Исследование: Крупные digital-агентства чувствуют себя лучше всего

Компания Globus IT совместно с «АКР Консалтинг» провели опрос digital-агентств России, чтобы понять, в каком состоянии сейчас находится рынок и как на него повлияла экономическая и политическая ситуация в стране. Предлагаем познакомиться с результатами и выводами, которые сделали эксперты рынка на основании исследования.

Портрет участника опроса

Опрос проводился с 11 по 30 апреля 2022 года. В нем приняли участие 200+ компаний — представителей digital-рынка РФ.

Большая часть опрошенных — это небольшие агентства с численностью сотрудников менее 50 человек (68%).

По оборотам большая часть респондентов находится в сегменте до 30 млн рублей в год — 42,1%. До 100 млн рублей — 35,5%, от 100 до 500 млн — 24,3%, от 500 млн до 1 млрд — 1,9%.

Основное направление деятельности респондентов: заказная разработка IT-решений (78,4%) и аутстаф ИТ-специалистов (54,1%). Помимо этого значительная доля опрашиваемых занимается web- и mobile-дизайном (41,4%), интеграцией готовых IT-решений (19,8%), SMM, продвижением и рекламой (12,6%).

Для подавляющее большинства компаний (более 90%) российский рынок является основным.

По итогам опроса мы поняли, что положение, в котором сейчас оказались агентства, сильно отличается в зависимости от размера компании. Выводы по сегментам: небольшие компании (с оборотом до 60 млн рублей в год), средние компании (60–200 млн рублей в год) и крупные компании (более 200 млн в год).

Финансовое положение

Лучше всего в сложившихся обстоятельствах чувствуют себя крупные агентства (с оборотом более 200 млн в год). У 80% из них оборот в феврале-апреле 2022 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) вырос, причем у 40% ответивших более чем на 50%. И если смотреть на цифры, то видна явная последовательность: чем больше компания, тем больший процент респондентов заявляет о росте оборота.

Данные опроса крупных компаний с оборотом от 200 до 500 млн рублей

При этом никто из «крупняка» вообще не отметил, что в их организациях есть падение доходов. В то время как самый высокий процент снижения оборотов отмечают в малых агентствах (оборот от 30 до 60 млн рублей) — более половины респондентов отметили или негативную тенденцию, или полную стагнацию.

Данные опроса небольших компаний с оборотом от 30 до 60 млн рублей

— Вопреки моим ожиданиям, согласно опросу лучше всех в разработке себя чувствуют именно крупные компании: они больше всех верят в рынок РФ, меньше всех стремятся за рубеж, — комментирует исследование управляющий партнер в «АКР Консалтинг» Илья Рыжов. — Несмотря на то, что остановки по выигранным контрактам у них самые большие, у них есть в активах крупные клиенты, которых можно развивать.

По словам Ильи Рыжова, вполне стабильно чувствуют себя средние агентства (оборот от 60 до 200 миллионов), несмотря на то, что в этом сегменте больше всех компаний уже открыли или в процессе открытия юрлица за рубежом, а вера в рынок РФ у них слабее всех остальных. Структура спроса у них, конечно, изменилась, но в целом осталась на том же уровне.

— Хуже всех чувствуют себя небольшие агентства, — продолжает Илья Рыжов. — Несмотря на то, что у них меньше всего остановок в проектах, судя по полученным данным, им приходится сокращать траты на маркетинг, продажи (что, скорее всего, приведет к еще большему ухудшению положения) и ФОТ.

— Крупным компаниям проще выходить на другие рынки и открывать параллельные направления, в том числе заниматься разработкой собственных стартапов, — считает директор по развитию Globus IT Инга Морозова. — Если вы специализируетесь на лендингах, вам очень сложно стать, например, интегратором. Кроме того, у крупных организаций более надежная подушка безопасности, накопленная с предыдущих лет. У маленьких чаще всего ее нет. У небольшой компании с оборотом в 30 млн рублей, у которой всего два значимых клиента, уход одного может привести к чрезвычайно плачевным последствиям. Крупной легче пережить аналогичную ситуацию — она достаточно быстро может переориентироваться на других заказчиков.

Какие отрасли и направления разработки пострадали больше всего

Что касается направлений деятельности агентств, то здесь наиболее пострадавшие: заказная разработка IT-решений, аутстаф IT-специалистов, а также SMM, продвижение и реклама.

Результаты опроса по всем агентствам

68% компаний отмечают, что ранее начатые проекты приостановлены. Более 60% опрошенных сообщили, что так и не приступили к выполнению работ по ранее выигранным тендерам в том или ином объеме. Причем здесь не прослеживается зависимость от размера компании — по всему рынку наблюдается подобная тенденция.

— Мы наблюдаем следующий тренд: если тендеры на разработку в госструктурах продолжают разыгрываться (отмен мы не видим), то на поставку оборудования они практически все проходят впустую — поставщиков не находится, — рассказывает Инга Морозова. — Причину этого нетрудно объяснить: все оборудование, комплектующие сильно подорожали, в связи с введенными санкциями, а бюджеты на закупки в большинстве своем были посчитаны несколько месяцев назад, также многие поставщики вовсе прекратили поставку оборудования в Россию. И вот сейчас тендеры выходят после прохождения всех уровней согласований и оказываются неактуальными — поставщики не будут работать себе в минус.

Если же говорить про отрасли заказчиков, то печальнее всего ситуация с разработкой в следующих отраслях: производство, fintech и e-commerce, точечно есть снижение заказов в автобизнесе, IT, здравоохранении, недвижимости, foodtech, Ed Tech.

Результаты опроса по всем агентствам

— Наиболее чувствительными на остановку проектов стали клиенты из e-com, производство, — поясняет Илья Рыжов. — Это и понятно: уход части иностранного бизнеса, усложнение логистических цепочек, подорожание всего и вся резонно привели к решению «морозим все, кроме закупок товара, материалов и средств производства». Что касается финтеха, то это наиболее пострадавший от санкций коллективный диджитал-заказчик.

Больше всего простоев разработчиков у средних компаний

Утверждение, что в России катастрофически не хватает IT-кадров и за них идет настоящая война, в том числе и финансовая, всем известно и стало уже чуть ли не аксиомой. Но как обстоят дела сейчас, в условиях ухода с отечественного рынка западных IT-гигантов и некоторого сокращения объемов заказов со стороны российских клиентов?

Судя по данному опросу, в большинстве компаний (более 70%) текучки кадров сейчас не наблюдается, и только 24% респондентов отметили ее рост, еще 22% даже расширили свой штат за счет новых разработчиков.

Результаты опроса по всем агентствам

Рост простоев разработчиков отметили почти половина опрошенных, вторая половина такого тренда пока не отмечает.

Результаты опроса по всем агентствам

Причем хуже всего с этим обстоят дела у средних компаний с оборотом от 100 до 200 млн рублей. 72,2% респондентов из них отметили увеличение числа незагруженных сотрудников.

Данные средних компаний с оборотом от 100 до 200 млн рублей

Экономическая ситуация и ситуация на рынке труда напрямую связаны с индексацией зарплат. 56% респондентов ответили, что не повышали заработок сотрудников, а 1,9% опрошенным даже пришлось его урезать. Четверть подняли немного — на 10%, 18% — на 20%. И только 8% повысили зарплаты более чем на 20%.

Результаты опроса по всем агентствам

Для сравнения: согласно зарплатному индексу SuperJob, с января 2021 года по январь 2022 года зарплаты IT-специалистов выросли на 25%.

— Сейчас мы не наблюдаем дефицита разработчиков, — констатирует Инга Морозова. — Это связано с тем, что с рынка ушли или сократили штат крупные западные ИТ-интеграторы. В итоге высвободилось большое количество высококвалифицированных сотрудников. Ставки в целом по рынку снижаются, и в рамках тендерных процедур в том числе. Единственное, где растут ставки, — это какие-то узкие специалисты и архитекторы.

По словам Инги Морозовой, изменения коснулись и аутстафа разработчиков. Заказчики стали проводить собеседования более жестко, появились дополнительные этапы скрининга кандидатов, тестовые задания.

— Если раньше у крупных корпораций было огромное количество задач, которые надо было оперативно решать, программистов не хватало, то сейчас ситуация поменялась кардинально, — говорит эксперт. — Увеличилось количество собеседований разработчика на проект, ему предлагают всевозможные тестовые задания, удлинился срок вывода его на проект, что раньше было редким явлением. Заказчики хотят, чтобы у кандидата было максимальное количество hard- и soft-скиллов, чтобы он их устраивал во всем.

Очень своевременное исследование. Отчет показывает, что кризис не так сильно повлиял на компании, оказывающие профессиональные услуги в digital. Или, если посмотреть с другой стороны, если и повлиял, то не на всех. Продолжается наём, простои команд не изменились, новые сотрудники выходят в штат. Словом, все более-менее хорошо.

Особенную ценность несут данные о состоянии клиентских отраслей. Это то, что можно использовать в работе здесь и сейчас

Анна Караулова, независимый консультант по работе агентств

Прогноз: большая часть компаний не верит в рост российского рынка

В целом игроки рынка настроены довольно пессимистично. Почти половина опрошенных считает, что объем рынка разработки в РФ в 2022 году упадет в том или ином объеме, еще 27%, что останется на прежнем уровне, и только 14% верят в «светлое будущее» и уверены, что он значительно вырастет.

Результаты опроса по всем агентствам

Но взгляд в будущее явно коррелирует с размером компании, в которой работает респондент. Чем больше организация, тем оптимистичнее взгляд в будущее. Например, представители «крупняка» вообще не верят, что грядет падение рынка, и чуть больше половины допускают стагнацию как самый негативный сценарий. Тогда как около 60% работающих в средних агентствах ожидают, что рынок свернется в той или иной мере.

Что же касается развития на зарубежных рынках, то самые активные в этом направлении средние компании (оборотом от 100 до 200 млн рублей — см. диаграмму).

Средние компании (оборот от 100 до 200 млн рублей)

Более 70% из них открыли или хотели бы открыть юрлицо за границей. Для сравнения: только 20% крупных агентств (с оборотом более 200 млн рублей) планируют выход своего бизнеса за пределы РФ. Самые популярные страны среди опрошенных: Армения, Грузия, Сингапур, Сербия, Казахстан. В целом в списке стран, где уже открыли или еще планируют открыть представительства, — США, ОАЭ, Турция, Словения, Латвия и другие государства Европы.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Виталий Дуюнов

название статьи не соответствует содержанию. Когда в название пишут про положении дел в диджитал агентствах, то в первую очередь хочется понять как живется сейчас контекстологам, таргетологам, SMMщикам, SEOшникам и прочим, кто занимается различного рода продвижением.

А статья про любого рода ИТ разработку/аутсорсинг/аутстафинг.

Ясень пень у них все хорошо будет) Для этого и не нужно аналитику собирать и опросы проводить)

Международные компании закрыли представительства. Украинские разработчики перестали сотрудничать с РФ. Много ИТ специалистов мегрировало в другие страны в надежде работать на другие рынки.

Как итог: у тех кто остался все хорошо)

А вот про бОльшую часть диджитального мира в статье и не осветили. А там то и кроется самое интересное) с ИТшниками всегда все понятно и так)

Ответить
Развернуть ветку
Nataly Berestovaya-Derbeneva

Возможно, сделаем более подробно исследование указанного вами сегмента.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Нефёдов

За статью лайк! По своей компании аналитику подтверждаю. Выручка выросла на 50% после того как в марте отвалился крупный заказчик. Есть проблемы с дебиторкой, но подушка пока выручает. Готовимся к ухудшению ситуации на рынке, переходим от рекомендаций (как работали ранее и хватало) к продажам.

Ответить
Развернуть ветку
Nataly Berestovaya-Derbeneva

Да, сейчас рынок переходит от рынка соискателя к рынку клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nataly Berestovaya-Derbeneva

Мнение читателей в другом чате: "Но у сознательно мелких свои плюсы: гибкость, хороший контакт с клиентом, работа по предоплатным схемам, налоговые преференции".

Ответить
Развернуть ветку
Александра Раловец

Диджитал (Digital) агентство - размещение рекламы в Интернете (контекстная, медийная, таргетированная, нативная реклама), веб-разработка (корпоративные порталы, промо-сайты, посадочные страницы, интернет-магазины), технологичные сервисы, мобильный маркетинг, интерактивные проекты, маркетинг в соц.

А те про кого вы пишите, называется IT

Ответить
Развернуть ветку
Nataly Berestovaya-Derbeneva

Про них мы также пишем.

Ответить
Развернуть ветку
Nataly Berestovaya-Derbeneva

Александр, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда