Мнение экономистов о шеринговой экономике

Одним из современных направлений развития мировой экономики является экономика совместного потребления. Ее развитие отражает как общемировой курс на достижение Целей устойчивого развития, так и трансформацию потребительских предпочтений. Шеринговая экономика (sharing economy), или экономика совместного потребления (Сollaborative Сonsumption) - новая культура и экономическая бизнес модель, пиринговая система, основанная на коллективном использовании товаров и услуг.

Мнение экономистов о шеринговой экономике

Шеринг-экономика позволяет напрямую связывать ключевых экономических агентов и распределять продукты и услуги между ними без участия посредников. Совместное потребление предполагает, что удобнее платить за временный доступ к благам, чем владеть ими. Люди все чаще вступают в разные формы экономического шеринга, будь то использование Uber или бронирование проживания через Airbnb. Темпы роста экономики, при которой человек превращается в поставщика услуг, превышают 25% в год и только будут расти. Шеринговые платформы – информационные системы, обладающие следующими базовыми признаками: работают онлайн, в центре модели – сообщество пользователей и имеющих специфические черты оказания услуг: в случае с транспортом - одно и то же автотранспортное средство последовательно эксплуатируется несколькими пользователями Эффективное использование ресурсов и сокращение объемов отходов в рамках шеринг экономики позволяет сократить простой автомобиля и одновременно – количество автомобилей на улице, увеличить скорость оказания услуги, гибкость и мобильность, путешествовать с меньшими затратами, заказывать услуги (ремонт, уборка, обучение и др.) по доступной цене.

Особую роль шеринговые модели начали играть в период пандемии Covid-19: развитие электронной коммерции (в том числе за счет роста объемов доставки продуктов), новых форм городской мобильности (в том числе, каршеринг,), появление новых сегментов покупателей в условиях связанных с пандемией ограничений на перемещение. Но надо отметить, что все эти формы только получили дополнительный стимул своего развития, а их возникновение отражает общемировые тенденции, заложенные еще несколько десятилетий назад, в том числе – декарбонизацию, развитие цифровых технологий, реализация энергетического перехода в условиях растущей урбанизации стран мира. Компании, уверенно занявшие лидерские позиции на рынке, задолго до пандемии начали диверсификацию своего бизнеса: компания Uber создала сегмент, связанный с доставкой продуктов питания и еды из ресторанов и кафе. Эксперты выделяют семь наиболее динамичных сегментов рынка экономики совместного потребления: 1) мобильные услуги совместного потребления (mobility sharing); 2) пиринговое финансирование (person-to-person finance, P2P finance); 3) аренда жилья для отдыха и совместное использование жилых помещений (vacation rental and room sharing); 4) коворкинг (coworking); 5) онлайн-платформы талантов (online talent platforms); 6) шеринговые медицинские услуги (healthcare sharing); 7) шеринг потребительских товаров P2P (P2P consumer goods rentals По данным Precedence Research, ожидается, что к 2030 году объем мирового рынка совместной мобильности достигнет примерно 777,85 млрд долларов США, а среднегодовой темп роста, согласно прогнозам, составит 8,5% в период с 2021 по 2030 год. В 2020 году объем мирового рынка совместной мобильности достиг 420,15 млрд долларов США. В качестве моделей совместного использования транспорта рассматривают следующие: Car-sharing – краткосрочное использование автомобиля. На текущий момент транспортные средства представляются операторами, в дальнейшем прогнозируется предоставление автомобилей по P2P-модели; Ride-hailing – пользователи платят за поездку с профессиональными или подрабатывающими в такси водителями (Яндекс.Такси, Uber); Ride-sharing/Car-poling – совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн сервисов поиска попутчиков (UberPool, BlaBlaCar и др.) Kich-sharing – система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов итд Наиболее динамичным сегментом является каршеринг.

По данным компании JPMorgan ежегодно мировой рынок каршеринга растет на 34%. Самым крупным рынком каршеринга останется азиатский, где сейчас сосредоточено около 40% пользователей. Еще 37% приходится на Европу. По данным компании Movmi на рынке каршеринга в 2017-2019 гг. появилось 1000 новых городов (что на 47 % больше, чем в предыдущие три года). По состоянию на май 2019 года сервис каршеринга предлагается 236 операторами в 3128 городах 59 стран мира. При этом сам бизнес требует значительных капиталовложений. Поэтому, несмотря на значительный рост выручки российских компаний, работающих в данном сегменте, все крупнейшие игроки демонстрируют значительные убытки на фоне растущих расходов. В 2020 г. компания «Каршеринг Руссия» (сервис Делимобиль») в финансовой отчетности показала убытки в размере 2,5 млрд. долл., ООО «НТС» (сервис CityDrive) – 163 млрд. долл., «Яндекс.Драйв» (1,2 млрд., но при этом - это единственная компания из крупных игроков, сокращающая свои убытки), АО «Каршеринг» (сервис BelkaCar) – 1,8 млрд. долл. Вызывает опасения и структура выручки самих компаний: растет доля штрафов, собираемых с пользователей за нарушение правил, повреждения машин и другие нарушения договора. Компания «Каршеринг Руссия» в 2021 г. указала в своей отчетности, что это второй по доходности источник выручки, на которые приходится почти 14%. Это повышает риски добросовестных пользователей, связанные просто с невозможностью доказать наличие мелких повреждений до начала использования автомобиля.

Крейденко Татьяна
координатор профиля "Экономика города" к.г.н., доцент экономического факультета РУДН
1212
6 комментариев

Надо начинать с шеринга людей. «Муж на час» и «жена на две ночи» гораздо нужнее новым поколениям, чем коллективное владение дачей, собакой и номером в гостинице. Шеринг - это же от нищеты. Такси и бухло на троих. Тетка ну хотя бы а двоих.
Мы строим мир, где все вокруг не твое.

3

А зачем мне тачка, требующая кучу денег на запчасти и так далее, если мне нужно здесь и сейчас просто добраться до места? В чём для меня смысл владения данной конкретной машиной? Статус, понты, "смотрите, я за рулём?" Бред. Это мышление прошлого. Также и насчёт остального. Хотите жену и семью на полный график - воля ваша, если нет - в свободных отношениях и прочих способах взаимодействия с женским полом ничего сверхъестественного нет.

2

Но при этом снижаем количество отходов и снижаем потребление не возобновляемых ресурсов=) тем самым даем возможность человечеству прожить на Земле чуточку больше

1

Татьяна, добрый день.
Если не трудно, ответьте мне на один вопрос: какова цель этого материала?
Что должно появиться в голове читателя по прочтении текста?