Как начать карьеру в IT?

В статье рассмотрим тенденции рынка IT 2022 года, а также самые востребованные IT-профессии. Узнаем, какие задачи ждут на каждой специальности, нюансы работы и где брать опыт, который нужен работодателям.

Перестройка IT отрасли: тенденции

Многие компании уходят с рынка.

Можно смотреть на эту ситуацию как на кризис, при котором появляются возможности: на смену компаний, прекративших деятельность в России, нужны новые решения (Jira, Miro, MailChimp, MS Office, производители смартфонов, магазины и прочее). Здесь можно прогнозировать рост числа стартапов, которые будут предлагать не только свои продукты, но и новые рабочие места. Также, у крупных компаний появится запрос на специалистов для разработки собственных решений и замены текущих.

Приостановление найма

Действительно, часть компаний зафризила найм, но только на пару месяцев. Почему мы уверены в небольшом сроке? На самом деле, можно провести аналогию (хоть и не совсем прямую) с периодом пандемии: ситуация была неопределенной, компании перестраивались на удаленку, непривычный ход работы тоже заставили бизнес повременить с набором новых сотрудников и совершенствованием продуктов в целом. Тем не менее, у компаний, тем более крупных, есть определенные бизнес-планы и коммиты, которые необходимо выполнять. Если не расширять команду, то о росте показателей и метрик не может идти речь, ведь задачи будут прибавляться, а текущие сотрудники вряд ли смогут выдержать возросшую нагрузку. Летом-осенью ожидается пик найма целых команд.

Тут важно сказать и о том, что в любой сфере важно находить зону влияния: вы не можете оказать прямого воздействия на восстановления найма, но в ваших силах использовать это время на переупаковку резюме, прокачивание навыков и т.д., чтобы при восстановлении рынка труда иметь преимущество. Все же помнят карантин? Кто-то лежал на диване, а кто-то учил английский. Здесь то же самое.

Нужда в автоматизации

Компании из предыдущего тренда были скорее заточены на стремительный рост, однако другая часть бизнеса наоборот склоняется к тому, чтобы урезать косты (издержки). У таких компаний в том числе может происходить сокращение сотрудников, однако прежде чем увольнять рабочую силу важно иметь “план б”.

На примере колл-центра: вы решили, что 100 сотрудников это слишком много, поэтому внедрили систему автоматического обзвона клиентов. Решение может быть спорным, неизвестно, будет ли оно более эффективным, но запрос есть, а значит есть и нужда в небольшой IT-команде из менеджера и разработчиков для реализации новой системы.

Захват рынка

Некоторые компании, особенно крупные, которые обладают большим количеством ресурсов или имеют доход в валюте, хотят занять освободившийся рынок. Как уже обсудили, рост = расширение компании = увеличение команд.

Эмиграция

Большое количество middle и senior специалистов уезжают за границу и у компаний появляется необходимость поиска замены уезжающим сотрудникам. Скорее всего руководящие позиции путем повышения займут текущие работники, а это значит, что освободится больше вакансий позиции junior и junior+, что будет отличной возможностью входа в IT для начинающих специалистов.

Популярные профессии

В востребованных IT-специальностях выделили 5: программист, тестировщик, менеджер (продакт/проджект), аналитик, маркетолог. Условно можно поделить их на более “софтовые”, когда вам нужно больше общаться, и профессии, подходящие для интровертов, людей, не желающих часто коммуницировать с командой или заказчиком и предпочитающих что-то покодить, поанализировать самостоятельно.

Программист

  • Важно определиться с тем, что вам ближе: визуал (фронтенд) или логика (бэкенд, базы данных)
  • Программистам не так нужна математика, сколько понимание бизнесовой логики: для чего мы это делаем? как это будет выглядеть? Например, как и куда собираются данные пользователя после нажатия кнопки “Оставить заявку на курс”.

Нюансы:

  • Достаточно замкнутая профессия. Да, вы общаетесь с командой, участвуете в планировании, но большую часть времени вы пишете код.
  • Чаще всего конкретные задачи и ТЗ приносит либо тимлид, либо продакт, либо они распределяются внутри команды, а значит у вас будет меньше влияния на финальный результат.
  • Непрерывное обучение: регулярно возникают новые технологии, фреймворки, обновляются библиотеки

Плюсы:

  • Наиболее просто найти высокую заработную плату в $ благодаря удаленной работе и востребованности профессии
  • Можно начать с роли тестировщика

Тестировщик

  • Выявляет и анализирует ошибки и проблемы. Отвечает за то, чтобы все работало: например, насколько качественно сделан сайт, есть ли ошибки.
  • Разрабатывает автотесты, сценарии тестирования и их регулярно прогоняет
  • Фиксирует найденные дефекты и разрабатывает документацию о том, как должен работать код

Нюансы:

  • Профессия для внимательных и структурированных людей
  • Работа может быть монотонной и рутинной
  • Разработчики получают больше :Р

Плюсы:

  • Можно проще начать путь в разработчики/проджекты/продакты
  • Вы узнаете продукт не только с бизнесовой части, но и с технической

Менеджер

  • Проводит исследования рынка, ставит задачи команде, распределяет ресурсы, собирает бизнес-потребности рынка, коммуницирует с заказчиком.
  • Продакт или проджект всегда должен прокачиваться, уметь самостоятельно выявлять недостающие скиллы и обучаться им — будь то хард скиллы или софт.

Нюансы:

  • Профессия достаточно креативная, разнообразная.
  • Вам дается большая свобода принятия решений, однако вместе с этим приходит и большая ответственность за результат.
  • Может быть “стрессовой” из-за ненормированного графика, каких-то технических поломок (идут сначала к менеджеру, а он уже к разработчикам), ответственности за выполнение квартальных/годовых планов
  • Частые изменения бизнес-планов

Плюсы:

  • Заскучать не получится — часто встречаются задачи других специальностей
  • Большое влияние на финальный результат: какой будет продукт, сколько он будет стоить, для кого делаем продукт и тд.
  • Достаточно высокая заработная плата

Аналитик

  • Анализирует метрики, помогает менеджеру принимать решения по поводу развития продукта
  • Важно определиться, что ближе: про цифры (аналитик данных) или про логику (бизнес-аналитик)

Нюансы:

  • Достаточно спокойная профессия
  • Выполняешь четко поставленную задачу

Плюсы:

  • Можно начать с позиции джуна, зная только Excel и имея большое желание

Маркетолог

  • Профессия и про цифры (например, закупка рекламы и распределение бюджетов), и про смыслы (контент)
  • Проводят анализ конкурентов и трендов рынка, могут составлять портрет ЦА продукта, создают презентации, продумывают лендинги и креативы

Нюансы:

  • Тренд на маркетологов постепенно снижается, однако появляются и новые профессии, например, Product Marketing Manager, заинтересованный и в продукте, и в его продвижении
  • Часто меняющийся рынок, нужно уметь подстраиваться

Плюсы:

  • Относительно простой вход в профессию
  • Можно начать постепенно, плавно осваивая знания из этой сферы

Все хотят экспертов с опытом: а где его брать?

  1. Сделайте свой или совместный с друзьями пет-проект. Если вы когда-то хотели сделать сайт, запустить приложение для сна или устроить экскурсии по Москве — делайте, ведь это отличная возможность получить в портфолио кейс, который вы сможете представить будущему работодателю. А делать с друзьями не только веселей, но и более мотивирующее.
  2. Проведите исследование интересной сферы или рынка. Например, проанализируйте рынок продактов: сколько вакансий открыто? из каких сфер переходят в специальность? какие навыки самые востребованные? Соберите данные, упакуйте в красивый пдф-отчет или презентацию и расскажите об этом на собеседовании.
  3. Предложите свою помощь знакомым или разместите предложение о помощи в каком-нибудь чате соответствующего коммьюнити. Взамен просите отзыв или рекомендацию другим специалистам. Идите на стажировку (даже неоплачиваемую, если можете это себе позволить).
  4. Принимайте участие в хакатонах, бизнес-играх и кейс-соревнованиях. С их помощью вы познакомитесь с большим количеством людей, больше погрузитесь в техническую составляющую (если вы выбрали профессию менеджера или маркетолога) или наоборот в коммуникативную среду — поймете, как происходит составление ТЗ. На подобных мероприятиях часто присутствуют работодатели, чтобы сразу хантить перспективных кандидатов. Призом может быть и фаст-трек прохождения собеседования в заранее известный пул компаний.
  5. Пробуйте новое и не бойтесь ошибаться: сделайте какой-то гипотетический проект, сверстайте лендинг, напишите программу. Это не только поможет выработать скилл, но и определиться с тем, какая сфера вам близка, чем интересно заниматься, а что делать не хочется.
  6. Используйте нетворкинг для получения работы. Пишите HR-менеджерам в мессенджерах, ходите на it-вечеринки и митапы, посещайте конференции.
  7. Пойдите на курсы, где есть и теория, и практика, и кейсы, и нетворкинг с другими студентами, и трудоустройство.

Заключение

За пару месяцев освоить любую из IT-профессий невозможно, но вполне реально получить теоретическую базу, наработать пару сильных навыков, погрузиться в сферу и понять, какой путь подходит вам больше всего.

На курсе “Профессия: Айтишник” мы как раз предоставляем студентам возможность в течение 3х месяцев познакомиться со сферой IT, пятью самыми востребованными профессиями и определиться с карьерным треком. На всем пути вас будут сопровождать менторы, а также наш Карьерный Центр (КЦ), которые научит писать сопроводительные письма, отредактирует резюме, проведет тестовое собеседование и будет поддерживать вас на испытательном сроке. Сейчас, кстати, на курс скидка.

30% стоимости обучения вы оплачиваете уже после того, как вы нашли работу (с помощью нашего КЦ это в среднем происходит за 2,5 месяца). Для Product Star важно не просто вкладывать в студентов теоретические знания, но и развивать российский IT-сектор, поэтому мы и проводим регулярные бесплатные карьерные консультации, гарантируем студентам трудоустройство и развиваем коммьюнити.

Если остались вопросы по курсу, оставляйте заявку по этой ссылке

Успехов ;)

33
2 комментария

Если не любишь писать код, то никак не начать, просто терпения не хватит. У меня приятели такие деньги на обучение тратили и все равно бросали, многие падки на рекламу и ценники, но на деле эта работа далеко не для всех.

Абсолютно согласны, поэтому и предлагаем попробовать себя в каждой профессии и сделать правильный выбор, чтобы не жалеть о впустую потраченных деньгах!