Хеллоу, Америка, оу: как простой русский режиссёр отправился покорять Сан-Франциско

Хеллоу, Америка, оу: как простой русский режиссёр отправился покорять Сан-Франциско

Приветствую вас, читатели vc.ru! Меня зовут, например, Денис.

Например – потому что я пока не готов ко всемирной славе (хаха), хотя и рассчитываю, что когда-нибудь те, кто меня читают, посмотрят мои фильмы и скажут: «Дааа, вот это режиссёр!».

Плюс – тема, о которой я хочу поговорить, немного щекотливая, и мне было бы спокойнее рассказать о ней, не вдаваясь в подробности. Щекотливая – но актуальная для многих.

Итак, здравствуйте, меня зовут Денис, мне – 40 лет, я – кинорежиссёр, а нынче вдобавок и эмигрант. И хотел бы поделиться своим рассказом о переезде в США. Само по себе это, конечно, не новость – сегодня многие уезжают. Но это в основном люди технических специальностей – программисты, инженеры и т. д. Творческие люди и у себя на родине не всегда бывают нужны (печально, но факт), и рассчитывать на быстрый и простой переезд не приходится.

По крайней мере, я так думал. Но оказалось, что есть путь, который позволит даже человеку творческой (не самой стабильной и надёжной) профессии уехать в Страну Больших Возможностей на легальных основаниях и без лишней волокиты.

На этот пост меня вдохновил мой друг-дизайнер (привет, Пашка!), который постоянно сидит на vc и который наблюдал мою историю отчасти воочию, отчасти – через мессенджеры, и, в свою очередь, вдохновился возможностью уехать, чем сейчас и занимается (но об этом он уже расскажет сам). Поскольку я по долгу профессии всё-таки постоянно имею дело с текстами – со сценариями, надеюсь, пост про мой переезд у меня получится не хуже и будет кому-то полезен. Но давайте обо всём по порядку.

Для начала – немного обо мне.

Я закончил ГИТР по специальности «Режиссёр игрового кино- и телефильма». Мною снято 2 документальных картины, 3 игровые короткометражки (2 комедии и человеческая драма) и один небольшой, но довольно популярный мини-сериал, который закупил и поставил в показ один из федеральных телеканалов. Не хочу хвастаться, но у меня немало наград и дипломов российских и международных фестивалей. Почему вдруг я пишу об этом, если не хочу хвастаться? Это имеет значение для того, о чём я хочу рассказать.

Возможно, мой опыт будет интересен кому-то из коллег по цеху или из других творческих сфер, потому что переезжал я как раз по «творческой» линии. Нет, Netflix не заключил со мной контракт (но я не теряю надежды :). Но давайте обо всём по порядку.

Почему я решил уехать?

Сразу скажу, что политика здесь ни при чём. Как и извечная мечта «уехать в Сан-Франциско и написать там гениальный сценарий». Причин было несколько, и часть из них – мои личные, а часть – связаны с положением кино в нашей стране вообще.

1. Будем откровенны: в США кино – это совсем другие деньги. И совсем другой доступ к ним. Можете поверить, ни в одной стране мира нет такого, чтобы режиссёр пришёл к продюсеру, а тот сказал: «Ну, конечно, у тебя гениальный замысел, вот тебе куча денег и не беспокойся, окупится ли это». Но в нашем государственном кино практически всё пилено-перепилено (что, я думаю, ни для кого не секрет), а независимым проектам, особенно сейчас, искать финансирование очень и ОЧЕНЬ тяжко.

Конечно, в теории можно продать квартиру, открыть сбор на краундфаундинг-платформе и верить в светлое будущее – но по факту шансы на успех очень малы. Потому что картину мало снять – с ней надо выйти на рынок и привести на неё зрителя, а это уже совсем другая история и ЕЩЁ больше денег.

2. Хотя балаболов хватает в каждом городе мира, трудно представить себе фестиваль, на котором бы тебя не обнимали, не хлопали по спине, не наливали алкоголя и не говорили, что ты гений, и завтра, мы буквально завтра начинаем съёмки твоего проекта! Да что там, сейчас ещё по одной бахнем – и начинаем. В США, как я мог заметить, люди скупы на обещания (не на пустые похвалы, а именно на конкретные обещания). Но если уж дают, стараются их держать.

3. Можно сколько угодно шутить насчёт обязательных цветных и трансгендеров в кино, насчёт новых правил «Оскара», но всё-таки в США свобода для съёмок намного обширнее. Да, там к фильмам тоже предъявляются свои определённые требования, но суть в том, что ты можешь получить финансирование на реализацию своего проекта, и он совсем не обязательно должен быть о правах цветных, о правах трансгендеров и т. д.

4. Есть, конечно, и личная причина. Хотя у меня есть некоторые перспективы и здесь, можно попробовать подвизаться на коммерческих проектах, но мне, как я говорил, уже 40 лет. Так что либо менять жизнь сейчас, либо оставаться тут, до инфаркта-инсульта натурально сражаться за проекты, обзывать коллег бездарями, а себя считать вторым Феллини, жениться на исполнительнице главной роли… Ну, и дальше по списку. А в США я был до этого как турист, пару раз ездил на небольшие местечковые фестивали (присмотреться), и, должен сказать, просто влюбился в эту страну.

Но сами по себе эти разумные мысли (и немножко эмоций) вряд ли бы сподвигли меня на переезд. Тем более что на сбережения я мог бы попробовать переехать самостоятельно и даже какое-то время прожить в США, благо, уровень английского позволяет, но быстро на «грин карт» рассчитывать, скорее всего, не пришлось бы, как и на официальную работу или выгодный проект. Честно пытался поучаствовать в разных творческих программах на получение гранта – но конкуренция там такая, что, видимо, моих способностей или старания оказалось недостаточно.

Но один из моих коллег по цеху скинул мне ссылку на сайт о переезде в США. Мне, как оказалось, нужна была виза для талантов — людей с экстраординарными способностями (не только режиссёров и вообще киношников, но и писателей, музыкантов, художников, дизайнеров, айтишников, спортсменов, работников науки и т. д.). Она даёт возможность получить визу в США, ДАЖЕ если вас не пригласили в какой-то конкретный проект.

Итак, я решил попробовать получить вот такую визу, которая называется официально

O-1 – рабочая «виза таланта»

Рабочая виза O-1 — это не green card, она не дает вам статуса постоянного жителя США. С одной стороны, виза O-1 выдаётся сразу на срок до трёх лет, с другой — её можно продлевать на один год неограниченное количество раз. Если ты въезжаешь в США по визе O-1 – то должен работать в той же сфере деятельности, в которой достиг сколько-нибудь значимого признания и иметь работодателя либо (и это важный тонкий момент) собственную компанию в США (ура! Я еду снимать кино в США).

«Как два пальца, раз плюнуть, щас всё будет», — подумал я. И если вы думаете, что режиссёры разбираются только в кино, а работа с визовыми документами для них – тёмный лес, то… Вы абсолютно, на сто процентов правы.

Как я получал визу и собирал документы?

Ответ читайте в моей книге «Да никак». Я попытался почитать о процедуре, умер от тоски на первой странице Гугла. Потом потратил энную сумму на обращение в компанию, специализирующуюся на получении «творческих» виз, и они сделали за меня большую часть работы. Расскажу, какие условия для получения визы мне удалось соблюсти, чтобы виза была одобрена:

1) Престижные общепризнанные международные (либо национальные) награды: победы на значимых чемпионатах, Золотая Пальмовая Ветвь, Пулитцеровская премия и т. д. – врать не буду, в Каннах я ещё ничего не получал. Но мои короткометражки получили несколько достаточно престижных наград на международном уровне, которые, хотя и не сравнятся с «Оскаром» или «Пальмовой ветвью», всё же подтверждали, что я вовсе не с улицы пришёл в режиссуру.

2) Членство в профессиональных Ассоциациях, куда принимаются национальные или международные эксперты, исключительно за выдающиеся достижения – вот здесь мне немножко повезло. Несколько лет назад мне удалось получить членство в Обществе кино Сан-Франциско — San Francisco Film Society. Не на совсем общих основаниях, и это организация не такого масштаба, чтобы считаться значимой международной, но в моём случае членство послужило лишним плюсом в мою пользу.

3) Авторские публикации в СМИ: интервью, экспертные статьи в печатных или интернет-изданиях. Большое значение имеет рейтинг издания и количество авторских публикаций – а вот этого у меня было достаточно, особенно на тему сериала и одной короткометражки, отмеченной жюри International Clermont-Ferrand Short Film Festival. В том числе зарубежные публикации, которые я мог с гордостью продемонстрировать.

4) Публикации в СМИ о ваших достижениях: статьи о работе, значимых результатах и вкладе в отрасль – аналогично.

5) Участие в профессиональных мероприятиях в качестве члена жюри или судьи – плох тот режиссёр, которого ни разу не приглашали в жюри! Я участвовал в фестивалях как в России, так и в странах ближайшего зарубежья (в сладкую доковидную эпоху).

Кому интересно – по ссылке, которую я скину ниже, можно найти полный список, в т. ч. с условиями, которые подойдут научным работникам и творческим людям других направлений. В сущности, если вы не совсем «зелёный» творец в своей сфере, то шансы на получение визы довольно высокие.

Кроме того, при подаче документов на визу O-1 необходимо было предоставить:

1. Рекомендацию от профессиональной организации в вашей сфере (студия, занимавшаяся съёмками нашего мини-сериала, телеканал, его в итоге купивший, плюс я приложил письмо от Союза кинематографистов РФ, членом которого состою).

2. Копию письменного соглашения с будущим работодателем по специальности в США. Если письменного соглашения нет – можно перечислить основные условия устного соглашения. Если работодателя в США у вас нет – вот тут снова есть тонкая лазейка, а именно можно открыть собственную компанию в Америке. Кстати, именно так я и поступил, оказалось, что в моём случае это быстрее, чем искать кого-то и заключать договор. Вообще изначально речь шла о договоренности с одним университетом, спонсировавшим съёмки молодых режиссёров. Но, увы! Это было как раз то неприятное исключение, когда договоры говорились-говорились, да и не выговорились.

3. Описание услуг, которые будете предоставлять в США (это может быть описание проекта, над которым планируете работать) – я предоставил расширенный синопсис моего потенциального фильма, над сценарием которого я думал последние пару лет, и библию персонажей, и этого оказалось вполне достаточно. Но вообще это, пожалуй, самый важный документ, который доказывает, что я не просто пипетка, мечтающая стать клизмой, а человек, который будет РЕАЛЬНО полезен для страны, в которую хочет переехать.

Подробно расписывать другие нюансы получения виз не буду, но если вам интересно, вот ссылка на полный перечень критериев и условий, с которыми можно получить визу. Там найдётся полезная информация не только для людей творческих профессий, но и для научных работников, айтишников, дизайнеров, академиков и т. д. То есть не только для творческих творцов, но и для тех, кто занимается чем-то в сфере науки, образования, спорта.

Вот что очень важно знать: возможно, у вас нет «Оскара» или золотой пальмовой ветви (у меня тоже). Но НЕ БОЙТЕСЬ пробовать подаваться на визу даже с менее значимыми наградами, дипломами и т. д. Всё, что есть в творческой (или спортивной, или научной, или айтишной) копилке! Собирайте всё, что есть. Потому что это демонстрирует, что вы человек, который действительно РАБОТАЕТ в своей сфере и чего-то ДОСТИГ – это подтверждение вашей полезности, которая и оценивается в первую очередь при выдаче визы.

А, и ещё один важный нюанс. За визу мне пришлось расплатиться… своей свободой. Нет, я не шучу, перед подачей мы с моей девушкой наконец-то поженились. Сначала нам всю малину испортил ковид, потом как-то не было подходящего момента, ну, а тут мы уже решили – если не из романтических соображений, то хотя бы из меркантильных всё-таки пожениться. Потому что супруги заявителей тоже сразу же получают право проживания в США. И да, женился я совсем не на актрисе, игравшей главную роль. А на ассистентке гримёра. :) Но это уже иная, отдельная история.

Итак, виза O-1 у меня, и что я получил:

· виза рабочая, не иммиграционная, не позволяет претендовать на green card;

· для заявки требуется подтвердить значимые достижения в профессиональной сфере (что ж, мне в некотором смысле повезло – мои достижения оказались достаточно значимыми, хотя я честно признаю, что мне ещё учиться и учиться);

· виза не ограничена квотами: сколько заявок приходит – столько и рассматривается, без всякого «Местов больше нет, транвай идёт в депо» (ура, не надо стоять в очереди за грантами!);

· позволяет менять работодателя, не ограничивая себя выбором проектов на новом месте (а вот тут уже и рукой подать до рабочей визы, если у меня будут такие возможности и желание);

· документы на эту визу можно подавать в любое время (да, даже сейчас);

· возможно ускоренное рассмотрение заявки – до 15 дней (в стандартном варианте заявка рассматривается 4-6 месяцев, но я решил, что за 4-6 месяцев и случиться может, что угодно, и сам я ещё вдруг передумаю).

Всего у меня сбор документов занял где-то 1,5 месяца, плюс рассмотрение заявки – 15 указанных дней. И вот мы уже пакуем чемоданы, покупаем билеты – и вперёд! Такая вот получилась история, и я до сих пор осмысливаю, как быстро – и отчасти неожиданно всё случилось. То, как мы сейчас обживаемся в США, это уже тоже совсем другая история. Если вам будет интересно, я с удовольствием расскажу об этом. В первом посте я хотел попробовать, как мой эпистолярный жанр заходит на публику, поделиться именно тем, как творческому человеку можно переехать в Страну больших возможностей, и сделать это относительно недорого, безопасно и относительно быстро. По крайней мере, если ты как творческий человек на родине нафиг никому не сдался — такая возможность лучше, чем ничего.

И вот ещё небольшой совет – если вы сами не иммиграционный адвокат, то лучше отжалеть некоторую сумму (в моём случае всё удовольствие обошлось в 8 000 долларов за иммиграционного адвоката, плюс пошлина – 460 долларов, плюс доплата за ускоренное рассмотрение – 2500 долларов, и это было особенно больно, но мы по понятным причинам решили не тянуть). Если бы мне ОТ и ДО не расписывали каждый шаг (включая просмотр всех моих бумаг, дотошное изучение всех наград, дипломов (что добавить, что не стоит), не контролировали все сроки подачи, сроки действия документов) — сидеть бы мне в моём «любимом» (теперь уже в прошлом) Подмосковье и считать ворон до сих пор. И это у меня был ещё вопрос желания, а не необходимости — а ведь многим моим коллегам пришлось срочно уезжать вовсе не по своей воле.

Да, стоимость услуг адвоката не самая низкая. Но тут уж так – или самому долбиться в бюрократические стены, искать адреса, явки и пароли, путать документы (а за каждую повторную подачу на визу надо платить дополнительно, плюс с каждым разом уменьшается возможность получить одобрение – американская бюрократия смотрит на предыдущие отказы), или всё-таки заплатить. Плюс, это неплохой маркёр для тех, кто сомневается — если уж вы готовы заплатить за это ещё ДО выезда, значит, вы настроены серьёзно. Сейчас, насколько я понимаю, это самый простой способ уехать в США, если вы относитесь к категории талантливых людей (дизайнеры, музыканты, художники, программисты и не только).

Вот, рассказал, как умел, не обессудьте — чукча не читатель и не писатель, а всё-таки режиссёр. Прикладываю более привычный мне видеоформат с советами, возможно, он тоже будет вам полезен:

А пока призываю — спрашивайте, комментируйте, делитесь своим опытом, если у вас был такой. Задавайте вопросы. Как я предложил выше, в следующем посте, если вам интересно, я расскажу, как мы обустраивались в США, и чем я планирую тут заниматься в самое ближайшее время.

3333
43 комментария

Я режиссер (тоже). Зашел сюда, увидев рекламу в директе. И вот что я имею сказать:

1. Автора статьи нету на Кинопоиске. Как же так, он же снял сериал, который купили на ТВ? И еще автор никак не гуглится. С учетом публикаций 100+, наград 20+ (вычитал из комментов) он бы точно гуглился. Я вот гуглюсь - можете проверить. Хоть и публикаций у меня гораздо меньше. Может быть у автора псевдоним? См. следующий пункт.
2. Автор активно отвечает на комменты но на вопрос о своем реальном имени не ответил. Поверьте - режиссеры первым делом говорят как их зовут и присылают ссылки на свои фильмы на Ютубе и т.п. =).
3. Статья опубликована в день регистрации режиссера на VC. Если он зарегистрировался тут специально для того чтобы опубликовать написанную им статью (что, конечно, не возбраняется), то почему бы не сделать это под своим именем? Зачем писать под чужим?
4. Ладно, хватит об имени. Тон статьи слащавый до ужаса. Понимаю, что у каждого свой стиль, но очень похож на тон копирайтера. Конкретики мало: я переехал, все классно, ничего не бойтесь - сплошные общие места! А куда автор статьи отдавал документы, с учетом того что консульство в Москве их не принимает? Это же самое интересное! И об этом ни слова! Значит, копирайтер еще и не сильно шарит в теме...
5. То что режиссер не пишет тексты, как утверждает автор - это, конечно, бред. Мы примерно месяц снимаем кино, а год до этого мы пишем тексты (сценарий, презентации для питчингов и т.п.) и потом еще год после съемок пишем техзадания для всех кто работает над пост-продакшеном фильма. Поверьте, пишем мы гораздо больше чем снимаем! Не видел пока еще ни одного коллегу, кто признавался бы, что у него проблема с написанием текстов.
6. Ну и, да, статья рекламируется. Что как бы намекает...
7. В общем, все что выше - написано с целью рекламы иммиграционных адвокатов. КСТАТИ, Я НИЧЕГО НЕ ИМЕЮ ПРОТИВ РЕКЛАМЫ И С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ОБРАТИЛСЯ БЫ К ТЕМ КТО ПОМОГ БЫ МНЕ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВИЗЫ, ЗАПЛАТИВ ДЕНЬГИ СПЕЦИАЛИСТАМ, НО... После такой статьи начинаешь сомневаться стоит ли это делать......

У меня все =).

12
Ответить

Приветствую, коллега! Спасибо за такое внимание к моей статье и дотошность. Давайте по порядку.

1. Разумеется, я тут не под своим настоящим именем, и я об этом честно говорю сразу жн же, если вы не заметили - у меня есть свои причины так делать и они пока ещё актуальны, поэтому я не буду давать на себя ссылки, и на свои работы тоже. По крайней мере, пока. Тут уж, извините, главное, что в США решили, что я им вполне себе режиссёр и одобрили заявку :)

И, поверьте, далеко не все режиссёры «сразу говорят» как их зовут и т.д. Или вам незнакомы ситуации, когда представляешься, а тебе сразу: «О, ты режиссёр? А чё это у нас такое кино хреновое снимают, ответь-ка за базар!» или «О, ты режиссёр? Короче, слушай, у меня такая идея для кино есть, дарю бесплатно…» Мне так этого уже хватило.

2. По поводу текстов. Ну разумеется, мы их пишем. А вот статьи на vc.ru я до сих пор не писал. И, кстати, спасибо за идею, возможно, пост о своём обустройстве стоит написать именно в сценарном формате). Как-то так:

СЦЕНА 1
1.2. ИНТ. ВОКЗАЛ. ФОЙЕ. ДЕНЬ
ДЕНИС и ЛАНА выходят с чемоданами и останавливаются посреди фойе.

ЛАНА
Ого, сколько людей! Не могу поверить, что мы уже в Сан-Франциско… Денис, а куда нам дальше идти?

ДЕНИС
(ищет бумажку с адресом)

А что касается «слащавого тона»… Ну тут извините, как сумел, так и написал.

3. По поводу того, куда подавать документы, - а вот это полностью справедливо. Уточняю: документы передаются сразу в США, а адвокаты подают их на месте, не через местные посольства.

И последнее. Можете мне верить, а можете считать засланным казачком и проплаченным негодяем, но это мой реальный опыт и мой путь. Если считаете, что доверять ему не стоит, - переубеждать не буду. Я честно поделился и цифрами, и геморроем. И нет, «ничего не бойтесь» - это совсем не о том. Мне вот было страшно, это огромный шаг в неизвестность, плюс я вложил в это ну не то чтобы все до последнего деньги, но ощутимую сумму. Но у меня получилось, и если у других есть шанс, почему бы про это не рассказать?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

И как? До сих пор в штатах?

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить