Я - начальник, а ты - дурак

Как часто Вы слышали эту фразу от своего руководства? Я слышал часто. По этой причине хотел бы поднять проблему взаимодействия руководства и сотрудников.

Я - начальник, а ты - дурак

Здравствуйте, меня зовут Михаил. Я — драконорожденный IT’шник, который прошёл все стадии — от зарождения программистом до руководителя отдела.

3 месяца я не мог писать никакие статьи по причине непонятного мироощущения и внутреннего дискомфорта из-за всеми известных причин. А сейчас пришлось собраться с силами и вылить накопившееся. Думаю, что мои мысли найдут отражение в душе многих работяг. Поехали.

Я — зеленый джун

Вот меня взяли первый раз на работу. Я ничего не умею, поглощаю информацию, словно птенец с открытым ртом. Работа кажется суперинтересной, мотивации хоть отбавляй.

Начальник моего отдела был очень умным мужиком, который дал много опыта и поделился собственным мировоззрением. Никто из ребят в моей команде не задает вопросов. Мы просто делаем так, как нам говорят старшие.

Наверное именно первые несколько лет работы запомнились: интересные задачи, нет рутины и постоянных кровавых дедлайнов, есть классный и веселый коллектив. Многие из ребят стали моими хорошими друзьями. Мы общаемся и по сей день. Оцениваю эти 2-3 года на 5+ звездочек.

Я — синий мидл

Знаете почему синий? У меня появились мешки под глазами из-за недосыпа. А ещё появились пятничные пивные вечера. Стресс от типичных задач и увеличивающегося с каждым годом плана работ начал выходить на первую роль.

Мотивации стало поменьше. Поднадоело заниматься простым кодингом, как учили старшие. Мы начинаем задавать вопросы — а почему нужно делать вот так, я вижу другой вариант решения, дайте мне позаниматься например анализом бизнес-процессов. На что мой непосредственный начальник широко раскрывает глаза и говорит: "Миша, я тебе сказал, надо делать вот так, у меня опыта больше! Я тут руководитель, не лезь со своими предложениями".

После каждого такого разговора чувствуешь себя как после купания в холодной воде на грязном пляже. Вроде бы ничего не произошло, но песок в трусах остался, да и насморк начался. Неделя пройдёт и всё забудется, чего я себе надумываю, правда ведь?

Я — senior-самозванец

И вот я разобрался в куче процессов, автоматизировал хаос, почувствовал себя специалистом на все руки. Сижу, кайфую. При этом постоянно в голове крутится мысль, что мне тут не место и есть ребята, которые могут делать мою работу быстрее и лучше. Типичный синдром самозванца.

Мой начальник стал приходить1-2 раза в неделю на работу. У нас в отделе работала его жена, вышедшая из декрета, которая аналогично ходила на работу как захочется. И вот мой старший наставник превратился в типичного начальника, который только требовал результат. Нам уже не надо было выдавать вводные, с нас нужно было только спрашивать.

Давайте назовём это моментом получения рабочей психологической травмы. Вся команда стала чувствовать себя беспомощной и разбитой. Мы приходили на работу и играли в Quake III Arena всем отделом. Мы даже проводили соревнования с ребятами с других отделов. Задач адекватных больше нет, контроля нет, прокрастинация дала посевы, которые росли с огромной скоростью.

В этот же момент появились постоянные выговоры от моего начальства. И тут я первый раз услышал фразу: "Я — начальник, а ты — дурак". На собственном опыте я смог увидеть неправильный менеджмент, приводящий отличную команду в сборище вечно ругающихся склочных бабок.

Мой руководитель не мог привести доводы, по какой причине мы должны сидеть с 8 до 17 на рабочих местах, а он может полежать дома с женой. Единственная причина, которую он называл — Я это заслужил, у меня 3 детей, я обалденный специалист. Зарплата тут низкая, делать больше мне ничего не надо.

В общем то весь этот балаган привёл к его увольнению со скандалом и общей поркой в кабинете у начальника управления. После этой ситуации все чувствовали себя так, будто виноваты в его увольнении. Ну может быть не стоило так, у мужика 3 детей, да и делал он раньше много. Наверное это совесть пыталась на что-то надавить изнутри.

Я — team’lead курильщика

Поработали мы значит без начальника пару месяцев и меня сделали руководителем группы разработки, team«lead»ом в общем. Я никогда не учился работать с людьми, не читал умных книжек и не знал, как меня воспримут в коллективе.

Вот тут настал один из самых важных моментов. Напишите в комментариях ответ на мой вопрос: Какой руководитель лучше — незнакомый тебе ставленник или взращенный вместе с тобой коллега?

Представьте, меня повысили, а ребята, с которыми я пил вчера пиво за одним столом, стали моими сотрудниками, т. е подчиненными. Со мной общаются также как и раньше — я вроде бы и друг-приятель, но тут же начальник, с которым надо быть поосторожнее.

Можете ли вы выпивать вместе горячительное, если завтра с тебя человек напротив спросит о выполненной работе? Теперь придётся придумывать причины ухода с работы, ведь не скажешь как раньше У меня живот болел, надо будет придумать что-то по типу Жду газовиков 24 часа.

Если бы меня поставили руководить ребятами, которых я не знаю, можно было бы сразу построить систему взаимодействия на основе только рабочих отношений. В таком варианте ты не можешь выпрашивать по 2-3 выходных в неделю по причине дружбы с начальником. А я как руководитель не могу отказать, это же мой приятель.

Для меня этот момент карьеры был самым сложным. Парни, с которыми ели кашу с одной чашки, начали привыкать ко мне в новых реалиях. Я был не самым лучшим тимлидом, т. к мне на плечи сразу же кинули огромный пласт задач со сроками выполнения. Чтобы влиться в процесс мне понадобилось всего лишь 6 месяцев, а парням целых 6 месяцев пришлось принимать новый миропорядок.

Именно на данном этапе я познал первые принципы работы с людьми.

Попробую лаконично оформить:

  • Не надо кричать. Никогда не повышайте голос. Таким образом Вы расписываетесь в собственной некомпетентности. Донести свою точку удастся, только если она подтверждена фактами и опытом.
  • Вы должны учиться у своих коллег. Никто не робот, знать всё невозможно. Обязательно выслушивайте своих работников и пытайтесь понять, что они хотят до Вас донести. Если принципиально не принимать чужую точку зрения, то за спиной рано или поздно услышите не самые красивые слова о своей персоне.
  • Обязательно хвалите своих сотрудников. Если есть повод сказать, что Саша или Ваня проделали классную работу — сделайте это. Не только наедине, пишите про это в общем чате. Это самая простая и работающая мотивация.
  • Мотивация деньгами — самая плохая. Хочешь поощрить работника — купи ему что-нибудь физическое и подари. Любые классные наушники будут приятнее, чем 10к рублей, потраченные на какую-то еду в магазине. Коллега будет вспоминать с удовольствием такие моменты. Но про систему мотивации поговорим в следующей статье.
  • Если сотрудник не справляется, то это проблема руководителя. Может проблема в сроках, неопытности, нехватке каких-то ресурсов или других причинах. Этим должен заниматься начальник. Нужно спрашивать о результатах на каждом этапе работы, а не требовать конечный результат здесь и сейчас. Вносите правки в сроки, будьте гибкими и показывайте свой профессионализм. Вроде бы банальные вещи, но про них постоянно забывают.
  • За начальником должны тянуться. Если я покажу пример того, как нужно работать, то за мной пойдут даже самые ленивые. Просто нужно знать как замотивировать и на какие точки надавить.

Я — boss

Вот меня и поставили начальником отдела разработки. Теперь к прошлым обязанностям на мои плечи упало распределение отпусков, постоянные обсуждения бизнес-процессов чужих подразделений и самая разная неинтересная муть.

У меня было 2 пути — в 1 варианте я становлюсь начальником, который постоянно работает по спринту, относится к людям как к ресурсам и увеличивает скорость кодинга и уровень автоматизации до 200% в месяц. Либо я мог остаться тем человеком, который ни разу не кричал на своих ребят и все косяки брал себе на плечи. Босс, который может сказать всему коллективу — Хватит работать, пошлите сегодня все на природу, лето на дворе.

Я выбрал 2 вариант. Здесь очень сложно найти грань между перегибом личного и рабочего. В такие моменты я прямо в глаза говорю, чтобы не путали рабочее с личным, аля мухи со слонами.

Под конец хотел бы спросить есть ли смысл расписывать истории про свои проекты. Я с ребятами разработал большое количество систем и хотел бы найти обратную связь как в лице простых пользователей, так и в лице инвесторов. Может есть смысл собрать тестовую группу? Было бы интересно провести аналитику.

Готовы ли Вы поучаствовать в группе тестирования продуктов, созданных моей командой?
Естественно да
Не, чёт лень
Куда кидать донаты?
2323
41 комментарий

Михаил, не сочтите за грубость, но давайте начнем с хорошего:)
Это замечательно, что вы поделились своим путем, но такое дело...
Я за 12 лет никогда не слышал от "начальника" фразу "я начальник - ты дурак". Это больная атмосфера, от нее надо избавляться как можно скорее, а не привыкать к ней и пытаться в этом жить. Вообще странная немного история описана, не думал, что такое бывает в последнее +- десятилетие.
Ощущение, что вам очень не повезло с компаниями. И кажется для компании, где вы работаете, IT бизнес не профильный (хотя чем черт не шутит).
Вы не пробовали сходить поработать в крупные IT компании с нормальной западной моделью управления и не в галеру? Там совсем другой мир и совершенно другой уровень организации.

По поводу советов, тут хотелось бы пару вещей сказать.

Во-первых, есть базовые штуки, которые вообще касаются всех работников - не кричать, учиться у коллег и давать им обратную связь (и хвалить, да). Это редко является культурой рабочих отношений в РФ, но в западной рабочей культуре это вообще эм... ожидаемое поведение. Дефолт, если хотите.

Что касается "Если сотрудник не справляется, то это проблема руководителя." - это проблема, но не совсем в том виде, что вы описали. С этим надо что-то делать, но кхм... вы смотрите на это под углом своего предыдущего, во многом негативного опыта. По факту же решение вопроса не в том, чтобы "не давить на сотрудника", а в понимании почему вы вообще оказались в такой ситуации и что происходит. В этом понимании и будет ответ на вопрос "что делать".

Вот тут интересно - "За начальником должны тянуться". Да в общем то нет. Все очень зависит от того, чем конкретно занимается руководитель и в какой роли он выступает.
Если он тех. лид - тогда да, можно мотивировать, помогать людям профессионально расти напрямую, передавая опыт и показывая "как надо".
А если роль именно менеджерская - а собственно в чем мотивация? Будьте профессионалом своего дела, закрывайте свои вопросы, не повторяйте ошибок своего предыдущего бестолкового руководителя и собственно все. И кстати нет, самые ленивые не пойдут, зато научатся вами пользоваться в удобном для себя виде. В сильных само-мотивированных командах не бывает случаев, которые вы описали до этого, вроде массового развала отдела от отсутствия начальника. Сильному отделу начальник не нужен, он для них выполняет сервисную функцию и задает общее направление, остальное происходит автономно.
Уважение между людьми должно быть, но вот "тянуться" - это не то слово.

Ну и наконец про деньги, поощрения и 10 тысяч.
Во-первых, хорошие наушники не стоят 10к, а начинаются (начинались, по крайней мере) примерно от х2 от этой суммы. Может оказаться так, что вы дарите бесполезный мусор (это еще не считая того, что подобные вещи весьма индивидуальны и их нужно подбирать под себя, так как их свойства значительно отличаются), чем просто демотивируете человека.
Во-вторых, неденежные поощрения хорошо работают только тогда, когда закрыт базовый вопрос с деньгами у человека и на него никак не повлияют 10 тысяч наличкой, то есть это должна быть незначительная сумма, меньше 5% от дохода.

48
Ответить

Жму руку Антон за сказанное, видно что в управлении людьми Вы не случайный человек

16
Ответить

https://vc.ru/u/592352-mihail-roganin/368682-kak-uyti-s-gosudarstvennoy-sluzhby-i-ostatsya-v-zhivyh
Всё верно говорите. Вот эта статья была первой. А в текущей я описал свой прошлый опыт. Очень долгий опыт. И Вы удивитесь как много компаний с таким же подходом, в комментариях прямо боль людей. И на хабре аналогичная ситуация. Так что тут всё зависит от региона проживания.

2
Ответить

Идеализмом попахивает. Идеальных процессов не бывает. И часто в больших компаниях они как раз таки далеки от идеала. Очень много ненужной бюрократии и малая заинтересованность людей в общем деле

Ответить

Спасибо за развернутый комментарий. Я конечно утрированно написал и про 10к, но думаю посыл понятен. Просто бывает накапливается всё долго, а за час выплескивается в статью.

Ответить

Я за 12 лет никогда не слышал от "начальника" фразу "я начальник - ты дурак".

это не фраза, а принцип управления. в рф используется в 90% компаний

Ответить

Я - начальник, ты-дурак. Это просто формула плохого начальника. Подчиненные - это почти главный kpi начальника, хороший начальник всегда ищет себе людей, которые лучше его в определенных критериях. Только так можно создать хорошую команду. Не зря говорят, что руководитель 1 класса берет на работу специалистов 1 класса (хороший), а начальник 2 класса (плохой) берет на работу людей 3 класса. Хотите первоклассную команду - ищите в подчиненные тех, кто круче вас.

13
Ответить