Как работает продакт-менеджер в EPAM?

Расспросили Николая Шульгу, продакт-менеджера и Certified Technical Interviewer EPAM Systems, о задачах продакта, необходимых хард и софт скиллах и особенностях собеседования в компанию. В конце бонус — вакансия PdM в команду Николая.

Николай Шульга

Product Manager EPAM Systems, Certified Technical Interviewer, Assessment Expert

Кто такой продакт-менеджер для EPAM?

Продакт-менеджер в EPAM может немного отличаться от классического понимания. В компании эта должность рассматривается в более широком ключе. Основная задача продакта — управление развитием продукта, через менеджмент бэклога, построением road map, приоритезацией, оценкой метрик, но в EPAM от продакта ожидается нечто большее.

Речь идет о том, что продакт не просто менеджерит свой продукт или продукт клиента. Во-первых, он проводит оценку текущих возможностей компании и точек роста, может предложить помощь на этапе дискавери. Обеспечивается product governance, то есть заказчику даются рекомендации, как выработать подход к созданию продуктов, предлагаются фреймворки для формирования product офисов. Также, мы проводим образовательные инициативы для клиентов — продакт-коучинг, менторинг с помощью собственного пула наработок и успешно реализованных кейсов.

Еще одной функцией продакта в EPAM является развитие комьюнити, за счет чего компании удается наращивать экспертизу в различных областях, совершенствовать навыки сотрудников и не только не отставать от трендов рынка, но и контрибьютать в их формирование.

Какие основные задачи выполняет продакт с учетом B2B направленности компании? Отходим ли мы от стандартных CustDev’ов или расчета той же Unit-экономики?

На самом деле, не стоит недооценивать важность проведения кастдевов или убирать этот скилл из матрицы компетенций продакта. Объясню, почему.

EPAM традиционно был известен решением технических задач — создать кусок кода, придумать программное решение или построить архитектуру, которая выдержит большую нагрузку. Тем не менее, последние несколько лет компания работает над смещением в сторону бизнесовых задач, когда уже мы не просто реализуем предложенные нам проекты, а участвуем в создании облика и функционала продукта. Это уже деятельность на стыке консалтинга, продакт-менеджмента и деволопмента. Заказчики приходят с идеями, а мы помогаем упаковать их в бизнес, поэтому история про “Кому что продавать и какую ценность нести?” становится задачей продакта.

Определение краткосрочных приоритетов и road map продукта на 3-6 месяцев, сбор требований и первоначальных данных, учет потребностей и ограничений стейкхолдеров, понимание user flow, работа с дизайнерами, построение CJM и умение работать с каналами привлечения пользователей — все это также входит в пул задач продакта EPAM.

Если говорить про консалтинг и вещи, которые напрямую не связаны с девелопментом, то к функциям PdM относится еще и создание артефактов (презентаций, репортов с результатами работы). Также, работа с командой — здесь продакт отвечает за координацию или вовлечение смежных групп сотрудников, слаженную работу коллег и передачу ценности решения заинтересованным сторонам.

Среди day2day (ежедневных) активностей можно выделить участие в определенных scrum-ритуалах: daily встречи, ретро, демо, дизайн-ревью, бизнес-встречи по статусам развития продукта или для получения актуальных вводных, валидации новых идей.

Что в EPAM ценится больше: хард скиллы или софт?

На мой взгляд, доминируют софт скиллы: продакт должен уметь грамотно выстраивать диалог, доносить свою точку зрения, интерпретировать данные.

В EPAM мы ценим скилл стейкхолдер-менеджмента, сюда еще входит управление ожиданиями заказчика.

На фразу “хотим завтра ракету на Марс” важно уметь не просто сообщить о невозможности задачи, но и не потерять клиента на этом этапе. Здесь опытный продакт скорее ответит: “Да, суперидея. Давайте оценим текущие ресурсы и возможность полета, определим, что требуется с каждой стороны для запуска. Например, поймем, что требуется для создания ракеты, сколько она возьмёт человек на борт и какой должен быть дизайн, а мы пока построим космодром, который временно будет использоваться в качестве взлетно-посадочной полосы для самолетов”.

Так, появится уже первая итерация с заказчиком, MVP, мы начнем приносить клиенту ценность, при этом не ухудшив взаимоотношения, а определив дальнейший срок создания итерации продукта.

Еще один упомянутый ранее софт скилл — управление командой и донесение ценности продукта. В этом плане продакт должен быть кем-то вроде идеолога своего решения.

Продакт в EPAM умеет быть самостоятельным и коммуникабельным. Он понимает, к кому он может прийти с конкретной задачей, с кем поговорить, у кого в смежных отделах попросить помощи. Он должен обладать умением выявить реальные потребности пользователей или быстро проверить появившуюся гипотезу, обосновать свою позицию на основе данных.

А что по хард скиллам? Что продакту в EPAM знать не обязательно, а что является must-have?

Продакт в EPAM не работает с кодом, в меньшей степени он задействован в составлении макетов и прототипировании в той же Фигме. Это важный и нужный скилл, да, но он не обязателен.

В целом, используемый в компании инструментарий достаточно стандартный: умение раскладывать задачи по спринтам в Jira — хороший навык, который упростит работу команды. Тем не менее, он тоже не в топе.

Работа с аналитикой — еще один nice-to-have скилл. SQL и аналитика данных не требуется, но полезно как минимум уметь настраивать Google аналитику или Амплитуду. Не умеешь — не страшно, однако способность ее читать, интерпретировать и использовать для data-driven решений очень важна.

Еще к топу скиллов можно отнести умение валидировать гипотезы и проводить CustDev. Продакт должен знать методику, уметь различать количественные и качественные исследования, проводить решенческие и проблемные интервью, формировать выборку (проводить статистический анализ) и обладать навыком вывести пользователя на правдивые ответ (прим. ProductStar: пользователи могут врать, да, причины описали в этой статье).

Из важного еще — работа с инструментами. Например, Miro и продвинутый Excel.

Как устроиться в EPAM? Может, у вас есть какие-то интересные тестовые задания или особый порядок интервью?

Вообще, EPAM — компания максимально простая во взаимодействии с пользователем.

С одной стороны, мы стремимся к меньшему количеству барьеров попадания в компанию. С другой — хотим приглашать людей, которые действительно разделяют наши ценности и цели.

Например, у нас нет отдельных тестовых, когда кандидат берет день-два на решение, или чего-то вроде полиграфа или иных жестких проверок. На интервью с кандидатом мы обсуждаем опыт и накопленную экспертизу, умение решать задачи, обращаем внимание на софт скиллс и совпадение с культурным кодом и культурой компании.

Если говорить о мягких навыках, один из важных, помимо умения и желания обучаться, навыков коммуникации — английский язык, для продакт-менеджера это B2 минимум. Это основной язык бизнес-коммуникации в компании и с заказчиком. На проектах часто работают распределенные команды из разных стран, например, где общение строится именно на английском.

В целом, совет для всех кандидатов, не только желающих попасть в EPAM – не ленитесь адаптировать свое резюме под конкретную вакансию. Нанимающий менеджер должен буквально сверить ваше резюме с вакансией и мысленно проставить галочки напротив необходимых навыков. Подбирайте для резюме такие рабочие кейсы, которые будут соответствовать заявленным требованиям. Однако не переживайте, если описание вакансии не сошлось с вашими умениями на 100%. Это абсолютная норма — не быть экспертом в каждом скилле. Достаточно сделать простое упражнение: если вы умеете делать больше половины того, что указано в вакансии, то можно пробовать подавать свою кандидатуру на рассмотрение. По остальным скилам, с которыми не очень хорошо знакомы, достаточно изучить информацию о требовании хотя бы верхнеуровнево, чтобы иметь необходимое представление о задаче.

Следующий шаг — закиньте резюме в компанию. Можно сделать это через портал, но лучше найдите кого-то из сотрудников, кто передаст CV непосредственно команде привлечения талантов. Такой способ поможет снизить риск того, что ваше резюме затеряется среди других.

Как проходит собеседование?

Первое интервью стандартное.Чаще всего это просто звонок от HR с целью выяснить, актуальна ли еще вакансия для вас. Ничего страшного не происходит — обычный разговор, в течение которого проверяется ваша релевантность. Здесь важно как можно более мотивированно показать желание работать в компании, возможно, дать какие-то причины или аргументы вас нанять. На этом этапе нет задачи оценить ваши профессиональные навыки.

Если все проходит успешно, то дальше идет техническое интервью или менеджерское, зависит от позиции.

Техническое интервью проводится на основе матрицы компетенций. Она своя для каждого уровня — associate, middle, senior. В самой вакансии уровень может быть и не обозначен, это уже выясняется непосредственно при общении с HR, так как от ваших навыков зависит, кто будет проводить интервью.

Часто разговор интерактивный: большое количество вопросов, которые позволяют узнать, насколько быстро вы переключаетесь между темами, решение кейсов. Например, такой: “Как бы вы сделали MVP-решение для булочной за 10.000$?” Здесь менеджер хочет скорее увидеть ход ваших мыслей, в рамках продуктовых подходов, а не верный ответ.

Менеджерское интервью — это история про встречу с ресурсным менеджером, человеком, который зачастую не является прямым руководителем, он скорее отвечает за то, на каком продукте (проекте) вы будете работать, ваше профессиональное и карьерное развитие внутри компании. На моем интервью, например, был необычный вопрос на гибкость ума. Будет здорово, если тоже попробуете ответить в комментариях:

Есть сковорода, тебе нужно пожарить 6 уже подготовленных котлет. Каждую котлету необходимо пожарить с двух сторон. На каждую сторону уходит 30 секунд. Как быстро ты сможешь пожарить 6 котлет?

В подобной измеримой задаче на интервью нужно именно голосом проговаривать, как ты просчитываешь итоговую цифру, чтобы менеджер, опять же, проследил ход мыслей.

Совет начинающим и “продолжающим” продактам от Николая Шульги, PdM EPAM.

Определитесь, чего вы вообще хотите: над каким продуктом работать, в каком технологическом стэке, в каком домене, в каком направлении развиваться. Такое понимание позволит получить больше мотивации к развитию в определенной сфере, избавиться от неопределенности.

А если выбрать сложно, совет такой — приходите в EPAM, у нас можно внутри компании переключаться с проекта на проект, развивать скиллы и брать новые челленджи. Клиенты и профили все разные. Компания заинтересована в том, чтобы сотрудники оставались в команде как можно дольше, поэтому предоставляет все возможности для обучения, изменения карьерного трека, развития компетенций, профессиональные комьюнити и тд.

Как и обещали, попросили у Николая поделиться открытой вакансией продакта в компанию EPAM.

Подробности тут: https://go.productstar.ru/v9sEqu

Откликаться сюда: https://t.me/nickshru

Если уже видите себя в роли продакта топовой компании, предлагаем стартануть в профессии вместе с ProductStar, ведь нашим студентам мы гарантируем трудоустройство (карьерный центр в среднем находит работу мечты за 2,5 месяца еще во время учебы). Кстати, недавно как раз был кейс устройства нашей студентки в EPAM, почитать можно здесь: https://t.me/bootcamp_ps/26891

Для начинающих подойдет курс “Профессия: продакт-менеджер”, для продолжающих — “Middle&Senior product”, а тем, кто хочет добиваться новых высот в профессии, может пригодиться “Директор по продукту (CPO)”.

Если определиться с выбором профессии сложно, приходите на бесплатные карьерные консультации. Эксперт сферы IT с многолетним опытом поможет наметить индивидуальный карьерный трек.

Успехов ;)

33
4 комментария

Ну что-же никто про котлетки не пишет ответы?))) Математически понадобится 1 минута, если предположить что все 6 котлеток уместились на сковороде. Ну еще потеря времени на переворачивание, так что где-то 1,5 минуты.

1

По-моему там просто не дописали, т.к. смысл этой задачи в том, что одновременно на сковороде можно жарить только 4 котлеты :)

1

Привет! А EPAM сейчас из России набирает людей?

В РФ вроде нельзя, нужно переехжать