«Знания, за которые платят, запоминаются лучше»: как выбрать нишу для онлайн-школы

Николай Волосянков, основатель продюсерского центра «Обнаженный бизнес», о том, почему сейчас идеальное время для запуска онлайн-школ и зачем нужно обходить стороной ниши, где нет конкурентов.

«Знания, за которые платят, запоминаются лучше»: как выбрать нишу для онлайн-школы

Вы умеете восхитительно печь торты. Или разбираетесь в новостройках Москвы лучше любого агента. А, может быть, вы предприниматель со стажем и знаете, как наладить продажу велосипедов в любой точке мира. Неважно, чем вы занимаетесь или в каком деле считаете себя экспертом – знайте, что, скорее всего, кто-то уже успел запустить онлайн-школу по схожему направлению.

Свою первую онлайн-школу я создал в далеком 2012 году, набил сотню шишек и изучил процесс вдоль и поперек. Сейчас в портфеле продюсерского центра «Обнаженный бизнес» 20 проектов, от курсов по английскому языку до создания бизнеса на Amazon, мы научились автоматизировать процессы и находить работающие ниши.

Когда я слышу о том, что рынок онлайн-школ в России насыщен и является конкурентным, то если не смеюсь, то, как минимум, улыбаюсь:

  • Задумайтесь о цифрах. В нашей стране проживают более 146 млн.человек. При этом большинство людей в возрасте от 25 до 64 лет периодически учатся чему-то новому: не обязательно получают полноценное высшее образование, но проходят курсы повышения квалификации, слушают семинары, посещают вебинары и мастер-классы.
  • Несмотря на живой интерес к интернет-образованию, в России работают всего 1500-2000 онлайн-школ!
  • По мнению аналитиков, рынок мирового онлайн-образования через пару лет вырастет в два раза и составит $330 млрд. Для того, кто заинтересован в создании собственного бизнеса, это может означать одно – надо ловить волну на растущем рынке, опережать конкурентов и создавать свой проект.

Кто-то из известных сказал, что «знания, за которые платят, запоминаются лучше» - это чистая правда. Чтобы изучить какой-либо вопрос, необходимо перелопатить десятки статей, пообщаться со специалистами, взвесить все «за» и «против», проконсультироваться с экспертами — на это может не хватить ни сил, ни времени. Плюс современному человеку с каждым годом все сложнее дается восприятие больших пластов информации. Быстрее и проще приобрести курс или обучение в онлайн-школе.

Современному человеку с каждым годом все сложнее дается восприятие больших пластов информации. Быстрее и проще приобрести курс или обучение в онлайн-школе.

Для себя я вывел несколько правил поиска идей для запуска онлайн-школ:

Не нужно бояться конкурентов

Если у вашей идеи нет конкурентов, это означает одно из двух:

  • Поздравляем! Вы первооткрыватель и можете сорвать куш (очень редкий случай),
  • В этой нише нет денег и она не пользуется популярностью (очень частый случай)

«Продавать то, что уже продается» — хорошее и работающее правило. Поэтому я всегда рекомендую присмотреться к нишам, которые уже существуют, найти интересный аспект и придумать онлайн-школу на эту тему.

Каталог почти всех онлайн-школ в рунете опубликован на сайте https://info-hit.ru/, а на английском языке можно изучить сайт https://www.clickbank.com/ - и там, и там вы найдете интересные идеи ниш, о которых даже не задумывались.

Например, на одной из американских конференций по онлайн-образованию, которую я посетил, спикер рассказывал, как зарабатывает хорошие деньги в нише "Survival" или "Выживание". Он сам и его клиенты готовятся к глобальному катаклизму, в результате чего, по их мнению, люди вернутся в леса, будут выживать, охотясь за животными, и варить себе еду из того, что найдут. В своей онлайн-школе он обучает, как выживать. Конечно, кажется что эта ниша на грани, но даже на нее есть спрос.

«Продавать то, что уже продается» — хорошее и работающее правило.

Жесткие ниши - наше все

Ниша — рынок, в котором вы планируете развивать онлайн-школу. Я разделяю ниши на жесткие и мягкие.

Жесткие ниши – это сегменты рынка, в которых можно измерить результат. Например, научиться в результате обучения шить брюки, открыть собственный магазин на Amazon, выучить язык программирования. Все честно и понятно: покупатель четко знает, за что он платит и что получит в конце обучения.

Мягкие ниши – это все неизмеримое, то, что чаще всего касается тонкой душевной организации, отношений или исключительных умений. Например, тренинги по целеполаганию, личностному росту, улучшению отношений в семье, пению.

Чем жестче ниша, тем проще вам будет найти «учеников» в онлайн-школу. Поэтому даже мягкую нишу нужно стараться сделать жестче.

В тренде

Обязательно проверьте – в тренде ли та тема, которой будет посвящена будущая онлайн-школа. Самый простой способ это https://www.wordstat.yandex.ru/ и https://trends.google.com/trends/ . Принцип таков: вы вводите в поисковик слова, связанные с вашей нишей, и смотрите, растет ли количество запросов по ним за последние полгода. Если растет, то направление в тренде, если идет на убыль – следует рассмотреть другую нишу.

Как назовешь – так и поплывет

Когда ниша выбрана, дело – за названием. Ваш продукт должен обязательно отвечать на главный вопрос «Какую проблему он решает?». Кстати, этот вопрос является ко всему прочему прекрасной проверкой ценности курса в целом.

Лайфхак: используйте в названии либо цифры, либо эмоции. Цифры делают мягкую нишу жестче, жесткую – убедительнее. Но не нужно переусердствовать, не уходите за пределы реальности. Например, название «Строим собственный дом» лучше заменить на «Как построить собственный дом за 3 месяца»; «Готовимся к лету» - на «Как похудеть до 10 кг за 30 дней».

Если цифры применить нельзя, добавьте эмоции. Тут уместно процитировать название книги Карнеги – «Как перестать беспокоиться и начать жить». Применительно к онлайн-школе, я бы еще добавил слово «счастливо» в конце.

Разделяй и властвуй

Перед запуском школы необходимо определиться, кем вы хотите быть: экспертом, который учит, или продюсером, который продвигает. Предвосхищая вопросы — нет, одновременно все делать не получится. Либо будет «хромать» качество обучения, либо будут сложности с привлечением учеников.

Скупой платит дважды. Не нужно экономить на специалистах, которые помогут вам найти аудиторию – с ними вы заработаете в разы больше.

Это только самые основные правила.

Кейсов, советов, рекомендаций хватит на отдельную книгу или, как минимум, конференцию. Кстати, 28 сентября в «Москва-Сити» пройдет наша конференция по запуску онлайн-школ NewSchool. Если планируете свой образовательный проект, то точно найдете в программе массу полезного: выбор ниши, маркетинг, настройка автоворонки, управление командой и методы поиска тренеров.

2020
73 комментария

Ой, да горите вы в синем пламени со своими онлайн-школами. Большей тупости просто придумать не могу. Знания в 2018 году не могут быть платными. Это не-воз-мож-но... Человек, который хочет чему-то научиться с лёгкостью найдёт всё на том же YouTube, от 10 000 блоггеров, любого качества, от любого времени. Все эти он-лайн школы - разводилово для лохов, которые на самом деле ничему учиться не хотят. Объявления у этих школ такие же "Стань веб-дизайнером сегодня, и через 3 месяца заработай 100 000 до неба сидя дома". Любой человек, который хоть немного в теме знает, что это сплошное враньё от буквы до буквы. Делаете бизнес на лохах - ну флаг вам.в руки. Не надо только рассказывать, что это модно, стильно, молодёжно.

31

по вашей логике любые образовательные проекты - фигня, потому что даже тому, чему учат в вузах, можно теоретически изучить самому. все в открытом доступе. только на то, чтобы собрать всю эту информацию, времени у вас уйдет в разы больше.
в современном мире нормально покупать свое свободное время, не вижу в этом ничего странного)

23

Три момента:

1) Образование — это не только теория, но и практика. Теорию вы и в платном варианте смотрите на Ютюбе или слушаете монолог лектора. Но практика без возможности получения обратной связи — это бутафория.

2) Когда вы приходите в новую область, в которой не ориентируетесь, очень сложно выстраивать грамотную траекторию обучения. Если изучать всё подряд не хватит никакого времени.

3) Если вы отдали деньги — есть мощный мотиватор отработать их обратно. Не просто получить навык, а сразу думать как вы будете зарабатывать на полученных умениях. Соответственно человек ставит себе чёткие цели и экономит свой ресурс.

11

С одной стороны, в этой нише много надувалова — с другой я не соглашусь с тем, что все образовательные продукты должны быть бесплатными. Платный продукт обычно предполагает поддержку со стороны преподавателя (тренера/ментора/куратора) и в этом, в общем-то его основная ценность. Это могут быть те же знания, что вы можете получить самостоятельно, но при этом поданные системно и при постоянном личном взаимодействии.

9

Согласен что знания не должны стоить для людей реальных денег! Реальных, потому что, как минимум люди должны тратить время на просмотр рекламы, которая хоть как-то окупит время затраченное на создание материала. Если ты крутой чел и с помощью уроков повышаешь квалификацию, то ты понимаешь, что за время потраченное на рекламу, ты заработаешь больше, поэтому берешь и отключаешь за деньги рекламу. Все честно все довольны.


И проблема не в лохах, проблема в тех кто делает уроки. Они реально верят что делают очень крутые материалы. А дальше все просто. Они руководствуются правилами бизнеса, что и доказывают цитаты, что продавать нужно то, что уже проверенно. Я уже какой комент на этом ресурсе хочу донести туже мысль. Мы так и будем нюхать пятки других стран, пока не будем стыдить тех, кто работает по такому принципу. Другие не боятся вкладывать силы в развитие и им совершенно пофигу что о них подумают,если у них не получится. А у нас все наоборот. Стремят тех, кто пытается, но у него не получается. И лижут попу тем, кто копирует пятилетние проверенные идеи других. И это лизание попы на тренингах называют "позитивчик", а кроме того, запрещают весь "негативчик". Как педики из старых кино скоро все будут. Все напозитивчике.

И вы не правы, реально научить чела дизайну за месяц-три. Не верите? Тогда смотрите. Вы идете на курсы по дизайну. Там препод выливает на вас тонну сладких знаний собранных людьми на протяжении тысяч лет (золотое сечение, правило композиции, психология цвета и т.д.). Нужно быть полным лоботрясом, чтобы не впитать эти интересности в один заход.

А что дальше? Дальше вы заканчиваете эти курсы и получаете сертификат. И нет никакого обмана, все честно. Вы действительно усвоили информацию, которую так хорошо подал препод. Но сев за первый проект, вы понимаете что у вас не получается. Как же так, спрашиваете вы других. Они все как один отвечают - нужен опыт.... Знакомая история?

Если знакомая и вы согласны с тем что нужен опыт и кроме того, вы говорите что научится за три месяца нельзя, то вы и есть тот самый лоботряс!

Посудите сами, разве те знания, которые вам дал препод не являются тем самым опытом? Но почему вы их офигенно за месяц усвоили, а делать ничего не научились? Ответ очевиден, потому что вас не учили тому, о чем все говорят "нужен опыт". Вот когда будут преподы, которые будут учить вас этому "нужен опыт", тогда станет возможным и научится дизайну за пару месяцев.

А будут они тогда, когда за такую информацию начнут платить минимум по 15К$-20К$ в месяц. Иначе закойфигом опытный талантливый дизайнер будет тратить годы на систематизацию своего опыта даром? Он с голоду умрет. И да, такое сложно организовать, но я уверяю - организуют. И знаете кто? Опять не мега крутые русские! Я русский и я могу сказать ,что наша крутость заключается только в умении дофига п*ть. А как наделе, так мы только копируем у других. Я не могу вспомнить ничего уникально за последние 30 лет. Мы скатились до уровня африки, которая все строит на зарубежных технологиях из зарубежных материалов. Мы ипать её нация пиццы. Нафиг технологии, открываем все стартапы - пиццы. А пиццу мы будем открывать, пока все на позитивчике и пока мы не стремим тех, от кого реально нужно требовать перемен (крупные компании-корпорации).

3

я бы сказал так: 90% всяких вебинаров и курсов это действительно дерьмо, из них как минимум половина это тупо инфоцыгане, но не все )

ну да, врач-хирург по роликам с ютуба, охуенно.