Как масштабировать бизнес с помощью франшизы?

У вас успешный и стабильный бизнес, но не покидает ощущение, что чего-то не хватает? Возможно, размеренного и тщательно спланированного расширения сети, наращивания прибылей, ведь риск - одна из основополагающих черт предпринимательской деятельности! Итак, решение принято – масштабирование бизнеса.

  • В каких случаях бизнес целесообразно масштабировать с помощью франшизы?
  • Что непременно должно в нее входить?
  • Примеры успешных франшиз.
  • Классические ошибки при "упаковке франшизы".
Как масштабировать бизнес с помощью франшизы?

Масштабирование бизнеса можно провести различными методами. Среди них выделяют экстенсивные (открытие филиалов, франшиза…) и интенсивные (увеличение производственных мощностей, использование современных технологий…). В данной статье мы рассмотрим основные нюансы масштабирования бизнеса через франшизу, примеры удачного франчайзинга, а также классические ошибки при «упаковке» франшизы.

В каких случаях бизнес целесообразно масштабировать с помощью франшизы?

Бытует мнение, что франшиза – это в первую очередь тиражирование успешного бизнеса. В таком случае основными предпосылками к такому масштабированию бизнеса (в т.ч. франчайзингу), являются стабильная прибыль, узнаваемость бренда и рост спроса на продукцию или услуги.

Перед продажей франшизы предприниматель должен убедиться, что его первое предприятие окупается. По сути, франчайзи приобретает у него готовую «бизнес-модель» с четко описанными стандартами предоставления услуг (от дизайна логотипов и вывесок до закупок сырья и технологий производства). Логично, что никто не захочет иметь дело с убыточной или рискованной моделью бизнеса. Следовательно, перед формированием предложения о покупке франшизы, бизнес в первую очередь должен пройти проверку временем. Вторым не менее важным фактором является узнаваемость бренда. Покупка франшизы для франчайзи должна выглядеть выгоднее, чем открытие собственного бизнеса. Хорошая репутация и высокая популярность бренда обеспечат франчайзи поток клиентов в первые же дни после открытия. Такая бизнес-модель надежнее, проще и окупается значительно быстрее, нежели открытие нового филиала. Если же бренд недостаточно узнаваем хотя бы на локальном уровне (например, даже в рамках крупного населенного пункта), на его франшизу попросту не будет спроса.

Безусловно, вышеизложенные факторы значительно облегчат процесс «упаковки» и продажи франшизы, выставив ее в выгодном свете перед франчайзи. Однако не стоит забывать, что даже для «увядающего» бизнеса франчайзинг может стать спасением при грамотной «упаковке».

Как масштабировать бизнес с помощью франшизы?

Подытожим: масштабирование бизнеса посредством франшизы имеет ряд преимуществ как для франчайзера, так и для франчайзи. Для первого это возможность получения крупной прибыли при минимальных рисках, для другого – относительно надежный и быстрый старт собственного дела. Рассматривая интересы обеих сторон, мы видим, что ключевым моментом франчайзинга является именно «упаковка» франшизы.

Что непременно должно в нее входить?

Как мы уже отмечали, франшиза представляет собой готовый бизнес-план, благодаря которому франчайзер может предложить франчайзи выгодные условия и стратегию для старта бизнеса. «Упаковка» франшизы включает в себя описание ряда бизнес-процессов, которые можно разделить по нескольким аспектам:

Как масштабировать бизнес с помощью франшизы?

Особое внимание следует уделить юридической стороне «упаковки» франшизы. Франчайзинг в России фактически не имеет юридического обоснования, поэтому правильное изложение обязанностей франчайзи и закрепление каждого из стандартов обслуживания в документации позволит избежать рисков и удара по репутации компании.

Примеры успешных франшиз.

Перед масштабированием собственного бизнеса посредством франшизы, стоит обратить внимание на опыт компаний, успешно прошедших данный путь. Приведем лишь некоторые примеры.

Компания «Гемотест» является лидером в области медицинского франчайзинга в России, уже два года входя в тройку самых продаваемых франшиз согласно рейтингу РБК. По состоянию на 2021 год компания имела 950 собственных и более 750 франчайзинговых предприятий в России, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Стремительное развитие компании началось в 2010 году, спустя 8 лет после открытия первого центра, когда она начала расширяться посредством франчайзинга. Что способствовало подобному успеху? Прежде всего, грамотный выбор ниши на рынке и учет психологии жителей постсоветского пространства, склонных к недоверию к государственным медицинским учреждениям. Медицинские услуги будут востребованы всегда, однако частные клиники (несмотря на платный характер услуг) обладают рядом преимуществ: качество обслуживания, оперативность проведения осмотров и процедур, широкий спектр услуг и т.д. Особую востребованность «Гемотест» получил на фоне пандемии Covid-19, достигшей пика в 2020 году, когда миллионы граждан на регулярной основе обращались в центры компании для тестирования.

Однако успех франшизы определяется не только правильным выбором ниши. Так, «Додо Пицца» появилась в весьма конкурентной среде сферы общепита. Кроме того, к 2011 году (когда открылся первый ресторан) на отечественном рынке уже вовсю доминировали франшизы иностранного фаст-фуда. В случае с пиццей это, прежде всего, «Papa John’s» и «Domino’s Pizza». Основатель компании, Федор Овчинников, обладал опытом ведения бизнеса – его первым проектом была сеть книжных магазинов в Сыктывкаре и близлежащих регионах. Ключом к успеху стала креативность – в то время, как вышеперечисленные компании продавали продукт только в самих заведениях, «Додо Пицца» начала осуществлять доставку пиццы ресторанного качества на дом, а развитие проекта во всех подробностях освещалось в личном блоге основателя. Сам владелец сети выделяет несколько «фишек», которые, по его мнению, определили успех «Додо Пиццы»:

  • Фирменный рецепт.
  • Удобство доставки.
  • Создание собственного софта для работы компании.
  • Привлечение вкладов частных инвесторов.
  • Полная открытость и освещение работы компании для привлечения франчайзи.

Классические ошибки при "упаковке франшизы".

Однако далеко не все франшизы представляют собой историю успеха.

Так, один из самых известных и старейших английских универмагов одежды «Debenhams» не смог прижиться в России. Существуя более 200 лет с более чем 130 универмагами в Британии и Ирландии, а также рядом точек в 15 странах мира, «Debenhams» планировал запустить франшизу в России и открыть к 2011 году 25 универмагов в столице и регионах. Однако все пошло не по плану уже после открытия первого из них. По заявлениям франчайзи, представители «Debenhams» настаивали на открытии первого магазина в весьма невыгодном месте – аренда помещения на Красной Пресне обходилась слишком дорого, поблизости не было парковочных мест, а пешеходная проходимость оставляла желать лучшего. По итогам, бюджет, выделяемый на открытие новых точек, уходил на погашение убытков первого универмага. Однако в данной ситуации эксперты сошлись на мнении о том, что неудача мирового бренда зависела именно от компетенции российских партнеров – рекламная поддержка сети фактически отсутствовала, а одномоментное открытие 2-3 универмагов вместо одного могло повысить узнаваемость бренда и закрепить его на рынке.

Даже такие гиганты, как «Х5 Group», имеют негативный опыт открытия магазинов по франшизе. В данной ситуации ключевой ошибкой стало отсутствие пристального контроля франчайзера над соблюдением стандартов со стороны франчайзи. Ввиду отсутствия опыта предпринимательской деятельности, партнер в целях сокращения списаний сократил ассортимент продукции в магазине. Итог – пустеющие прилавки и резкий отток посетителей, а также необходимость возвращать их лояльность при помощи промо- и маркетинговых акций.

Наиболее распространенные ошибки при «упаковке» франшиз:

  • Слабая, неубедительная «упаковка» франшизы. Потенциальный франчайзи не привлечен, не поверил в работоспособность вашей бизнес-модели.
  • Ранний старт. Компания недостаточно узнаваема для масштабирования.
  • Отсутствие готовности к издержкам. Продажа франшизы – это не только прибыль в форме паушального взноса и роялти. Данный процесс сопряжен с финансовыми и временными издержками.
  • Выбор ненадежного франчайзи. Человек без предпринимательского опыта или открывающий предприятие на средства, полученные путем займа и рассчитывающий на окупаемость в сверхкороткие сроки.
  • Недостаточная проработанность юридической базы франшизы. Франчайзи может использовать интеллектуальную собственность для создания предприятия-конкурента или оказывать некачественные услуги, вредя репутации бренда.
  • Отсутствие контроля за соблюдением стандартов компании.
33
2 комментария

Я уж ожидал пресловутый "макдональдс" в примерах (или как там его нынче величают). Интересные кейсы. Ну, гемотест понятно на короне раскрутился ого-го как.
Из минусов - презентаций франшиз, не совсем понятно как покупатель вообще это видит.

1
Ответить

Сергей, спасибо за ваш комментарий!
Не совсем понятно, что вы имели в виду в минусах - отсутствие презентаций?

Ответить