«Переубедите меня, что это не капитуляция перед китайцами»

Мнения представителей сферы электронной коммерции о стратегическом партнёрстве между Mail.Ru Group, «Мегафоном» и Alibaba Group.

Фото: Александр Кармаев
Фото: Александр Кармаев

11 сентября Mail.Ru Group и «Мегафон» объявили о стратегическом партнёрстве с компанией Alibaba Group. По условиям соглашения, в России появится компания AliExpress Russia.

Alibaba Group передаст ей текущие локальные и трансграничные операционные активы в России, в том числе бизнес AliExpress и Tmall, a Mail.ru Group — торговую площадку Pandao.

По итогам сделки владельцами AliExpress Russia станут Alibaba Group (48%), МегаФон (24%), Mail.Ru Group (15%) и РФПИ (13%). При этом «Мегафон» продаст свою долю в 10% в Mail.Ru Group Alibaba в обмен на 24% доли в AliExpress Russia.

Аналитики и участники рынка поделились мнением, как эта сделка повлияет на российский рынок электронной коммерции.

Создание совместного предприятия Mail.ru Group и AliExpress — это ещё один важный этап становления рынка электронной коммерции. Сейчас этот рынок в России занимает 4%, когда в развитых странах — 10-15%. Мы уверены, что здоровая конкуренция ускорит развитие этого направления в России.

Совместное предприятие «Яндекса» и «Сбербанка» на базе «Яндекс.Маркета» (в него также входит маркетплейс «Беру» и трансграничная площадка, которая будет запущена в октябре) строит открытую экосистему, принимая на свои площадки в том числе и наших конкурентов. Например, Tmall размещается на площадке для сравнения цен «Яндекс.Маркет».

Мы надеемся, что новое СП заинтересовано, прежде всего, в счастье клиентов и поэтому будет строить экосистему, чьи ресурсы, например, доступ к рекламным возможностям социальных сетей, будут у всех игроков.

Пресс-служба «Яндекс.Маркета»

Про сделку Alibaba с «усмановскими». Переубедите меня, что это не капитуляция перед китайцами. Что получает Alibaba:

— защиту в лице РФПИ и Усманова (материально заинтересованных) от лоббистов ограничения ввоза товаров из-за рубежа;

— долю в 10% в Mail.Ru Group;

— интеграцию в проекты и сервисы Mail.Ru Group;

— контроль над пусть и сравнительно небольшим, но быстрорастущим конкурентом (Pandao);

— деньги от РФПИ и Mail.Ru Group на развитие в России.

Что взамен даёт Alibaba? Контроль над СП с непонятными активами. Бренд, домен, трафик и (забыл сразу упомянуть) клиентская база остаются, как я понимаю, у Alibaba. Не удивлюсь, если и комиссия с продавцов за проданное в Россию останется у головной компании.

Борис Овчинников, сооснователь агентства Data Insight

Как совместное предприятие повлияет на российский рынок электронной коммерции?

Безусловно, сделка по формированию бизнеса AliExpress Russia может считаться прорывной на рынке. Фактически это будущий лидер российского ритейла в онлайне.

AliExpress Russia — очень серьезный конкурент для проекта «Беру», который потенциально может захватить лидерство на рынке.

Во сколько вы бы оценили совместную компанию?

Исходя из текущей стоимости, 10% акций Mail.Ru Group и полученной в обмен «Мегафоном» 24% доли в AliExpress Russia, можно предположить, что прямо сейчас проект оценивается приблизительно в $2 млрд. Но в случае успешного динамичного роста стоимость бизнеса может взлететь многократно.

Зачем в сделке понадобился «Мегафон»? Какова роль компании, помимо финансового участия?

Фактически речь идет о сделке Alibaba Group с Алишером Усмановым. «МегаФон» и Mail.Ru Group — лишь часть его бизнес-империи, а РФПИ отчасти является своего рода гарантом сделки.

Есть ли возможность (и насколько она реальна), что это предприятие будет приводить другие китайские сервисы в Россию?

AliExpress фактически уже не первый год присутствует в России и весьма успешно. Нельзя исключать, что в случае положительного опыта другие китайские компании также заинтересуются российским рынком.

Как вы оцениваете нынешнюю аудиторию AliExpress и Tmall среди российских пользователей? Что это за пользователи, в каком возрасте и с каким достатком?

Основная аудитория AliExpress и Tmall — россияне поколения X и Y, пока что в меньшей степени поколения Z. Аудитория ориентирована на низкие цены, доступность и широту выбора через интернет, пусть зачастую и в ущерб качеству.

Будет ли партнёрство с Mail.ru Group большим усилением для охвата или выручки AliExpress?

Оценить эффект партнерства Mail.Ru Group на выручку AliExpress Russia сложно, но очевидно, что аудитория Mail.Ru станет дополнительным драйвером роста проекта.

Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер»

Как совместное предприятие повлияет на российский рынок электронной коммерции?

Создание данного совместного предприятия, вероятно, отразится ускорением роста оборотов электронной торговли РФ. Ожидаемый эффект синергии может быть весьма значительным — «Мегафон» и Mail.Ru Group обладают обширной сетью лояльных клиентов, а также имеют доступ к разнообразным каналам продаж для различных кластеров населения, среди которых онлайн-игры, крупнейшие отечественные социальные сети, салоны связи, мессенджеры, push- и SMS-уведомления.

Совместное предприятие — угроза маркетплейсу «Яндекса» и «Сбербанка» «Беру»?

Полагаем, что потребительская аудитория будущего СП AliExpress Russia и «Беру» имеет существенные различие, что на первоначальном этапе вряд ли приведет к обостренной конкуренции.

На наш взгляд, спрос аудитории российско-китайского СП будет направлен на приобретение товаров-заменителей по более выгодным ценам, а также товаров, представленных в ограниченном порядке на российском рынке. Соответственно, спрос к ассортименту «Беру» могут проявлять более консервативные потребители, рассчитывающие получать товары более высокого качества в укороченные сроки.

Во сколько вы бы оценили совместную компанию?

По нашим оценкам, объем суммарных вложений со стороны российских и китайских партнеров составит порядка $2,1-2,4 млрд.

Зачем в сделке понадобился «Мегафон»? Какова роль компании, помимо финансового участия?

Полагаем, что «Мегафон» обладает обширной сетью клиентов (порядка 76 млн человек), что позволит СП быстрее интегрироваться в отечественную систему электронной коммерции.

Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер»

Как совместное предприятие повлияет на российский рынок электронной коммерции?

После интерграции AliExpress и Tmall в соцсети, AliExpress Russia усилит свои позиции на рынке трансграничной торговли, получив прямой доступ к базе пользователей «ВКонтакте» и «Одноклассников».

Это ускорит рост трансграничной торговли с Китаем, а также, скорее всего, приведет к дальнейшей миграции пользователей из российских онлайн-магазинов.

Во сколько вы бы оценили совместную компанию?

Исходя из коэффициентов обмена, 10% акций Mail.Ru Group на 24% акций AliExpress Russia по текущим котировкам, вся компания оценена в $2,2 млрд.

Зачем в сделке понадобился «Мегафон»? Какова роль компании, помимо финансового участия?

Предыдущее партнерство с Mail.Ru Group у «МегаФона» не продвинулось, так что, думаю, их роль в совместном предприятии будет ограничена. Скорее всего, это возможность для контролирующего акционера привлечь нового акционера с хорошей репутацией.

Совместное предприятие — это угроза маркетплейсу «Яндекса» и «Сбербанка»«Беру»?

Думаю, да. У AliExpress теперь есть доступ к пользователям, развитая инфраструктура, бренд и взаимоотношения с продавцами. У «Беру» пока есть только бета-версия, потенциальный доступ к продавцам и покупателям в России, необходимое финансирование, но нет инфраструктуры.

Александр Венгранович, аналитик Sova Capital
66
47 комментариев

Кроме Овчинникова, остальных и слушать нечего :) Только тень на плетень наводят :)

14

Сергей, в этом предприятии выиграют все, кроме конечного потребителя.

2

Никто не хочет выглядеть занудой, а у Федора работа такая, анализировать въедливо.

Электронная торговля это конечно хорошо, но не когда доллар стоит 70 рублей. На какие шиши россияне покупать будут?

7

Зачем им это потреблядство? Все что нужно есть, деды сотней граммов хлеба в день обходились, нынешнее племя не хуже

5

Ну так и получается... Если американец или европеец копейки не считает и легко доплачивает 20% за доставку на следующий день через Amazon Prime (а то и день в день), то россиянин лучше будет ради десяти баксов ждать 45 дней и потом толкаться в почтовом отделении, из-за своей бедности.

5

А им нечего покупать, кроме китайского, направление товарных обменов в ближайшие 5 лет минимум останется прежним. Вопрос только в том, кто будет на этих потоках зарабатывать - и как.

2