Я email-маркетолог, и я ненавижу почтовые рассылки
Всем привет.
Я занимаюсь email-маркетингом больше трех лет. За это время получал разные отзывы, например, гневные отписки в духе: «Вы задолбали со своим спамом, идите на...». Были рассылки, которые подписчики рекомендовали и считали полезными.
А какая у меня реакция на письма в моем почтовом ящике? Какие рассылки интересно читать даже прожженному маркетологу? В этой статье я попробую понять — что же я люблю и ненавижу в почтовых рассылках, чтобы стать самому чуточку лучше. Ведь если что-то не нравится мне, зачем этим мучить людей?
Я не люблю
Автоматические рекомендации
За мной должны не просто постоянно следить, но и постоянно анализировать мои запросы, действия, и все время учиться, идеально подстраиваясь под меня. Мне кажется, что скандалы с утечкой данных в Facebook, и разговоры про важность конфиденциальности — отдаляют все это многообразие волшебных релевантных предложений.
В итоге мы получаем подобные схемы: «он смотрел больше пяти секунд этот товар, значит предлагаем еще три из этой же категории».
Lamoda, кажется, я вас раскусил
Про то, что не нравится в рассылке Lamoda, я могу говорить долго.
Показываю что не так:
Сама идея неплохая: как будто мне подсказывает стилист Lamoda, которому я и не прочь довериться. Но мне подставляется всегда абсолютно однотипный товар, из-за чего кажется все одним и тем же. Часто бывают реальные повторы.
Товар явно ограничен — он подставляется не со всего сайта, а из отдельной выборки. И товар не самый прикольный, который мне могла бы предлагать Lamoda, а уж тем более под заголовком «Стилисты рекомендуют». Поэтому у меня создается ощущение: через этот блок сливают неликвид.
Почему повторяются товары, я примерно понимаю — сам запускал аналогичные блоки в письмах. Но, пожалуйста, сделайте так, чтобы не было постоянных повторов — увеличьте количество товаров в выборке.
Кто и как использует
Я не смог увидеть у себя в ленте очевидной автоматической подстановки товаров. Только «Литрес» вызывает вопросы из-за ужасной верстки. А остальные делают это либо изящно и искусно, либо используют механику в отдельных кампаниях, которые мне на глаза не попались. Если знаете примеры — пишите в комментариях.
На прежней работе мы автоматически подставляли топовые позиции новичкам, когда его интерес к товару ещё не определился. И в некоторых триггерах стоял дополнительный блок с рандомными товарами из специальной выборки. И да, поначалу были повторы, но мы исправили эту фигню.
Бессмысленную частоту...
... и беспощадную. Хотя сам факт частоты меня не бесит. Если это оправдано, то окей. Рассылку от информационных изданий я получаю несколько раз в день, и мне нравится. Рассылку от Lamoda я получал тоже несколько раз в день. Потом не выдержал и попрощался с ней. И не вспоминаю.
У меня есть пару гипотез про количество отправляемых писем этим брендом. Может, и вы грешите этим же?
- Lamoda автоматически создает несколько писем в день с минимальным участием маркетолога и рассылает разным сегментам. А я, вероятно, нахожусь одновременно в нескольких, и у них не работает взаимоисключение пользователей.
- Настроен автоматический контроль частоты рассылок: кто чаще читает письма, тот чаще получает. И наоборот.
- Настроена цепочка: больше новичку до первой покупки. А дальше — меньше писем с более четким релевантным предложением. Но что-то я сомневаюсь в этом.
- Последний пункт самый страшный: Lamoda реально думает, что чем чаще, тем лучше.
И тут встает вопрос к последнему пункту: «А что если это норм?». Было бы круто узнать показатели доставляемости, спама, открываемости и конверсии в заказ. Кто-то может знает про Lamoda больше, чем я? Пишите в комментариях.
Сколько подобных писем я получаю в неделю
Магазины одежды:
- O'stin — 2-5;
- Brandshop — 3-4;
- Gucci — 2;
- Nike — 2-3;
- Mango, Violeta by Mango, Mango kids — 3-6.
Информационные издания:
- «Тинькофф-журнал» — 2-3;
- «Рамблер/новости» — 14;
- «Вечерняя Медуза» — 7;
- The Bell: 10;
- The Guardian: 12.
Фотографии без контента
Видимо, есть отдельное направление в продвижении одежды, которое ограничивается показом крупных фотографий. Но мне кажется, что такой подход появился не от хорошей жизни, а от плохого воспитания. Или недостатка времени, сил, рук или идей для реально крутого контента.
Все фото красивых девушек на полном скрине здесь.
Да, я хочу видеть лукбук вашей новой коллекции, но может вы расскажете про нее? Я же могу вообще о вас ничего не знать. Так на Massimo Dutti подписался два месяц назад. Ничего про марку, историю мне так и не рассказали.
Вся фотосессия красавчика на полном скрине здесь.
Чьи письма похожи на фотоальбом
Отдельно выделяю Oysho, Mango, Zara. Еще этим грешат Massimo Dutti, alice + olivia by stacey bendet, Anthropologie.
Товарные подборки и ничего больше
Смотреть просто подборку товаров мне скучно, ведь я мог посмотреть ее на вашем сайте или в других магазинах. Но я не знаю тонкостей даже о простых, знакомых вещах. Было бы круто открыть письмо и узнать что-то новое для себя. Что мне кажется интересным дополнением к товарным подборкам:
- Ответы на вопросы: как пользоваться, как сделать так, чтобы вещь служила дольше, как стирать, с чем сочетать.
- Информация об улучшениях в сравнении с прошлой версией продукта. Почему мне должно быть удобнее в этот раз?
- История создания, цели, мотивы, чем вдохновлялись. Когда узнаю историю продукта, начинаю относится к нему теплее, да и запоминается лучше.
- Прикольчики. Ага. Только с ними крайне сложно. Оригинально делает PichShop. Oh, my круто пишет. Больше в памяти ничего и не всплывает сразу.
- Полноценный обзор. Особенно если на сайте лишь стандартные seo-описания и характеристики. Я такой подход применяю в категориях, где продукт сложный, или где товары обязательно изучают и сравнивают перед покупкой. Например, фрезеровочный станок или детская коляска.
- Если вы поделитесь со мной чем то крутым и полезным — будет замечательно. Если вы продаете сотовые телефоны, расскажите про последние технологии, покажите обзоры устройств. Не бойтесь уводить меня не на свой сайт. Я все равно вернусь к вам, потому что именно вы даете мне этот контент.
У кого не только продуктовые подборки
Издательство МИФ, PichShop, «Связной», Lada (да, которые машины делают), OneTwoTrip, TripAdvisor, Оh, my. Безусловно есть еще ребята. Но в этом списке те, кого я просто помню.
Давайте станем ближе. Через рассылку можно выстроить отношения.
Если цель — деньги, а не отношения
Этот пункт несколько объединяет другие: отсутствие заботы, контента, неоправданная частота, повсеместная автоматизация и никакой оригинальности. Цель у всего этого простая и понятная: нужны продажи через рассылку. Ну а кому они не нужны?
К этому же я отношу бесконечные скидки и акции. Не нужно пытаться купить меня низкой ценой. Я готов нормально платить за хорошие продукты.
Сюда же ложь во всех ее проявлениях. Если говорите мне про суперакцию, но в ней подборка неликвида — вы меня обманули. Если в теме письма одно, а в письме другое — вы меня обманули. И так далее.
Почтовая рассылка — один из немногих каналов, через который можно выстроить реальные отношения с людьми. Я могу ждать и любить вашу рассылку, даже не являясь клиентом, или вообще не попадая под целевую аудиторию бренда. Но именно вас я буду рекомендовать, приводя реальных клиентов. Или сам стану им позже.
Будьте честны, сделайте частью работы простую человечность, добавьте пользы. Я не прошу избавить меня от рекламы вашего продукта. Просто делайте с душой и помогайте мне вам поверить.
Что я люблю
Когда делают уникальный контент
Расскажу про две похожие рассылки: первая от издательства МИФ, другая от книжного интернет-магазина «Литрес». Они присылают мне письма с рассказом про конкретную книгу. И пока одно письмо закрываю, в другое вчитываюсь и ловлю себя на мысли, что хочу купить эту книгу.
Почему «Литрес» это фиаско
Читаю в теме про книгу Хемингуэя — ожидаю увидеть что-то про Эрнеста. Но я увидел ужасное стандартное описание, которое к тому же дублируется. И к смысловому блоку про Эрнеста добавили совершенно другую книгу. Признаюсь, я не сразу сообразил, что это другого автора. Думал, что произведение в двух частях.
Полный скрин здесь.
Почему МИФ выигрывает мое внимание
Помимо отсутствия минусов выше (ребята из «Литреса», посмотрите, как правильно продвигать похожие книги в рассылке от МИФа) есть одна важная вещь — их письмо самодостаточно. И это вышка.
Обычно почтовая рассылка — точка входа для покупателя, как и другая реклама. Ребята из МИФа сделали продукт, где еще до перехода на сайт, я могу принять решение — буду экономить на обедах следующую неделю или эта книга мне не интересна. Мне не нужно переходить на сайт, чтобы узнать о ней подробнее. Мне все рассказали в письме, главное, я получил удовольствия больше, чем просто прочел бы стандартное описание на их сайте. Спасибо, ребята из МИФа.
Полный скрин здесь.
Еще примеры
«Медиазона» круто пишет дайджест со статьями. «Тинькофф-журнал» всегда интересно пишет об актуальном. OneTwoTrip предлагает подборки мероприятий, полезную информацию про путешествия, а каждую пятницу присылает ребусы. От «Лаборатории Хеликс» приходит много полезной информации про здоровье.
Письмо с логином и паролем после регистрации
У меня много лет есть листочек с записанными паролями. Он помялся и половина логинов там от уже несуществующих сервисов. Но я по-прежнему усердно записываю, так как жизнь не предлагает мне об этом забыть.
История. Заказываю в подарок книгу в «Читай-городе». Чтобы купить, надо авторизоваться. Понимаю, что пароль не помню. Проверяю в своем листочке — не записал. Решаюсь проверить в почте. Нахожу письмо с запросом на смену пароля, откуда беру все нужное для личного кабинета. Захожу и оформляю заказ.
При этом я не могу найти письма от «Читай-города», отправленное при регистрации. Лишь это письмо с запросом о смене пароля.
Но ведь все очень просто: вместо пустых благодарственных речей в письме «Спасибо за регистрацию» надо добавлять блок с логином и паролем от личного кабинета. И на одного человека с потрепанным листочком станет меньше.
Кто так делает
Есть логин и пароль в письме регистрации: Kia, «Лаборатория Хеликс», Tickets.ru, Iqos, «Литрес», Ozon, «Островок», «1001 тур». По остальным не нашел у себя ничего. Но да, может попало в спам и кануло в лету.
В заключение
Понимаю, где-то давят планы, где-то давит руководство. Но есть примеры того, как любовь к клиенту совмещается с продажами, и обе стороны выигрывают. Так что можно стараться идти в этом направление.
Буду следить за вашими и своими письмами пристально, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.
Комментарий удалён модератором
Никогда не нажимал "Разрешить уведомления", всегда дал "Запретить". Вот теперь интересно, что там такого в мире "разрешения"? Но все-равно страшно "разрешить", потом не отвертешься.
я пушами давно занимаюсь) "Разрешить уведомления с этого сайта" в браузере – вы же о них?)
Почему они вас бесят?
уведомления о пушах вырубаются в браузере навсегда и везде, так же как и настраиваются фильтры в гмайле.
Эм, разве хранение паролей в не зашифрованном виде и рассылка их по почте не является критической уязвимостью?
У меня пароли более-менее похожи друг на друга и, однажды зарегистрировавшись на одном сайте и увидев свой логин-пароль в письме, пришлось менять пачку паролей на всех сервисах. Сайт отправил в черный список.
я вижу это так:
если это сайт, где я покупаю одежду или книги, или какой то другой обычный продукт / услугу, то ничего страшного в этом нет. Прислали пароль – мне удобно, всем хорошо. Взламывать мой аккаунт от сайта Ламода – как то мало смысла, мне кажется.
Но если это рабочий кабинет для запуска рекламных кампаний, то скорее лучше не стоит) Там, хотя бы, реально есть чего опасаться. И то, обсуждаемо)
С такой парольной "защитой" вас когда-нибудь взломают или хакнут. Очень болезненно, с потерей ценных данных и/или денег.