{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как оживить в себе харизматика, чтобы не было стыдно за проводимые презентации

Исчерпывающий набор простых, исполнимых и действенных способов удержать внимание слушателей вне зависимости от содержания своего выступления от преподавателя ораторской школы Аргументъ.

Благодарная и заинтересованная аудитория

Презентация – это работа с аудиторией и её запросами, работа с фактическим материалом, с аргументами и структурой, т.е. работа со смыслами. Но даже будучи преисполнена всеми возможными смыслами и самой грамотной визуализацией, презентация не сумеет презентовать себя.

Она вынуждена пользоваться услугами людей, услугами ораторов.

Когда оратор харизматичен, у презентации есть шанс залезть в головы слушателей и навести там порядок. Во всех остальных случаях она борется за внимание аудитории, преодолевая унылую убогость выступающего.

И чаще всего проигрывает. Потому что можно придумать сильный аргумент или подобрать сногсшибательную картинку на слайд, но нельзя стать харизматичным оратором, не будучи им от рождения. Или можно?

Если под харизмой понимать особую одаренность, то с ней ничего не поделать, увы – либо есть, либо нет. Плюньте в лицо тому, кто скажет, будто сможет сделать из вас звезду, когда вы сделаны не из звездного материала. Не сможет.

Но вообще-то «χάρισμα» – это всего лишь способность притягивать к себе внимание, а не заоблачный талант или искрящаяся гениальность. Это техническое свойство и натренированное умение, которым можно овладеть для того, чтобы не принижать суть своего выступления блеклым способом выражения.

Главный закон внимания

Привлекает отличие

Неправильно думать, что внимание притягивает яркость. Если я живу в ярком и кричащем мире, я перестаю его замечать, он становится естественным и привычным фоном. Но если в этот фон поместить человека в черной монашеской одежде – это будет привлекать. Привлекает отличие. Девушка в купальнике на Красной площади будет интересна всем – она же в этом же наряде никому не будет интересна на пляже.

Однако дело не просто в отличии, даже отличие приедается. Внимание привлекает отличие от текущего положения вещей. Поэтому самый важный вопрос – что является текущим положением вещей для выступающего с презентацией? Он сам и является. Выступающий является фоном для себя самого. Всё, что он говорит, воспринимается на фоне того, что он же сам и сказал раньше. На фоне того, что он сказал, и на фоне того, как именно он это сделал.

Разнообразие – ключ к успеху

Чтобы быть харизматичным, всего-навсего нужно быть отличным от себя самого. Быть разнообразным. Если не в каждую секунду, то хотя бы в минуту. Внимание приковывается изменениями оратора, его речи, его образа.

Можно выйти в каком-то экстравагантном наряде, это даст минуту внимания, но потом оно сойдет на нет. Можно кричать, но если кричать с одной громкостью, через тридцать секунд люди привыкнут. Можно начать тараторить и люди это оценят повышенным вниманием, но нельзя тараторить бесконечно, это надоедает.

Харизматичный способ провести даже скучную по своей сути презентацию – это провести ее с максимальным разнообразием.

Для этого потребуются: жесты, движение, громкость, скорость, паузы, тон, эмоции.

Страх перед аудиторией рождается из-за неумения заинтересовать её

Жесты

Нельзя постоянно держать руки в карманах (отсутствие жестов), нельзя постоянно ими размахивать (жестовый мусор), нельзя использовать один повторяющийся жест (надоест), а вот всё остальное – можно и нужно. Пусть это будут три жеста на пятиминутную речь или тридцать три, лишь бы они отличались друг от друга и располагались по всему выступлению, а не в одной его части.

Движение

Не всегда во время презентации позволено стоять, но если позволено – лучше встать, чем сидеть. Не всегда есть возможность ходить, но если есть – этим нужно пользоваться. Правда, постоянно и энергично передвигаться перед слушателями не следует, потому что в этом случае мы будем похожи на зверя в клетке. Все остальные движения будут хороши.

Громкость

Один уровень громкости недостаточен, два – мало, а уже три уровня позволят внутри выступления расставлять акценты на важных моментах, выделяя их среди проходных, тем самым внося необходимое разнообразие для удобства слушателей.

Скорость

Возьмите обычную для себя скорость произнесения, увеличьте ее в полтора-два раза и уменьшите настолько же. Повышенной и пониженной скоростью мы будем маркировать небольшие куски своей речи, по 10-15 секунд каждый. Вы удивитесь, как здорово это приковывает внимание.

Паузы

Чем больше артист – тем больше у него пауза. Тягаться с великими актерами не нужно, но хотя бы пару пауз в своем выступлении вы должны сделать. И это не пауза в начале речи или когда мы забыли текст. Нет, пауза должна звучать, она должна быть красноречивой.

Тон

Когда мы кричим, мы повышаем тон и говорим, соответственно, на повышенных тонах. Научитесь повышать тон без крика, т.е. без увеличения громкости. И понижать тоже – без уменьшения громкости. Более высокий и более низкий тон обязаны прозвучать в вашей речи хотя бы по разу.

Эмоции

Эмоций безумно много и они-то как раз лучше всего привлекают внимание. Но в отличие от предыдущих приемов выразить эмоции сходу может и не получиться. Легко ли вам дается изображение симпатии, скорби, смятения, страсти, страха или смирения? Здесь придется тренироваться. Но к счастью, в обычных выступлениях перед нами не стоят настолько сложные задачи, поэтому можно вполне обойтись парой-тройкой привычных и понятных эмоций, например радостью, гневом и уверенностью. Раскидайте их по своей речи, окрашивая ими уместные предложения или абзацы.

Пример

Известный политический оратор начала XXI века

Примеры всегда опасны, потому что мы воспринимаем их как образцы для подражания. Не надо подражать – но надо понимать, где у конкретного оратора какой приём, и почему он работает.

Здесь, даже с учетом ситуации, которая жестко заставляла говорить его в определенной манере, выступающий смог найти место и для жестов, и для изменения громкости, он использовал разную скорость, паузы, играл с тоном и, разумеется, с эмоциями.

Пять минут харизматичности

Пусть у нас будет простая пятиминутная презентация.

В нее мы поместим три жеста, два движения, по одному моменту с повышенной и пониженной громкостью, с повышенной и пониженной скоростью, две паузы, два куска с более высоким и низким тоном, и еще три выраженных эмоции. Итого 16 изменений (на самом деле 32, потому что выход в норму из измененного состояния – тоже изменение). Это означает, что каждые 17 секунд у нас будет привлекающая внимание активность. Поскольку эта активность не мгновенная, а длительная, интервал без изменений еще более сужается. Каждые 12 секунд мы будем предлагать аудитории измененного себя.

Это часто и этого хватит, чтобы удерживать внимание, даже если мы будем зачитывать поваренную книгу или презентовать Конституцию РФ.

Единственная сложность – естественность. Но тут ничего не поделать, когда доктор Франкенштейн оживил своего монстра, тот тоже не мог сходу похвастаться изящностью и грацией, хотя потом и наворотил всего. Главное – оживить, а естественность придет со временем.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда