Внештатники захватят мир. А штатники будут им завидовать. Или о платформенной занятости в РФ

Платформенная занятость — это формат вовлечения трудовых ресурсов в экономическую деятельность, который, с одной стороны, позволяет относительно легко найти основные или дополнительные источники дохода для населения, а с другой стороны является основой многих т. н. «Uber-проектов», таких как VentraG0, GigAnt, YouDO, Рабочие Руки (да да это реклама нашего ресурса, мы плохие, а вы хорошие, поэтому давайте тут сразу успокоимся и продолжим чтение).

Появлению и укреплению этого формата конечно же способствовали службы такси, а всемирную известность ему принесла компания UBER.

Простота и скорость получения заработка – 2 основных триггера для работников, желающих найти подработку или постоянную но относительно свободную занятость.

Да, конечно, не стоит забывать про свободное расписание, которое платформы (или агрегаторы) дают потенциальному исполнителю — сегодня хочу работать, завтра не хочу, сегодня есть свободное время для подработки, завтра занят на основной работе. Вы, наверное, не раз слышали истории от водителей такси, которые на самом деле владельцы бизнеса…

Помимо самих исполнителей, услугами платформ временной занятости охотно пользуется и бизнес. Ведь быстро нанимать нужных временных работников, не вступая с ними в трудовые отношения, не только выгодно в плане налогов, но и эффективно в плане распределения рабочей нагрузки.

По данным ФНС России на 06.06.2022 число самозанятых в России достигло 5 миллионов. Ежедневный прирост составляет 8,5 тысяч человек. С начала эксперимента в 2019 году самозанятые зарегистрировали доходы на сумму 1,1 трлн рублей и уплатили налоги на 40 млрд рублей. Общий доход самозанятых в день составляет более 2 млрд рублей.

Самозанятых привлекает возможность работать и зарабатывать легально, а самое главное, регистрация, выдача чеков, уплата налогов – все происходит в мобильном приложении буквально в несколько кликов.

По данным ФНС России средний возраст самозанятых составляет 35 лет. Самому молодому — 14 лет, а самому пожилому самозанятому исполнилось 94 года.

Больше всего самозанятых зарегистрировано в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Татарстане, Свердловской, Ростовской, Самарской, Новосибирской областях и Башкортостане.

Основные направления деятельности самозанятых: услуги такси, доставка товаров, аренда квартир, ремонтные и маркетинговые услуги, а также продажа продукции собственного производства.

Наиболее высокооплачиваемые профессии — IT-специалист, финансист, юрист, консультант, проектировщик, строитель.


К примеру, множество торговых компаний получают и отправляют товары с определенной периодичностью. В дни поставок на складах требуются грузчики и комплектовщики, при этом каждый день разное количество. Существенной экономией фонда оплаты труда будет найм нужного количество работников в нужное время на определенную работу с оплатой за объем выполненных работ*.

* Стоит отметить, что наибольшую эффективность труда предприятие получает, при связке штатный сотрудник + внештатный исполнитель, т. к. постановка задач, особенно срочных, и контроль их выполнения так или иначе ложится на административный персонал предприятия. Довольно часто используются следующие связки: штатный водитель-экспедитор + внештатные грузчики; штатный кладовщик или зав. складом + внештатные комплектовщики; штатный супервайзер + внештатные курьеры; штатный бригадир + внештатные отделочники и т. д.

Вы спросите, а вдруг у внештатника случится травма? Или он нанесет ущерб имуществу заказчика?

Ответ страховка — стоит она около 50 руб. за один заказ одного исполнителя и покрывает до 100 тыс. рублей материального ущерба и до 1 млн. вреда здоровью. На некоторых платформах страховка включается и оплачивается автоматически.

Ну хорошо, а как же социальные гарантии? Пенсия, трудовой стаж? Ведь у внештатника их нет!

В данном случае это выбор самого работника, ведь внештатники как правило получают на руки больше чем штатный сотрудник как раз за счет экономии на на ФОТ и более высоком КПД его работы.

В феврале 2022 года в Госдуму внесен законопроект, который закрепит за самозанятыми права на социальное страхование и социальную защиту, до конца 2022 года. Об этом сообщал замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. В новом законе В новом законе в том числе будет дано определение понятиям «самозанятый», «платформенной» и «неконвенциональной» занятости, определены права самозанятых и возможности социального страхования и социальной защиты.

Пока законопроект не принят, работникам приходится под свою ответственность принимать решение, ведь внештатники как правило получают на руки больше чем штатный сотрудник как раз за счет экономии на на ФОТ и более высоком КПД его работы*.


Тут же вопрос стоит так: получаешь 300 руб. за час (шт, тонну, ед. и т. д.) сейчас, или 150 руб. за час 2 раза в месяц + потом еще пенсия (но это не точно) *.

*Давайте сразу оговоримся, в этой статье речь идет именно о трудовых ресурсах, которые не задействованы в непрерывном производстве или не являются штатными сотрудниками, принудительно выведенными за штат.

Теперь давайте залезем в голову к бизнес-заказчику и рассмотрим вышеописанный пример с его стороны: На предприятии в месяц приходит в среднем 10 поставок продукции, на которые мне нужно по 6 грузчиков и по 2 комплектовщика. При этом поставки не плановые, а имеют плавающий график, например, 5 дней в начале месяца, а остальные 5 по одной каждые 3 дня. Сама работа по разгрузке-погрузке продукции длится около 6 часов с перекурами. Следовательно общие затраты на эту работу составляют 10 дней х 8 чел х 6 часов = 480 человеко-часов в месяц.

480 ч\ч — это эффективное время труда в месяц.

Если мы берем общее рабочие время без выходных то получаем:

22 рабочих дня Х 8 рабочих часов Х 8 рабочих = 1408 человеко часов в месяц.

Следовательно, если брать штатных сотрудников, то из 1408 часов общих часов мы отнимаем 480 эффективных часов и получаем = 928 часов простоя.

Далее перейдем к экономическим расчетам:
К примеру предприятие платит одному сотруднику зарплату 40 тыс. рублей в месяц на руки.
Значит оклад у сотрудника должен быть 40 000 руб. / 100%-13% = 45977 руб.
Т. е. сумма НДФЛ 13%, который принято считать налогом сотрудника, составит — 5977 руб.
Далее расчет суммы т. н. социальных налогов для субъектов МСП:
Сумма страховых взносов на пенсионное страхование: 45 977 руб. * 10% = 4 597.70 руб
Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование: 45 977 руб. * 5% = 2 298.85 руб.
Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование: 45 977 руб. * 0% = 0 руб.
Сумма страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний: 45 977 руб. * 0.2% = 91.95 руб.

ИТОГО: при оплате 40000 рублей на руки штатном работнику, работодателю это обходится в 52965,5 рублей или +32% к зарплате на руки.

Если работодатель не является субъектом МСП, то общая сумма будет еще больше.

Добавляем сюда затраты на рекрутинг и отбор этих рабочих (это объявления на hh. ru и других работных сайтах), работу Hr-специалиста (собеседования, анкеты, тестирования если требуется), работу бухгалтерии (оформление ТД, начисление зарплат и налогов) и прочие неявные расходы (покупка формы и обуви), и получаем еще 5-6 тыс. рублей расходов на одного сотрудника по самым минимальным оценкам.

Итого к 52965,5 руб. прибавляем 5000 руб. сопутствующих расходов и получаем 57965,5 руб. — стоимость одного сотрудника в штате с зарплатой на руки 40000 тыс. рублей (44% к ЗП на руки)

Далее 57965,5 руб. умножаем на 8 человек в штате и получаем 463 724 рублей общий ФОТ, налоги и иные затраты.

Если в рабочем месяце у нас 1408 человеко-часов, то стоимость одного часа с учетом простоев для предпринимателя составит 463724руб. /1408 ч = 329 руб. /час

А часовая ставка на руки одному работнику 40000 руб. / 176 ч. в мес = 227 руб. /час

Но мы уже знаем, что в месяце у нас 480 эффективных рабочих часов, значит за 1 час фактической работы предприниматель платит 463724 руб. / 480 ч. = 966 рублей в час.

966 рублей в час
за 1 час фактической работы 1 штатного работника

Теперь давайте посчитаем стоимость часа одного внештатника.

На 25.04.2022 г. максимальная цена 1 часа работы одного супер опытного грузчика составляет 700 рублей в час — или 5000 руб. за 8-ми часовой рабочий день. А средняя цена не превышает 500 руб. в час — 4000 тыс. руб. за день.

Если вызывать грузчиков в нужное время и в нужное место оплачивая их работу по максимальной цене, то общие затраты составят:

700 руб. х 480 эффективных часов* = 336 000 руб.

*по опыту Рабочих рук и это число сокращается на 15-20%, т. к. внештатники работают эффективнее


Добавим к этой сумме страховку исполнителей от несчастных случаев и застрахуем возможный материальный ущерб:

8 человек Х 50 руб. стоимость страховки на 1 день х 10 рабочих дней = 4000 руб.

Итак, если мы берем в штат работников на нерегулярные работы и получаем: длительный процесс найма с задействованием вспомогательных подразделений и расходы в сумме 463 724 руб. в месяц….. или используем платформу и нанимаем внештатников за 1 день с общими затратами 336 000 руб. + 4000 руб. (страховка) в месяц*.

При этом сумма 340 000 руб. в месяц взята по максимальных рыночным расценкам для г. Москвы, фактически эти затраты могут составить порядка 250 000 руб. При этом сами работники за 10 неполных рабочих дней получили бы от 30 000 руб. до 40 000 руб. или от 400 руб. в час.

Выбор очевиден… и самое главное все в выигрыше:

Заказчик, заказывая работы через платформы, получает:

  • сокращенное до 1 дня время найма работника;
  • отсутствие затрат на поиск и оформление;
  • экономия на ФОТ до 50%;
  • повышенную эффективность труда;

Работник, получая заказы через платформы, получает:

  • более высокую почасовую ставку оплаты труда, в среднем на 50-60%;
  • свободный график работы;
  • быструю выплату вознаграждения, как правило, оплата происходит каждый день.

Платформа получает комиссию с каждой сделки — в среднем от 10 до 25%.

И все бы хорошо, но в данной системе есть один игрок, который, возможно будет недоволен таким раскладом вещей — это ФНС России.

Возвращаясь к нашим расчетам, при устройстве в штат фискальная служба получила бы в виде НДФЛ и прочих налогов — 12 965,5 руб. за одного сотрудника в месяц или 103 724 руб. со всего ФОТ.

А на платформах как правило работают самозанятые или ИП, которые платят налог 6-7% от суммы выручки. Значит налоги бы составили бы от 14 000 до 25 000 руб.

Поэтому с ростом популярности использования платформ растет и интерес территориальных органов ФНС России к предпринимателям, использующим внештатников. Все чаще бизнес начал получать запросы и требования по предоставлению пояснений и документов, касающиеся обоснованности привлечения самозанятых исполнителей. И основной риск таких запросов это угроза признания отношений бизнеса и внештатников трудовыми.

И тут мы можем услышать:

Ну предприниматели сами хороши, они не хотят брать на себя социальные гарантии в виде налогов на ФОТ и НДФЛ, и заставляют работников устраиваться к ним через т. н. самозанятость и фактически выполнять трудовую функцию.

Уважаемый читатель, Диванный эксперт

В защиту ФНС можно сказать, что сами запросы на сегодняшний день нацелены на получение общей информации о том, как и почему используются самозанятые и аргументированные ответы на них в большинстве случаев удовлетворяют фискальные органы без каких-либо дальнейших последствий.

Ведь если разобраться глубже, то какая на сегодняшний день основная проблема взаимодействия бизнеса и внештатников — физических лиц?

Ответ — легальные расчеты.

Смотрите, когда компания или ИП желает официально заплатить внештатному грузчику физическому лицу, то фактически придется заплатить все те же самые налоги, что и штатным сотрудникам. А учитывая, что внештатник рассчитывает получить больше за свою разовую или краткосрочную работу, то эти затраты возрастают в 2 или в 3 раза. Добавим сюда бумажную волокиту и бухгалтерские отчеты, и все выгоды пропадают.

Именно по-этому до 90% всех внештатников вплоть до 2018 года оставалось в тени. Т. е. в легальном правовом поле этих работников фактически не существовало, и способствовал этому по сути один фактор — простой доступ компаний к наличным деньгам. Компаниям и ИП было выгодней заплатить наличкой всем внештатникам, чем оплачивать их повышенную ставку и налоги на ФОТ.

…если ты «серый» – тебя никто не трогает. «Черный» – тебя вообще никто не видит. Как только ты платишь налоги – к тебе приходят все, кому не лень…

Анастасия Татулова

Вот некоторые схемы, которые использовали компании для получения наличных денежных средств:

  • Компания переводит некоторые суммы на счета подконтрольных ИП за какие-либо услуги, далее ИП за вычетом 6% УСН + 1% снимает деньги с банкомата (или переводит на карту физ. лица) и возвращает их представителю компании. Далее наличными деньгами производится расчет с внештатниками. Стоит отметить, что по этой схеме еще продолжают работать многие мелкие аутсорсинговые компании.

Проблема этой схемы в том, что банки при достижении определенного лимита практически сразу блокируют счета ИПшников, видя, что фактически производится обнал. Объяснить характер таких операций становится все сложнее.

  • Более серьёзная схема, используемая как для обналичивания средств, так и для ухода от НДС. Тут работает целая цепочка формально действующих фирм и фирм-однодневок, которые путем многократного перечисления полученных средств от компании-клиента уводит их на уровень 5-6 контрагента, после чего основная сумма разделяется на несколько более мелких потоков и снимается со счетов ИП или компаний. Обычно каждое перечисление средств подкрепляется пакетом закрывающих бухгалтерских документов, а сами фирмы-однодневки оформляются на подставных лиц, которые нередко не в курсе, что являются генеральными директорами довольно оборотистых фирм.
  • Есть еще схемы оплаты каких-либо услуг (в основном IT) за рубеж, в страны, где более мягкое налоговое законодательство и обналичивание средств не так строго контролируется. А затем возврат этих средств в наличной валюте. Но на сегодняшний день это уже не актуально.

Теневая индустрия т. н. “обнала” существовала долгие годы и это был очень серьезный криминальный бизнес, контролируемый очень серьезными людьми. Но начиная с 2018 года государство постепенно закрутило гайки по всем этим схемам, при малейшем подозрении на обналичивание все транзакции прекращались, а большинству компаний с сомнительной репутацией банки просто отказывали в обслуживании.

Во многом выявлению, предупреждению и пресечению схем “обнала” способствовали 2 фактора: развитие цифровой экономики, а также разработка и совершенствование инструментов выявления экономических преступлений, таких как АСК НДС-3*.

АСК НДС-3 позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц и повысить его продуктивность с 10 до 100%.

Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.

В этот период резко начинает расти спрос на аутсорсинг и аутстаффинг персонала, как один из способов оптимизации расходов на внештатный персонал. В какой то степени это решало проблему компании-заказчика, т. к. аутсорсеры и аутстафферы закрывали вопросы с поиском персонала и производством выплат, но в тоже время создало новые проблемы, такие как снижение ставок для работников и в некоторых случаях даже обман работников (невыплата вознаграждений).

В этот период резко начинает расти спрос на аутсорсинг и аутстаффинг персонала, как один из способов оптимизации расходов на внештатный персонал. В какой то степени это решало проблему компании-заказчика, т. к. аутсорсеры и аутстафферы закрывали вопросы с поиском персонала и производством выплат, но в тоже время создало новые проблемы, такие как снижение ставок для работников и в некоторых случаях даже обман работников (невыплата вознаграждений).

На деле все это выглядит следующем образом: клиент звонит в офис аутсорсера или присылает заявку на электронную почту и в рамках заключенного договора просит оказать услуги по фасовке какой-либо продукции. Аутсорсер согласовывает с клиентом сроки, объем работ, а также количество необходимых работников. Далее аутсорсер, используя собственную базу исполнителей, начинает поиск рабочих.

Делается это как правило через группы whatsapp или telegram, реже через паблики вконтакте.

Пример сообщения в группе whatsapp:
На 27.04.2022 г требуются 10 человек на фасовку сладостей.
Работа 8 часов в день. Длительность примерно 5-7 дней.
Оплата 190 рублей в час. Минимальное оплачиваемое время 4 часа.
Работа с 08.00 до 17.00 с перерывом на обед.
С собой иметь паспорт и медицинскую книжку.
Адрес: г. Волгоград, ул. Рабочая д. 1 (подойти к КПП № 2).
Кому интересно ставим “+”

Далее администратор группы, собирает откликнувшихся в отдельную группу, проводит дополнительный инструктаж об условиях работы, а также выдает контакты представителей заказчика.

Работники прибывают на объекты заказчика и выполняют работу. Подсчет объема выполненных работ осуществляется представителем заказчика или старшим работником аутсорсера.

Как правило, заявки на работы размещаются в группах каждый день, и каждый день производится оплата работ.

Оплата работ производится аутсорсером с карты на карту каждому работнику или на карту старшему конкретной заявки, а тот уже снимает деньги в банкомате и раздает остальным рабочим.

Средняя наценка аутсорсинговых компаний составляет порядка 30% от суммы оплаты работникам. Т. е. если аутсорсер продал услугу клиенту за 300 руб. в час, то работник, которого он найдет на эту работу, будет получать 180 — 200 руб. в час.

При этом, с работниками из чатов никакие договоры не заключаются, налоги не взимаются, и вся эта история носит серо-черный окрас.

И конечно же понятно, что масштабироваться при такой организации “бизнеса” очень и очень сложно. Но особо амбициозные предприниматели в целях расширения бизнеса создают множество фирм, множество ИП, ищут новые способы доставки денег или оптимизации налогов, и даже создают франшизы, но работая в серой или черной зоне всегда сталкиваются с множеством трудностей и рисками потерь.

По вышеописанной схеме работает 90% всех аутсорсинговых компаний. Тоже самое можно сказать и про бьюти индустрию, логистрику, фуд-ритейл и т. д.

В смысле? Если разобраться, то фактически проблемы, связанные с доставкой денег от юр. лица к физ. лицу остались, но теперь на стороне аутсорсинговой или аутстаффинговой компании.

Читатель Тони, Капитан очевидность

Да, проблема с помощью аутстаффинга и аутсорсинга не решилась, но вдруг в 2019 году появляется новый налоговый режим «налог на профессиональный доход”, в народе »самозанятость”. И вроде бы появились шансы на обеление этих огромных сегментов экономики, но ФНС продолжает риторику, что будут выявлять, наказывать, штрафовать.

К чему это приводит? Предприниматели не хотят выходить из серой зоны, а предприятия боятся работать с самозанятыми напрямую. Любое самостоятельное движение бизнеса в сторону самозанятых расценивается как желание уйти от налогов. Друзья, открою вам секрет, компании хотят официально и безопасно работать с внештатниками и ХОТЯТ платить налоги, но не 43% от ФОТ.

Поэтому ставка НПД 6% довольно быстро привлекла внимание бизнеса, более того бизнес готов оплачивать страховку, а также иные платежи, но эти налоги и взносы не должны превышать 10-12% от суммы вознаграждений внештатников.

На самом то деле, проблема даже не в том, что ставки по налогам на ФОТ довольно высокие, а в том, что все эти налоги не отвечают тем реалиям жизни, которые мы имеем. Ведь мы живем не в эпоху плановой экономики, в малом и среднем бизнесе ситуация может меняться каждый день, а конкуренция нарастает и это хорошо. Сейчас эпоха быстрой проверки бизнес гипотез и быстрой их реализации. Если я решил открыть службу доставки у меня нет времени заниматься наймом и обучением курьеров, я возьму их на платформе или у аутсорсера. Если у меня резко возрос спрос на поставки, у меня нет времени нанимать, а потом увольнять 10 грузчиков на склад, я закажу их в Рабочих Руках (опять реклама лучшего сервиса для найма внештатников).

И так во многих вещах, кто быстрее и качественнее, тот и получает деньги покупателя. И возможность гибко подходить к найму трудовых ресурсов является одним из ключевых факторов успеха.

Интерес к данной сфере и ее актуальность подтверждается не только заявлениями представителей государственных органов в СМИ, но и последними крупными в инвестициями в проекты платформенной занятости на российском венчурном рынке:

В РФ более 20 проектов, разрабатывающих решения в сфере платформенной занятости, с выручкой за 2021 год свыше 30 млн. рублей
В РФ более 20 проектов, разрабатывающих решения в сфере платформенной занятости, с выручкой за 2021 год свыше 30 млн. рублей

Что касается самих работников, то формат т. н. свободной занятости уже давно прижился и активно используется ими не только в части получения дополнительного дохода, но и как источник постоянного заработка. Взрывному росту этому экономическому явлению способствовала пандемия коронавируса, когда целые индустрии останавливались, а другие (такие как курьерские службы) остро нуждались в трудовых ресурсах.

Задумчивый рабочий Петр из сервиса Рабочие Руки.  
Задумчивый рабочий Петр из сервиса Рабочие Руки.  

Работа через платформы и агрегаторы это новейшее экономическое явление, и его нельзя приравнивать к трудовым отношениям. Любые попытки регулировать это нормами, разработанными много лет назад и для других целей, создает угрозу для еще неокрепшей платформенной экономики, вынуждает ее игроков искать «обходные пути» и ввергает обратно в область «теневой экономики».
Но все же не стоит думать, что представители государственного аппарата не понимают сложившуюся ситуацию. Согласно сообщениям СМИ Минтруд готовит новую редакцию закона «О занятости населения». В ведомстве решили дать определение теневой занятости, усилить меры по борьбе с безработицей, дать социальные гарантии самозанятым и защитить заемный труд. Ожидается, что новую редакцию закона внесут на рассмотрение Госдумы в осеннюю сессию 2022 года. (Об этом сообщает «Рамблер»)
Поэтому в 2022 -2023 стоит ждать значительных правовых изменений для участников платформенной экономики.

Надеюсь было интересно и познавательно. И для тех, кто дочитал, мы подготовили бонусы: Памятку для предпринимателей по работе с самозанятыми исполнителями, образец ответа на требование ФНС, а также тест для самоконтроля. Всё тут.

Очень полезная методичка для тех, кто работает с самозанятыми.
Очень полезная методичка для тех, кто работает с самозанятыми.

В следующей статье подготовим карту российских HR-tech проектов и некоторые даже разберем. Всех благ.

44
реклама
разместить
10 комментариев

«В следующей статье подготовим карту российских HR-tech проектов и некоторые даже разберем. Всех благ.»

Олег, спасибо за материал. Познавательно и полезно. Для моей сферы (эл. коммерции) особенно.

Скажите, до карты HR-tech руки еще не дошли?

1

Сергей, материал есть. Нет времени его оформить.

Очередная попытка отобрать у рабочих последние крохи социалки.

1

Какой социалки?) Все потенциальные расходы внештатников перекрываются обычной страховой, в т.ч. травма, болезнь. Все говорят о какой то социалке, но никто ее не ощущает. Или может вы работаете ради пенсии?

"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги..." (с) Народная мудрость.
Зачем и кому нужна лишняя прокладка между работодателем и работником, кроме этой самой прокладки? С таким же успехом работодатель может напрямую нанять тех же работников и сам потратить меньше, а работникам при этом заплатить больше.

С такой логикой Александр можно дойти до абсурда) Зачем вам продуктовые магазины, если вы сами можете поехать на свиноферму и купить мяма? Или давайте пойдем дальше...зачем вам свинофермы, если вы сами можете вырастить поросенка?
Агрегаторы берут на себя очень много рутинных задач, начиная от поиска исполнителей, заканчивая подготовкой отчетной документации....от них много пользы, поверьте.

1

Комментарий недоступен