Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

Вся эволюция интерфейсов не влезет в один текст, но может после этой статьи получится поумничать перед друзьями.

Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

Чтобы не цитировать лишний раз Википедию, скажем проще: интерфейс — то, через что взаимодействуют два объекта. Это могут быть аппаратные средства, механизмы, программы, и самое главное, люди и устройства. Даже наши руки-ноги, глаза и уши можно назвать интерфейсами — через них мы взаимодействуем с миром. Как правило, интерфейсы разделяют на три типа: аппаратный интерфейс, программный интерфейс и, самый интересный, интерфейс между людьми и машинами. На последнем мы и сконцентрируемся в этом тексте (но и без остальных не обойдемся).

До промышленной революции

Это тоже интерфейс
Это тоже интерфейс

Изначально мы могли только статически хранить информацию. Что наскальная живопись, что простые счеты — никаких действий, никакой активной связи. Письменность помогала сохранять и передавать информацию, и мы впервые смогли передавать и получать данные без прямого физического воздействия.

Только рукописи, ксилография, разные дощечки. Станок Гутенберга вывел нашу способность сохранения и распространение информации на новый уровень.

Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

Индустриальная революция и ее последствия для интерфейсов

“Интерфейс” в нашем привычном понимании зародился во время промышленной революции. Ручной труд заменился станками, и этими станками нужно было управлять. Для этого требовались универсальные и понятные механизмы. Коротко это можно охарактеризовать как следующий этап эволюции интерфейсов — когда воздействие на объект управления не только осуществлялось непосредственно (задолго до этого у мастеровых были примитивные станки), но и требовало стандартизации: чтобы и станки можно было выпускать серийным способом и проще было обучать с ними работать.

Метрополис, 1927, Фритц Ланг — в городе будущего кто-то все еще должен тянуть рычаги
Метрополис, 1927, Фритц Ланг — в городе будущего кто-то все еще должен тянуть рычаги

В 1804 году появляется само понятие программирование — способа сообщения механизму некоего алгоритма действий. Жаккардовый ткацкий станок стал первой машиной, которую можно было программировать. Колоссальный прорыв с точки зрения воспроизводимости операций — станок программировался перфокартами.

Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

Перфокарты зародили программирование и совсем скоро появились разные станки, да и другие способы применения — например, механические пианино. А в 1873 году появилась первая итерация привычной нам раскладки QWERTY.

Sholes & Glidden — на клавиатуре не было цифр 1 и 0 чтобы сэкономить на продукции, при печати вместо них использовались заглавные i и o. У некоторых клавиатур так и не было 1 вплоть до 1970-х
Sholes & Glidden — на клавиатуре не было цифр 1 и 0 чтобы сэкономить на продукции, при печати вместо них использовались заглавные i и o. У некоторых клавиатур так и не было 1 вплоть до 1970-х

В цифру

Все промежуточные стадии развития вычислительной техники сложно охватить, поэтому остановимся на самом интересном. И побежим сильно вперед к цифровой революций. Начало 1980-х годов ознаменовало повсеместный переход от аналоговых технологий к цифровым. Уже были такие интерфейсы (из тех, что между людьми и машинами):

  • Жестовый аппаратный интерфейс: руль, джойстик и т. д. (управление автомобилем, самолетом, да и дирижерство можно было бы сюда отнести);
  • Интерфейс командной строки: инструкции компьютеру даются путём ввода с клавиатуры текстовых команд (станки, DOS, BIOS);
  • И в 1970-х зародился GUI, наш привычный графический интерфейс.

Графический интерфейс пользователя (GUI, grapic user interface) — это где программные функции представляются графическими элементами. Так называемый WIMP: «windows, icons, menus, pointers». Это включает в себя и реализацию в виде жестового интерфейса.

Первый GUI был разработан в Xerox Palo Alto Research Center (PARC) для компьютера Xerox Alto, созданного в 1973 году. Это был некоммерческий продукт, предназначенный для научных исследований.

Xerox Alto и Xerox 8010 Star
Xerox Alto и Xerox 8010 Star

Дальше — больше: Macintosh System Software, “System 1” 1984 года выпуска.

Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

В 1985 году Amiga обгоняет время и представляет первый GUI с поддержкой целых четырех цветов.

Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

И в этом же 1985 году Microsoft представляет Windows 1.0.

Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

Проходит десять лет поступательного развития GUI, и Microsoft представляет Windows 95, ставшей законодателем мод в графических интерфейсах. В нем были реализованы различные решения, которые позже стали нам привычны — кнопка “Пуск”, поддержка мультизадачности в работе с “окнами приложения”, различные состояния компонентов как элемент взаимодействия и отклика.

Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

В 2001 году появляется MacOS — в ней был внедрен ряд изменений, которые потом легли в основу развития GUI всех MacOS.

Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

А если без мышки?

Эволюция GUI во многом заключалась в качестве отображения элементов, которые стали базовыми в работе. Пока не появился смартфон. Эта революция готовилась очень долго, например, отличная статья про пионеров, которые не смогли выйти на масс-маркет:

Для лавинообразного распространения нужно больше, чем просто новая технология, она должна быть:

  • надежной;
  • точной;
  • и доступной (стоимость для массового потребителя).
Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

И дальше кривая развития уводит нас в сторону миниатюризации средств, для которых эта технология доступна — в том числе, за счет развития технологий аккумуляторов и микросхем. Появляются носимые девайсы (часы, трекеры). И параллельно технология активно адаптируется другими отраслями: автомобильного, промышленного производства и даже аэрокосмического, для которого адаптация технологии очень сильно связана с требуемым уровнем надежности.

Астронавты не дергают рычаги, а жмут на тачскрины
Астронавты не дергают рычаги, а жмут на тачскрины
Первые планшеты появились в фильме “2001 год: Космическая одиссея” — Samsung даже использовал этот довод в патентном споре с Apple
Первые планшеты появились в фильме “2001 год: Космическая одиссея” — Samsung даже использовал этот довод в патентном споре с Apple

Функционально интерфейс смартфонов не поменялся кардинально с первого iPhone (относительно разницы между Windows 1.0 и Windows 95). Появился гибридный интерфейс — комбинация touch-screen и голосовых помощников. Посмотрите, как интерфейс поменялся визуально: от псевдо-реалистичного неоскеоморфизма образца 2012 года к текущей iOS:

Краткая история интерфейсов: от дощечек до киберпанка

Куда дальше

Чтобы пофантазировать на тему перспектив развития интерфейсов, надо обратиться не к возможностям, а к ограничениям. Эффективность любого интерфейса можно определить по набору довольно базовых критериев: скорость ввода-вывода информации, надежность и точность передачи, пропускная способность (отличие от “скорости” способностью передавать большой объем команд в единицу времени).

Дима Мороз, Head of UI+UX, Embacy

Голос все чаще используется при взаимодействии с компьютером в так называемых SILK-интерфейсах (Speech, Image, Language, Knowledge — Речь, Образ, Язык, Знания). Возможно, когда-нибудь мы увидим нейрокомпьютерные интерфейсы с обменом данных между нейронами и машинами через имплантированные электроды.

Едва ли в ближайшее время нас ждет конец эпохи GUI — но технологический прогресс неизменно доказывает, что по достижении определенной степени зрелости (а значит надежности, точности, безопасности и доступности) технологии молниеносно сметают своих предшественников.

Дима Мороз, Head of UI+UX, Embacy

Научная фантастика строится на разумно-допустимой спекуляции на тему “что может получиться, если у нас не будет такого-то ограничения?” И какие интерфейсы могут быть в том или ином будущем? Рекомендуем отличную статью об эстетике футуристических интерфейсов:

Джонни Мнемоник, 1995, Роберт Лонго
Джонни Мнемоник, 1995, Роберт Лонго
<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F63113211%2FBLADE-RUNNER-2049-SCREEN-GRAPHICS-UI-DESIGN&postId=454094" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Behance кейс</a> по интерфейсам для Blade Runner 2049
Behance кейс по интерфейсам для Blade Runner 2049

Как вы думаете, что вы увидите через лет десять-двадцать-сто? И это будет на экране смартфона, или экранов уже не будет, или они будут совсем другими?

4040
1 комментарий

Как интересно, что в Xerox уже были иконки файлов в виде листа с загнутым уголком, а принтер отрисовали немного сбоку и сверху, как потом начали делать все.
И всё это не на продажу, а чисто для внутреннего пользования!

Ответить