Регуляторный Левиафан VS Bitcoin, часть два: новый отчет BIS и CBDC-тренд

Почему часть два? Потому что первая была посвящена рискам MiCA-регулирования в ЕС. Ну а сегодня хотелось бы сосредоточить внимание на планах и рекомендациях BIS относительно CBDC и на том, как некоторые проекты цифровой валюты разных ЦБ реализуются прямо сейчас.

Доклад Банка международных расчетов

Хотя мир и погрузился в криптозиму, не утихают разговоры о CBDC – цифровой валюте центральных банков. Так, 11 июля 2022 года BIS (Банк международных расчетов) опубликовал отчет по этому поводу. В нем организация призывает правительства различных стран коллективно подходить к внедрению CBDC. При этом в BIS понимают различия между мотивациями стран, которые собираются внедрить цифровые аналоги денег, и лишь призывают оценить все за и против каждой из моделей.

Из интересного: в докладе фигурирует несколько дефиниций, в том CBDC и rCBDC. К первым относится «новая форма денег Центробанков, выраженная в национальной расчетной единице в цифровом формате», тогда как rCBDC (или розничная/ретейл цифровая валюта) предназначена конкретно для «хранения и использования физическими и юридическими лицами в повседневных операциях». Есть еще wCBDC, которая может принадлежать ТОЛЬКО специальным финансовым учреждениям. Например, для расчетов в межбанке.

Также исследования BIS показывают, что 86 % ЦБ «изучают потенциал технологии», а 60 % уже с ней экспериментируют.

Зачем финрегуляторам Евросоюза это все нужно

Скорее всего, доклад BIS – это следующий шаг в попытке унификации CBDC за счет общих рамочных рекомендаций. Конечно, BIS никого ни в чем не ограничивает, но вводит некие общие понятия и цели. В общем, готовят почву под массовое внедрение CBDC без ущерба для экономики. Почему? Да потому что, с одной стороны, у нас есть единое экономическое пространство, а с другой, - именно центробанки отдельных стран будут реализовывать проекты на практике. Без массовой стандартизации централизованно проводить межбанковские расчеты (и не только) может быть затруднительно.

Почему речь идет об условном противостоянии BTC и европейского регулятора? Понятно, что концептуально CBDC - это не то же самое, что криптовалюта в своем классическом виде. Цифровая валюта от ЦБ централизована, тогда как платежная система биткоин (и многие другие альткоины) децентрализована. Контролировать денежные потоки в крипте значительно сложнее, а некоторые монеты еще и достаточно анонимны. С чем ранее финрегулятор принял решение бороться посредством MiCA и нововведениями в законодательстве. В числе всяких палок в колеса свободному рынку власти хотят обязать криптобиржи предоставлять личные данные клиентов, включая информацию о транзакциях.

Короче, пока план достаточно прост. Шаг 1: зарегулировать крипторынок. Шаг 2: массово внедрить CBDC. Шаг 3: получить ту же монопольную государственную валюту, подверженную инфляции, коей мы всегда и пользовались, только эксплуатирующую технологии из классической крипты. А нужно это для усиления контроля за содержимым кошельков обычных граждан. Profit.

Серьезно, не стоит забывать, что это валюта, эмиссия которой ничем не ограничена и транзакции которой полностью подконтрольны (а при грамотной реализации CBDC будет невозможно/достаточно сложно подделать). Яркий пример того, что технологии, пришедшие к нам со стороны свободного рынка (а если точнее, то еще и от ранних шифропанков и криптоанархистов - людей, которые не являлись большими поклонниками широких полномочий правительств и вмешательства в их частную жизнь), могут успешно использоваться для завинчивания гаек и в угоду большому брату.

Примеры CBDC

В настоящее время многие государства уже активно вовлечены в процесс разработки CBDC. И речь не только о Евросоюзе. Например, в Южной Корее с конца 2021 года вовсю начали тестировать данный вид денежных средств. На первом этапе в эксперименте участвовали только некоторые фирмы. Во второй половине 2022 года Банк Кореи (BOK) хочет опробовать технологию и на банках. При этом окончательного решения о том, будет ли внедрена цифровая вона, нет. Прежде чем применить CBDC на практике, его необходимо сделать устойчивым к кибератакам. Кроме того, необходимо социальное одобрение.

Подобно Южной Корее, в Иране также начинают пилотный проект с цифровым риалом. Старт эксперимента запланирован на начало сентября. Первоначально он охватит только один регион, в дальнейшем распространится по всей стране. На стартовом этапе CBDC в Иране будет проверять на банках. О том, будет ли в дальнейшем внедряться данная технология для населения, пока информации нет.

Само собой, разработки CBDC ведутся и в США. Правда, в этом вопросе Америка не на передовых позициях. Все потому, что для них это не более чем средство остаться на тех же передовых позициях, что и сейчас. Глава ФРС Пауэлл по этому поводу сказал достаточно четко: «Американский CBDC может потенциально помочь удержать международные позиции доллару». В целом окончательной картины относительно технологии в Штатах пока не сложилось. Из последнего, что можно отметить, - отчет, выпущенный ФРС: «Деньги и платежи: американский доллар в эпоху цифровой трансформации». В нем отражено то, как может выглядеть будущее после нововведений (но это не точно).

В Европе нет единого подхода к решению проблемы цифровых валют центральных банков. Например, Джон Канлифф, заместитель председателя Банка Англии, предположил, что цифровой фунт будет запущен в обращение. Тем не менее это будет нечто типа надстройки к банковскому счету, а не отдельный розничный инструмент как таковой.

Во Франции полным ходом идет внедрение цифровой валюты. Первые тесты CBDC там начались еще в 2020 году. При этом французские законодатели считают, что выпуск таких активов не может исключать участие коммерческих банков, которым стоит доверять.

Интересна позиция Дании. Это одна из немногих стран ЕС, где не используется евро. Там в обращении датские кроны. Так вот, в недавнем докладе Национальный банк Дании проинформировал, что у них и без CBDC только чуть больше 10 % платежей нецифровые. Во многом предпочтение кешу объясняется тем, что люди хотят остаться инкогнито. Пока что в Дании не определились с дальнейшей судьбой местной цифровой валюты центрального банка. Скандинавы полагают, что многое будет зависеть от введения CBDC в Евросоюзе, а также от реакции населения на этот шаг.

Есть и еще куча примеров. Например, в Китае уже более 140 млн человек имеют кошельки для цифровых юаней. К концу 2022 года собираются конкретно проработать программу цифровой иены в Японии. Не лыком шит и российский цифровой рубль.

В целом можно сделать несколько обобщений:

- во-первых, пока еще CBDC не доведен до ума;

- во-вторых, CBDC – не крипта, как кто-то пытается ее представить. Это централизованный инструмент. Криптовалюта, на секундочку, задумывалась децентрализованной (не говоря уже про анонимность, ограничение эмиссии и т.п.);

- в-третьих, все страны уповают на развитие CBDC в первую очередь через банки. Кто-то рассматривает в будущем перенос цифровых валют на население, а кто-то и нет;

- в-четвертых, возможно, что CBDC станет полезным инструментом для стран, находящихся под санкциями. Не секрет, что Россия и Иран отключены от SWIFT. В свою очередь цифровые валюты центральных банков могут послужить обходным маневром.

88
1 комментарий

С точки зрения государственных органов, вполне здравая идея. Вроде что-то типа крипты, а не совсем.

1
Ответить