Исследование: Крупные digital-агентства чувствуют себя лучше всего

Компания Globus IT совместно с «АКР Консалтинг» провели опрос digital-агентств России, чтобы понять, в каком состоянии сейчас находится рынок и как на него повлияла экономическая и политическая ситуация в стране. Предлагаем познакомиться с результатами и выводами, которые сделали эксперты рынка на основании исследования.

Портрет участника опроса

Опрос проводился с 11 по 30 апреля 2022 года. В нем приняли участие 200+ компаний — представителей digital-рынка РФ.

Большая часть опрошенных — это небольшие агентства с численностью сотрудников менее 50 человек (68%).

По оборотам большая часть респондентов находится в сегменте до 30 млн рублей в год — 42,1%. До 100 млн рублей — 35,5%, от 100 до 500 млн — 24,3%, от 500 млн до 1 млрд — 1,9%.

Основное направление деятельности респондентов: заказная разработка IT-решений (78,4%) и аутстаф ИТ-специалистов (54,1%). Помимо этого значительная доля опрашиваемых занимается web- и mobile-дизайном (41,4%), интеграцией готовых IT-решений (19,8%), SMM, продвижением и рекламой (12,6%).

Для подавляющее большинства компаний (более 90%) российский рынок является основным.

По итогам опроса мы поняли, что положение, в котором сейчас оказались агентства, сильно отличается в зависимости от размера компании. Выводы по сегментам: небольшие компании (с оборотом до 60 млн рублей в год), средние компании (60–200 млн рублей в год) и крупные компании (более 200 млн в год).

Финансовое положение

Лучше всего в сложившихся обстоятельствах чувствуют себя крупные агентства (с оборотом более 200 млн в год). У 80% из них оборот в феврале-апреле 2022 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) вырос, причем у 40% ответивших более чем на 50%. И если смотреть на цифры, то видна явная последовательность: чем больше компания, тем больший процент респондентов заявляет о росте оборота.

<i>Данные опроса крупных компаний с оборотом от 200 до 500 млн рублей</i>
Данные опроса крупных компаний с оборотом от 200 до 500 млн рублей

При этом никто из «крупняка» вообще не отметил, что в их организациях есть падение доходов. В то время как самый высокий процент снижения оборотов отмечают в малых агентствах (оборот от 30 до 60 млн рублей) — более половины респондентов отметили или негативную тенденцию, или полную стагнацию.

<i>Данные опроса небольших компаний с оборотом от 30 до 60 млн рублей</i>
Данные опроса небольших компаний с оборотом от 30 до 60 млн рублей

— Вопреки моим ожиданиям, согласно опросу лучше всех в разработке себя чувствуют именно крупные компании: они больше всех верят в рынок РФ, меньше всех стремятся за рубеж, — комментирует исследование управляющий партнер в «АКР Консалтинг» Илья Рыжов. — Несмотря на то, что остановки по выигранным контрактам у них самые большие, у них есть в активах крупные клиенты, которых можно развивать.

По словам Ильи Рыжова, вполне стабильно чувствуют себя средние агентства (оборот от 60 до 200 миллионов), несмотря на то, что в этом сегменте больше всех компаний уже открыли или в процессе открытия юрлица за рубежом, а вера в рынок РФ у них слабее всех остальных. Структура спроса у них, конечно, изменилась, но в целом осталась на том же уровне.

— Хуже всех чувствуют себя небольшие агентства, — продолжает Илья Рыжов. — Несмотря на то, что у них меньше всего остановок в проектах, судя по полученным данным, им приходится сокращать траты на маркетинг, продажи (что, скорее всего, приведет к еще большему ухудшению положения) и ФОТ.

— Крупным компаниям проще выходить на другие рынки и открывать параллельные направления, в том числе заниматься разработкой собственных стартапов, — считает директор по развитию Globus IT Инга Морозова. — Если вы специализируетесь на лендингах, вам очень сложно стать, например, интегратором. Кроме того, у крупных организаций более надежная подушка безопасности, накопленная с предыдущих лет. У маленьких чаще всего ее нет. У небольшой компании с оборотом в 30 млн рублей, у которой всего два значимых клиента, уход одного может привести к чрезвычайно плачевным последствиям. Крупной легче пережить аналогичную ситуацию — она достаточно быстро может переориентироваться на других заказчиков.

Какие отрасли и направления разработки пострадали больше всего

Что касается направлений деятельности агентств, то здесь наиболее пострадавшие: заказная разработка IT-решений, аутстаф IT-специалистов, а также SMM, продвижение и реклама.

<i>Результаты опроса по всем агентствам</i>
Результаты опроса по всем агентствам

68% компаний отмечают, что ранее начатые проекты приостановлены. Более 60% опрошенных сообщили, что так и не приступили к выполнению работ по ранее выигранным тендерам в том или ином объеме. Причем здесь не прослеживается зависимость от размера компании — по всему рынку наблюдается подобная тенденция.

— Мы наблюдаем следующий тренд: если тендеры на разработку в госструктурах продолжают разыгрываться (отмен мы не видим), то на поставку оборудования они практически все проходят впустую — поставщиков не находится, — рассказывает Инга Морозова. — Причину этого нетрудно объяснить: все оборудование, комплектующие сильно подорожали, в связи с введенными санкциями, а бюджеты на закупки в большинстве своем были посчитаны несколько месяцев назад, также многие поставщики вовсе прекратили поставку оборудования в Россию. И вот сейчас тендеры выходят после прохождения всех уровней согласований и оказываются неактуальными — поставщики не будут работать себе в минус.

Если же говорить про отрасли заказчиков, то печальнее всего ситуация с разработкой в следующих отраслях: производство, fintech и e-commerce, точечно есть снижение заказов в автобизнесе, IT, здравоохранении, недвижимости, foodtech, Ed Tech.

<i>Результаты опроса по всем агентствам</i>
Результаты опроса по всем агентствам

— Наиболее чувствительными на остановку проектов стали клиенты из e-com, производство, — поясняет Илья Рыжов. — Это и понятно: уход части иностранного бизнеса, усложнение логистических цепочек, подорожание всего и вся резонно привели к решению «морозим все, кроме закупок товара, материалов и средств производства». Что касается финтеха, то это наиболее пострадавший от санкций коллективный диджитал-заказчик.

Больше всего простоев разработчиков у средних компаний

Утверждение, что в России катастрофически не хватает IT-кадров и за них идет настоящая война, в том числе и финансовая, всем известно и стало уже чуть ли не аксиомой. Но как обстоят дела сейчас, в условиях ухода с отечественного рынка западных IT-гигантов и некоторого сокращения объемов заказов со стороны российских клиентов?

Судя по данному опросу, в большинстве компаний (более 70%) текучки кадров сейчас не наблюдается, и только 24% респондентов отметили ее рост, еще 22% даже расширили свой штат за счет новых разработчиков.

<i>Результаты опроса по всем агентствам</i>
Результаты опроса по всем агентствам

Рост простоев разработчиков отметили почти половина опрошенных, вторая половина такого тренда пока не отмечает.

<i>Результаты опроса по всем агентствам</i>
Результаты опроса по всем агентствам

Причем хуже всего с этим обстоят дела у средних компаний с оборотом от 100 до 200 млн рублей. 72,2% респондентов из них отметили увеличение числа незагруженных сотрудников.

<i>Данные средних компаний с оборотом от 100 до 200 млн рублей</i>
Данные средних компаний с оборотом от 100 до 200 млн рублей

Экономическая ситуация и ситуация на рынке труда напрямую связаны с индексацией зарплат. 56% респондентов ответили, что не повышали заработок сотрудников, а 1,9% опрошенным даже пришлось его урезать. Четверть подняли немного — на 10%, 18% — на 20%. И только 8% повысили зарплаты более чем на 20%.

<i>Результаты опроса по всем агентствам</i>
Результаты опроса по всем агентствам

Для сравнения: согласно зарплатному индексу SuperJob, с января 2021 года по январь 2022 года зарплаты IT-специалистов выросли на 25%.

— Сейчас мы не наблюдаем дефицита разработчиков, — констатирует Инга Морозова. — Это связано с тем, что с рынка ушли или сократили штат крупные западные ИТ-интеграторы. В итоге высвободилось большое количество высококвалифицированных сотрудников. Ставки в целом по рынку снижаются, и в рамках тендерных процедур в том числе. Единственное, где растут ставки, — это какие-то узкие специалисты и архитекторы.

По словам Инги Морозовой, изменения коснулись и аутстафа разработчиков. Заказчики стали проводить собеседования более жестко, появились дополнительные этапы скрининга кандидатов, тестовые задания.

— Если раньше у крупных корпораций было огромное количество задач, которые надо было оперативно решать, программистов не хватало, то сейчас ситуация поменялась кардинально, — говорит эксперт. — Увеличилось количество собеседований разработчика на проект, ему предлагают всевозможные тестовые задания, удлинился срок вывода его на проект, что раньше было редким явлением. Заказчики хотят, чтобы у кандидата было максимальное количество hard- и soft-скиллов, чтобы он их устраивал во всем.

Очень своевременное исследование. Отчет показывает, что кризис не так сильно повлиял на компании, оказывающие профессиональные услуги в digital. Или, если посмотреть с другой стороны, если и повлиял, то не на всех. Продолжается наём, простои команд не изменились, новые сотрудники выходят в штат. Словом, все более-менее хорошо.

Особенную ценность несут данные о состоянии клиентских отраслей. Это то, что можно использовать в работе здесь и сейчас

Анна Караулова, независимый консультант по работе агентств

Прогноз: большая часть компаний не верит в рост российского рынка

В целом игроки рынка настроены довольно пессимистично. Почти половина опрошенных считает, что объем рынка разработки в РФ в 2022 году упадет в том или ином объеме, еще 27%, что останется на прежнем уровне, и только 14% верят в «светлое будущее» и уверены, что он значительно вырастет.

<i>Результаты опроса по всем агентствам</i>
Результаты опроса по всем агентствам

Но взгляд в будущее явно коррелирует с размером компании, в которой работает респондент. Чем больше организация, тем оптимистичнее взгляд в будущее. Например, представители «крупняка» вообще не верят, что грядет падение рынка, и чуть больше половины допускают стагнацию как самый негативный сценарий. Тогда как около 60% работающих в средних агентствах ожидают, что рынок свернется в той или иной мере.

Что же касается развития на зарубежных рынках, то самые активные в этом направлении средние компании (оборотом от 100 до 200 млн рублей — см. диаграмму).

<i>Средние компании (оборот от 100 до 200 млн рублей)</i>
Средние компании (оборот от 100 до 200 млн рублей)

Более 70% из них открыли или хотели бы открыть юрлицо за границей. Для сравнения: только 20% крупных агентств (с оборотом более 200 млн рублей) планируют выход своего бизнеса за пределы РФ. Самые популярные страны среди опрошенных: Армения, Грузия, Сингапур, Сербия, Казахстан. В целом в списке стран, где уже открыли или еще планируют открыть представительства, — США, ОАЭ, Турция, Словения, Латвия и другие государства Европы.

1616
9 комментариев

название статьи не соответствует содержанию. Когда в название пишут про положении дел в диджитал агентствах, то в первую очередь хочется понять как живется сейчас контекстологам, таргетологам, SMMщикам, SEOшникам и прочим, кто занимается различного рода продвижением.

А статья про любого рода ИТ разработку/аутсорсинг/аутстафинг.

Ясень пень у них все хорошо будет) Для этого и не нужно аналитику собирать и опросы проводить)

Международные компании закрыли представительства. Украинские разработчики перестали сотрудничать с РФ. Много ИТ специалистов мегрировало в другие страны в надежде работать на другие рынки.

Как итог: у тех кто остался все хорошо)

А вот про бОльшую часть диджитального мира в статье и не осветили. А там то и кроется самое интересное) с ИТшниками всегда все понятно и так)

6

Возможно, сделаем более подробно исследование указанного вами сегмента.

1

За статью лайк! По своей компании аналитику подтверждаю. Выручка выросла на 50% после того как в марте отвалился крупный заказчик. Есть проблемы с дебиторкой, но подушка пока выручает. Готовимся к ухудшению ситуации на рынке, переходим от рекомендаций (как работали ранее и хватало) к продажам.

5

Да, сейчас рынок переходит от рынка соискателя к рынку клиента.

1

Комментарий недоступен

1

Мнение читателей в другом чате: "Но у сознательно мелких свои плюсы: гибкость, хороший контакт с клиентом, работа по предоплатным схемам, налоговые преференции".

1

Диджитал (Digital) агентство - размещение рекламы в Интернете (контекстная, медийная, таргетированная, нативная реклама), веб-разработка (корпоративные порталы, промо-сайты, посадочные страницы, интернет-магазины), технологичные сервисы, мобильный маркетинг, интерактивные проекты, маркетинг в соц.

А те про кого вы пишите, называется IT