смотрели на упаковку и спрашивали: «Мы должны изменить оттенок синего?». Она считает, что эти попытки изменить дизайн напоминали «упаковку свиньи в новую коробку, вместо её перепроектирования». Нуйи решила привлечь дизайнера.

Она пригласила промышленного дизайнера компании 3M Мауро Порчини на должность главного дизайнера PepsiCo. Нуйи выполнила его просьбы: создала дизайн-студию и выделила ресурсы. Сейчас команда дизайнеров работает над всей системой PepsiCo — от создания продукта до упаковки и взаимодействия пользователей с ним.

Для меня хорошо продуманный продукт — тот, который вы полюбили. Или возненавидели. Это может быть полное несоответствие с потребителем, но оно должно спровоцировать искренние чувства. В идеале это продукт, к которому хочется возвращаться в будущем, а не просто купить, съесть и забыть.

Индра Нуйи

Нуйи и команда Порчини переосмыслили пользовательский опыт взаимодействия с продукцией компании. К примеру, раздаточные машины Pepsi Spire с сенсорным экраном сохраняют идентификатор пользователя, отслеживают его покупки и предлагают вкусовые комбинации, в зависимости от его предпочтений. Каждое добавление вкуса сопровождается анимацией, чтобы продемонстрировать процесс.

Pepsi Spire. Источник: PepsiCo

Команда PepsiCo заметила, что мужчины и женщины едят по-разному: мужчина может засыпать остатки чипсов в рот, а женщины этого стесняются. В Китае PepsiCo выпустили специальные чипсы в пластиковом контейнере с лотком. Женщина может вытащить лоток, поесть и закрыть упаковку. По словам Нуйи, женщины не хотят, чтобы окружающие слышали хруст, поэтому создали чипсы другой формы и консистенции.

«У меня есть результаты долгосрочного управления и шрамы краткосрочного»

В 2012 году Нуйи могла потерять работу: аналитики предлагали совету директоров отправить её в отставку из-за слабых продаж и прибыли, которая была ниже ожидаемой.

И угадайте, что отраслевые аналитики говорят мне? Не будь матерью Терезой. Ваша задача — продать воду и чипсы. Мы же пытаемся взять привычку людей к еде и питью и сделать её более приятной.

Индра Нуйи

Идею долгосрочной стратегии раскритиковали, называя уклон в более здоровые продукты «чушью, которая уничтожит компанию, пока Coca-Cola становится сильнее». Но вопреки прогнозам аналитиков в 2016 году PepsiCo заработала $63,5 млрд благодаря Doritos, Cheetos, Lay's, Quaker Oats, Naked Juice и других продуктам.

Стоимость акций PepsiCo. Источник: Business Insider

По мнению Нуйи, руководители госкорпораций и акционеры должны концентрироваться на долгосрочной стратегии. Это не означает, что не нужно следить за ежеквартальными результатами, но пристальное внимание к ним вредно, когда дело касается будущего компании.

Я могла вжать педаль в пол, убрать издержки, получать огромную прибыль в течение нескольких лет, а потом сказать «Адьё». Но это не принесло бы успеха в долгосрочной перспективе.

Индра Нуйи

По итогам 2017 года Индра Нуйи заработала более $31 млн. В 2005 году издание Forbes поместило её на 28 строчку самых влиятельных женщин мира, в 2006 году она стала четвёртой, а в 2008 году — третьей.

Сейчас Индра Нуйи занимает 11 место среди самых влиятельных женщин мира по мнению Forbes. Её заслуги были отмечены президентом Индии Пранабом Мукерджи в 2013 году — её назвали одной из 25 величайших людей Индии.

Общественная деятельность

  • Член попечительского совета программы Эйзенхауэра.
  • Член Yale Corporation.
  • Член совета директоров Федерального Резервного Банка Нью-Йорка.
  • Глава совета директоров американо-индийского Делового Совета.
  • Член консультативного совета Йельского университета.
  • Член Линкольновского совета современного искусства.
  • Член попечительского совета Международного комитета спасения по борьбе с расовой дискриминацией.
  • Консультант президента США Дональда Трампа по вопросам экономического роста, повышению производительности труда и созданию новых рабочих мест.

В своей колонке на LinkedIn Индра Нуйи сформировала семь правил, которые она выделила для себя во время работы в PepsiCo:

  • Нужно ставить цели и следовать им. Будьте в курсе потребностей окружающего мира, придумайте видение, которое вдохновит людей.
  • Думайте о времени. Нужно балансировать между краткосрочными и долгосрочными интересами. Краткосрочный успех может растеряться на дистанции.
  • Убеждайте людей. Всегда будет критика, но всегда будут и сторонники. Ищите их, несмотря на сложности.
  • Умейте слушать. Не позволяйте вашим убеждениям препятствовать новым идеям и предложениям.
  • Никогда не прекращайте учиться и исследовать окружающий мир. Общайтесь, ходите на курсы, выходите в реальный мир.
  • Люди — это всё. Успех компании обычно сводится к одному — к команде. Счастливые сотрудники работают лучше. Обратитесь не только к их головам, но и сердцам.
  • Не забывайте о семье. Она не менее важна, чем работа, и нельзя отодвигать её на второй план.

Будут ли конкуренты постоянно бросать вам вызов? В моей отрасли — да. Когда я говорю, что нужно снижать уровень сахара и создаю новую линейку продуктов, они удваивают производство сахарных напитков.

А что делаем мы? Отказываемся от них и теряем долю рынка. Это нормально, потому что мы работаем над продукцией, чтобы изменить мир. Убедить в этом инвесторов очень сложно. Это требует огромного мужества, последовательности и убеждённости.

Индра Нуйи

#какэтобыло #еда

{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e","\u0435\u0434\u0430"], "comments": 23, "likes": 80, "favorites": 62, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "43341", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]