Стажироваться и путешествовать: советы опытных специалистов рекламного рынка начинающим

Опыт копирайтеров, продюсеров, аккаунт-менеджеров, арт-директоров и разработчиков от BBDO Moscow, Affect, Depot WPF, Zebra Hero и других агентств.

Копирайтерам и сценаристам

Как развиваться в агентстве копирайтеру? Много работать. Важно инвестировать: начать делать то, что требуется на следующей позиции, а потом говорить: «Смотрите, я это уже умею, и у меня получается».

Если вы младший копирайтер, начните целиком собирать презентации. Сначала в отведенное на работу время. Не получилось — пробуйте после работы. Вечер. Ночь. Потратьте хоть десять часов, чтобы хорошо сделать три слайда, которые вы потом вставите в презентацию. И так раз за разом.

Беритесь за любые задачи. Смонтировать поздравительный ролик? Отлично. Чем выстраивание кадров с запинающимися коллегами в единую историю — не сценарий? Перевести юридический договор с системой управления проектами? Кайф. Практикуете язык и общение с бэк-офисом. Написать статью про мужские укладки? Великолепно. Сможете потом шутить про шорт-бобы коллег. Это опыт и лояльность тех, кого вы выручили.

Если вы старший копирайтер и хотите развивать группу — всё по той же логике, но с элементами менеджмента. Вряд ли в агентстве кто-то будет против, если вы найдете себе стажера и сможете выстроить эффективное взаимодействие.

Вы можете контролировать, с какой скоростью набить те самые 10 тысяч часов.

Мария Чаклина, руководитель креативной группы агентства Affect

1. Узрите свои таланты и идите их развивать.

Если вы поняли, что любите креативить, рассказывать интересные истории, придумывать конкурсы на дни рождения друзей или что ваши «твиты» набирают большое количество «лайков» — идите учиться на копирайтера. С качественным образованием в креативе поможет «Икра», Wordshop, Mads и M-A-C-S.

2. Без связей сложно.

Учиться у реальных специалистов, а не теоретиков классно ещё и потому, что вы получаете реальные знакомства в рекламной сфере, понимаете, какие есть агентства и клиенты на рынке. Это отличный шанс проявить себя и привлечь внимание креативных директоров, которые у вас преподают. Возможно, они захотят взять вас на стажировку, а если повезет — сразу младшим специалистом.

3. «Забудьте то, чему вас учили в школе».

Моими первыми проектами после «Икры» были мазь от грибка стопы и овощные консервы. Нужно было за час накидать пять работающих промомеханик — искать глубинные инсайты было некогда.

Начинающим специалистам не дают с ходу крутые проекты на миллионы рублей — придётся засучить рукава и набить руку на «текучке». Большие проекты ещё придут.

4. Наблюдайте. Спрашивайте, но не тупите.

Наблюдайте и анализируйте, как работают более опытные креаторы и копирайтеры, берите на вооружение их подход к креативным штормам и решению задач. И учите матчасть. Обычно в агентствах есть «презентации-бенчмарки» — можно посмотреть, как выглядят идеальные презентации и идеи, попросите вам их показать. Задавать вопросы — это нормально, но внутренний фильтр тупости тоже надо включать.

5. Привносите что-то своё.

Первое время вы будете работать довольно шаблонно, но когда первый шок пройдёт и вы вольётесь в ритм, начинайте предлагать свои идеи. Это может быть какой-то звёздный слайд или нестандартная структура презентации.

Пришло время быть не просто «руками», а самостоятельной боевой единицей. Чем больше будете себя проявлять с правильными инициативами — тем быстрее избавитесь от приставки «младший».

Напоследок мудрость мудрецов — любите то, что делаете. Креатором быть здорово: мы создаем смыслы, идеи, постоянно находимся в поиске. Не потеряйте это ощущение за рутиной.

Анастасия Дунаева, руководитель креативной группы агентства Jami

Копирайтер — это человек с головой. И никак иначе. Кроме утреннего кофе на крыше придётся:

1. Формировать идеи и выбирать подходящие (если подходящие вообще будут).

2. Расписывать их и страстно презентовать.

3. Продюсировать процесс реализации своего креатива. У нас в агентстве именно так — креативным парам даётся максимальная свобода и ответственность за проект. Копирайтеры контролируют процессы на всех этапах. Спасибо нашим креативным директорам — это сделало нас самостоятельными.

Какие советы я дала бы себе «маленькой»?

1. Не делай креатив ради креатива. Коммуникацию всегда хочется сделать максимально элегантной, но в первую очередь она должна решать поставленную задачу. И ещё правильно выбирай инструменты: тест на «Медузе» пусть предложит кто-нибудь другой.

2. Пиши кратко и лаконично. Никто не любит воду — она размывает основное сообщение. Всё должно быть понятно в одном предложении.

3. Прислушивайся к коллегам, не спорь с ними. Команда видит твои идеи со стороны и оценивает их объективнее. Это те люди, которые подскажут, что на тебе майка наизнанку, а ты в зеркало глянуть забыл.

4. Живи легче и кайфуй.

Алина Мамутова, старший копирайтер агентства Marvelous

Почти все профессии коммуникационного бизнеса кросскатегорийные. Молодые люди выбирают специализацию, слушая зов сердца и примеряя свои навыки к будущей работе. Эта тяжелая социальная адаптация происходит во многих агентствах.

Причина — в стыке компетенций и академических образований в новой индустрии. У нас в стране хорошо готовят журналистов, экономистов, математиков и геологов, а прикладные рекламные специализации пока ещё не на потоке.

В других областях всё проще: человек, отучившийся на пилота, идёт работать пилотом. Будущий врач — врачом, а строитель — мастером или прорабом. Коммуникационная индустрия, не имея до сих пор крепкой образовательной базы, рекрутирует всех подряд. А дальше люди получают профессиональные навыки «в бою», тренируясь на клиентах. Это не хорошо и не плохо, это факт.

У крупных агентств есть возможность брать на работу прокачанных рекламных специалистов. Молодые студии — полигон для переделки бывших учителей, агрономов и офицеров МВД в копирайтеров, арт-директоров, digital-продюсеров и аккаунт-менеджеров. И здесь появляется множество историй чудесных превращений.

Стратегический директор Depot WPF Фара Кучкаров, ныне ультрамодный и авторитетный российский стратег, таковым был не всегда. Получив лингвистическое образование в Узбекистане, он сменил множество профессий на рекламном поприще, приближаясь к вершине эволюционной пирамиды. Был он и копирайтером.

Что требуется от нормального копирайтера?

Во-первых, хорошее базовое образование, лучше — лингвистическое. Знание языков открывает массу дверей и позволяет сократить процесс самообучения. Всё уже придумано и рассказано, только читай по-английски.

Во-вторых, настоящий рекламист должен быть социально активным, уметь слушать и видеть. Вокруг нас происходит множество событий, информационный поток генерит массу контента. Копирайтеру остаётся только структурировать входящую информацию и формулировать выводы.

Третье — талант, но это уже бонус-трек.

Ещё один пример из жизни лингвистов. Девушка Анна Луканина окончила Ивановский универ без особого желания потратить остаток жизни на обучение детишек английскому языку. Зато в коммуникационной индустрии, куда она пришла на позицию старшего аккаунт-менеджера, ей удалось многое.

Требования к номинанту на эпическую карьеру те же, что и выше. Английский язык, светлые мозги, способность впитывать новую информацию и делать выводы, социальная активность, толика таланта и трудолюбие. И ещё понимание того, что ты теперь в модной профессии, где нельзя быть нафталиновым мухомором, консерватором или религиозным аскетом.

Анна Луканина за 18 лет трудовой деятельности успела потрудиться и как клиентский менеджер, и как директор. Работала PR-специалистом, быстро поняв, как всё устроено. Руководила отделом нового бизнеса и была коммерческим директором агентства.

С позиции исполнительного директора Анна перешла в статус управляющего партнёра компании, параллельно избираясь президентом организации для дизайнеров EPDA и получая статусные российские и международные призы. Кто-то спросит — зачем? Кто её тянул? Админресурс, тайный покровитель, партийная работа?

Всё просто. Врачом или космонавтом нельзя стать, решив однажды утром не пойти на привычную работу операциониста в банк. А выдающимися копирайтерами, арт-директорами или стратегами люди становятся на раз-два. Нужно только захотеть и потратить пару лет на перерождение. Это реальный путь. У каждого сотого получается.

Алексей Андреев, управляющий партнёр брендингового агентства Depot WPF

Пока вы студент (особенно студент первых курсов), бесплатные стажировки — это крутая идея. В студенческие годы главная проблема — это не поиск места работы, а поиск того, что вас искренне заряжает. Человек может знать, что хочет в рекламу, но может сомневаться, куда именно: продюсирование, аккаунт-менеджмент, креатив.

У большинства студентов есть уникальный ресурс — время. Вы можете проверить себя в разных сферах и понять, что нравится, а что нет. Например, до того, как пройти конкурс на стажировку и попасть в креатив Zebra Hero, я успела постажироваться в журналистике, PR и SMM, поработать на полставки в спецпроектах Парка Горького и понять, что хоть это и интересно, но мне не подходит.

Я понимаю, что после университета мне бы уже пришлось решать «взрослые» проблемы вроде аренды жилья, и поэтому на бесплатные стажировки не было бы времени.

Главное — получать на стажировке задачи, напрямую связанные с профессией, и обратную связь. Нет ничего грустнее стажировки, когда большую часть дня вы сидите в соцсетях, и только изредка о вас вспоминают, чтобы поручить какую-то мелочь. Если с первого дня вас загрузили работой, подключили к реальному проекту, то вам повезло.

К началу четвёртого курса я прошла стажировку и стала сценаристом в Zebra Hero. Полдня я была на парах, остальное время в офисе. Было нервно, но интересно. Каждые пять-шесть месяцев у меня были «прогресс-чеки», на которых мы обсуждали результаты работы и ставили планы на следующие месяцы.

Мне кажется, что такие «прогресс-чеки» держат в тонусе, вы не буксуете подолгу на одном уровне. При идеальном раскладе с каждым этапом у вас появляется больше экспертизы и самостоятельности в принятии решений.

Реальные проекты — лучшая школа, но это не значит, что только ей можно ограничиться. Через пару месяцев после завершения университета я пошла на Wordshop, факультет концептинга. Начала участвовать в отборочных на конкурс Film Young Lions на «Каннском фестивале».

В этом году мы наконец поехали в «Канны» и выиграли бронзу. Главное, что даёт участие в подобных фестивалях, — это возможность оказаться в центре событий. За неделю фестиваля успеваешь посмотреть десятки разносторонних кейсов со всего мира, послушать спикеров из лучших агентств.

В итоге стажировки, рабочие проекты, учеба, фестивали, книги и фильмы складываются в ваш уникальный бэкграунд.

Эльнара Ялалтдинова, сценарист видеоагентства Zebra Hero

Аккаунт-менеджерам

Что самое важное нужно знать человеку, который хочет стать специалистом в сфере аккаунт-менеджмента? Это то, что социофобом быть не получится.

Я пришла в эту профессию несколько лет назад, и на первых порах всё казалось чертовски лёгким. Что сложного в том, чтобы коммуницировать с людьми, отслеживать проекты, смотреть YouTube (прямо на работе), выстраивать рабочие и даже дружеские взаимоотношения с клиентами, блогерами и командой? Ничего, нужно только быть внимательным и уметь разговаривать.

В какой-то момент этого становится недостаточно. Нагрузка увеличивается, нужно быть везде, знать каждую деталь проекта, расставлять задачи проектной команде и правильно распределять своё время. И вот ты уже в панике. Мне повезло — рядом были опытные специалисты, которые говорили: «Ксеня, всё норм, все нервничают, у тебя всё получится».

Первое время важно присутствие наставника, который объяснит простые вещи и поможет разложить их в голове. Ещё мне помогали книги по психологии, ведению переговоров и антидепрессанты.

Но иногда что-то выходит из под контроля. Например, взять работу с блогерами. Блогеры — стихийные люди. Если вы работаете с ними не по правовой форме, то играете в русскую рулетку. Блогер может снять ролик по собственному сценарию. Может потеряться в творческом порыве.

А у тебя дедлайн, и надо показывать результат клиенту. Тогда открываешь новые возможности красноречия.

На моей памяти таких ситуаций было немного. Со всеми авторами можно найти общий язык и сгладить практически любую ситуацию.

Ксения Роганова, старший аккаунт-менеджер компании BeGroup

Мне кажется, что на каком бы этапе своего развития ни находился аккаунт-менеджер, у него всё равно есть ключевые характеристики, которые делают его привлекательным в глазах работодателя и, как следствие, успешным в карьере.

О чём мечтает любой директор по клиентскому сервису? Он мечтает, чтобы менеджеру можно было спокойно отдать проект и больше за него не волноваться. Чтобы ты мог быть уверен, что дальше возможны только два сюжета:

1. Всё будет сдано в лучшем виде.

2. Если что-то не будет получаться, человек трезво оценит обстановку и вовремя поднимет условный «красный флаг» — придёт за советом.

Для того чтобы не возникало альтернативных сюжетов, а сбывались именно эти два, кандидат должен:

1. Уметь системно мыслить, чтобы понимать задачи клиента и процессы в агентстве и успешно с ними работать.

2. Быть находчивым и креативным, чтобы находить решения там, где системы и процессы не работают.

3. Быть способным нести ответственность за сроки и обещания.

4. Быть адекватным, чтобы трезво оценивать реальность (ох, как это сложно).

Существуют ли люди, которые могут сочетать в себе всё это? Это философская дискуссия, предлагаю остановиться на том, что можно к этому стремиться.

Аккаунт-менеджмент — это ремесло, поэтому учиться придётся на практике, на реальных проектах и у старших коллег. Но, безусловно, можно себе помогать тренингами и книжками.

Самыми полезными для меня были книги:

1. Западных передовиков индустрии, которые задают бенчмарк того, как оно должно быть (“Truth, Lies and Advertising: The Art of Account Planning”; “Hey, Whipple, Squeeze This: The Classic Guide to Creating Great Ads”; “Perfect Pitch: The Art of Selling Ideas and Winning New Business”).

2. По навыкам переговоров: (“Difficult Conversations: How to Discuss What Matters Most”; “The Charisma Myth: How Anyone Can Master the Art and Science of Personal Magnetism”).

А ещё полезно, когда «профподготовкой» занимается работодатель. Например, в BBDO Group есть проект BBDO College, когда эксперты группы делятся своей мудростью с молодыми менеджерами. Я сама была в первых наборах и помню, как это пробирает и прокачивает, когда ты получаешь экспертизу из первых рук в концентрированном виде.

На правах кармического возврата сейчас я сама с коллегой курирую похожий проект, но уже для студентов, которые задумываются о карьере в рекламе, — BBDO School. Будем там искать обладателей тех самых четырёх пунктов, перечисленных выше. Я только что призналась, что верю в возможность такого сочетания.

Кристина Крушинская, директор по клиентскому сервису креативного агентства BBDO Moscow

PR-специалистам

Маркетинг и PR в агентствах и digital-компаниях — относительно молодое направление. Ещё пару лет назад ставка делалась на отделы нового бизнеса, а сейчас клиентам важно «погуглить экспертность»: посмотреть кейсы, проверить места в рейтингах, почитать публикации. Агентские маркетологи должны уметь и отвечать за все внешние и внутренние коммуникации компании.

Важны сообразительность, изобретательность и быстрая реакция. Например, на мероприятии что-то наверняка пойдёт не так. Важно быть готовым, уметь сориентироваться и нивелировать негативные последствия.

Моё развитие началось с удачного выбора университета и образовательной программы — департамент интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ. За четыре года я научилась создавать коммуникационную стратегию, писать пресс-релизы и презентовать клиентские проекты. Мои однокурсники могут поспорить, но учеба в альма-матер — 70% будущего успеха. Ещё 30% – стажировки и работа с первого курса.

У меня не было наставника, были только крутые руководители, которые задавали направление развития. Остальное на практике, а тут как у Бренсона — бери и делай. Не получается опубликовать статью? Переписывай или пробуй другое издание. Не получается развить Facebook-сообщество? Штудируй статьи и мануалы по SMM, следи за статистикой.

Рынок тоже лучше изучать на практике. Помогают ежедневный мониторинг СМИ, составление рассылок и дайджестов новостей для сотрудников. А лучший способ заново научиться писать — читать рассылки «Главреда» и сделать «Пиши, сокращай» настольной книгой.

Элина Чернышова, менеджер по digital-маркетингу и PR компании BeGroup

Начинать карьерный путь лучше всего ещё во время учёбы в университете. Я советую не ждать сакрального момента, когда вы получите диплом и выйдете на рынок труда без опыта, но зато с увесистым чемоданом теоретических знаний в области PR.

Безусловно, в нашей профессии теория необходима и важна, но только применяя её на практике, можно найти баланс между реальностью и идеальным «розовым» миром. Поэтому стажировки будут полезны начинающим специалистам. Они помогут «прощупать», какое направление вам нравится больше всего, более реалистично начать смотреть на свои сильные и слабые стороны, определять зоны роста.

Независимо от того, хотите вы работать «инхаус» или грезите об агентской карьере, начинать советую в коммуникационном агентстве, как сделала я в своё время. Это лучшая школа, где вы стремительно научитесь всему, шаг за шагом изучая и тут же используя все инструменты коммуникации на практике под руководством опытных наставников.

Ещё одно преимущество — в агентстве не получится «застрять» на чём-то одном, например, заниматься только СМИ или блогерами. Вы будете работать одновременно и с медиа, и с соцсетями, и с текстами, а заодно научитесь организовывать мероприятия и писать PR-стратегии. Чем больше компетенций вы получите в первые пять лет карьеры — тем проще будет дальше её строить.

На мой взгляд, самые важные навыки для PR-специалиста, которые необходимо развивать, это:

1. Умение грамотно, чётко и интересно писать.

2. Общаться с людьми и договариваться с ними.

3. Навык анализировать информацию и мыслить стратегически.

4. Желание и умение брать на себя ответственность, особенно в критических ситуациях.

Начинать нужно с азов — с media relations или копирайтинга. Ни один пиарщик не может считать себя профессионалом, если не умеет разговаривать с журналистам на одном языке и не может чётко выразить мысли в письменной форме.

Как правило, с этого и начинается карьера в агентстве — бесконечные «фоллоу-апы», пресс-релизы и новости, поиск подходящих инфоповодов. Но это база, и дальше — интереснее и сложнее.

Чтобы вырасти до PR-директора, нужно уметь самому превосходно общаться со СМИ и писать (знать базу), чтобы передавать эти знания подчинённым. Но при этом быть не только тактиком, но и стратегом — понимать, как устроены коммуникации и как с ними работать. Именно стратегическое мышление и комплексный подход отличают начинающего специалиста от профессионала.

Ещё одна прекрасная возможность для развития — новый бизнес. Участие в тендерах расширяет кругозор, учит мыслить стратегически, творчески и одновременно решать конкретные задачи существующими инструментами, соотносить реальность и креатив, чтобы получить оригинальное, но работающее решение.

Для развития также важно следить за кейсами индустрии, всегда интересоваться, что происходит на нашем рынке и за рубежом, следить за трендами и отлично разбираться в повестке дня, посещать отраслевые мероприятия, где коллеги по цеху делятся опытом. Широкий кругозор и неподдельный интерес к жизни дадут контекст, который позволит предлагать интересные идеи и реализовывать их на практике.

София Савельева,

аккаунт-директор PR и SM агентства Mint (BBDO Group)

Разработчикам

У нас в компании нет фронтенд-разработчиков, есть креативные разработчики. Разница в том, что креативный не просто решает задачи, а находит новые способы их решения, двигается за пределы готового набора задач и создаёт нечто уникальное.

Если человек хочет стать просто фронтендом, он в первую очередь учит основы вёрстки и программирования, язык JS. Это даёт необходимый минимум для создания сайтов. Как для того, чтобы водить такси, надо сначала получить права.

Чтобы стать хорошим специалистом, мало знать минимума. Надо не переставая обучаться и делать это самостоятельно, уметь находить информацию, гореть своим делом и искренне хотеть делать круто. В креативной разработке ты не сможешь изучить необходимую базу, встать на конвейер и работать всю жизнь.

Можете проверить себя: напишите падающий снег на Canvas без конкретики, как сами захотите. Если захотелось списать с готового или сделать «лишь бы работало» — вы слились. Если сидели часами, перечитали много статей, переделывали, добиваясь лучшего эффекта — вы молодец.

Как вырастить такого специалиста внутри агентства: дайте разработчику самостоятельный, но не горящий проект. Не обучайте тому, как конкретно он должен работать: дайте свободу выбора подходов и инструментов. Разрешайте задавать вопросы у старших (20%), но поощряйте самостоятельный поиск ответов (60%) и подсказывайте смотреть код хороших сайтов (20%).

Могу посоветовать читать Learn JS начинающим, а опытные найдут всё сами. Я всегда ищу что-то вроде “glsl smoothstep bug” и читаю статьи, как решить вопрос, пока не найду ответ. Ведь в этом и суть — умение быстро находить информацию.

Хороший разработчик не тот, кто много знает, а тот, кто быстро учится.

Денис Сафонов, креативный разработчик агентства Red Collar

Я занимаюсь фронтендом — делаю из плоских картинок сайты. Когда я пришёл в Pinkman, у меня было больше желания, чем опыта. До этого я три года сидел на фрилансе и решал много простых задач, но я не знал, как надо работать.

Меня взяли разработчиком или, как некоторые говорят, верстальщиком. Сейчас я тимлид. Чтобы было понятнее — я пришёл рядовым, стал командующим взводом.

Сначала я думал пойти в крупную компанию, но тогда моих знаний не хватило. Я ломился на должности матёрых спецов, хоть объективно и не обладал нужным знаниями. Важно понимать, куда тебе надо двигаться — если тебе отказали, для этого есть причины. Можно было пойти туда же на должность попроще или идти сейчас с наработанными навыками и портфолио, но у сравнительно небольшой компании есть свои нюансы.

Например, больше свободы при большей ответственности. Всегда есть место творчеству — когда за тебя не решают, какими инструментами пользоваться. И тебе дают какую-нибудь «крутую дичь» — необычную и интересную задачу.

В больших компаниях чересчур много формализма. Ты можешь общаться с человеком две недели по почте, ни разу не встретившись, потому что он 20 этажей над тобой. Это неинтересно, мне нравится кураж, атмосфера постоянного экшена и взаимодействие с дизайнерами. Есть два мира, их почему-то всегда противопоставляют: разработчики и дизайнеры. Здесь не так, и для меня это преимущество.

Не боюсь показаться банальным, но чтобы развиваться, надо любить своё дело, много работать и не забывать про спорт, чтобы не сойти с ума от умственной нагрузки.

Виталий Богданов, старший разработчик агентства Pinkman

Арт-директорам и дизайнерам

Кто ты такой?

Описание вакансии арт-директора почти всегда сильно зависит от агентства, которое его ищет. Всё потому, что единого стандарта профессии нет. Такой дисциплине не обучают в высшем учебном заведении, да и теория здесь мало кому может быть полезна.

Человек должен пройти путь от дизайнера, сам обрести на практике все навыки. По-моему, хороший арт-директор — это тот, кто открыт новому, окружающим, проектам разного характера. Тот, кто принимает слабые и сильные стороны коллег, готов раскрывать талант и, главное, делиться опытом.

Арт-директор должен обладать экспертизой в том, как объединить слово и картинку, и донести идею до потребителя в едином макете или другом продукте.

Что тебе нужно?

Пройти путь с нуля, набраться опыта в разных сферах. Не зазнаться при этом, а продолжать развиваться.

Бытует мнение, что дизайнеры часто интроверты. Даже если это так, выходите из зоны комфорта и заводите друзей, обменивайтесь опытом. Будьте на виду, но не словом, а делом. Покажите себя с лучшей стороны. Всегда. Двигайтесь.

А как ты?

В рекламную сферу я попал, как и многие, совершенно случайно, много лет назад. Но с самого первого момента я понял, что ничто, кроме как работа, работа и ещё раз работа не научат меня быть хорошим сначала дизайнером, а потом и арт-директором. По прошествии времени, работая в абсолютно разных агентствах и сферах рекламы, от сетевых до маленьких бутиковых, где и тружусь сейчас, я осознал, что у меня есть талант думать наперёд в разработке проектов почти любой сложности. И это помогает мне в работе.

За свой длинный творческий путь я сам создавал идеи, сам их реализовывал, работал в паре с креаторами, курировал младших коллег и старался их вдохновлять, помогал креативным директорам разработать сильный визуальный комплексный подход к продаже идей клиенту.

Был я и сам креативным директором, но понял, что только прямой контакт с производством поможет мне выложиться на все 100% и получить продукт, которым можно гордиться.

Хочу отметить главное — я всегда работаю в первую очередь с людьми, а не редакторами, программами и приложениями. В этом и есть сила хорошего арт-директора.

Евгений Шах

, арт-директор агентства Jami

В компанию я пришла младшим дизайнером и ничего не умела. У меня есть высшее образование, там даже написано «графический дизайнер», но когда училась, мне это было не особо интересно, и я занималась другими вещами. Потом я поняла, что веб-дизайн — моя сфера, я хочу в ней развиваться, но после университета у меня не хватало знаний.

Я пошла на курсы, почитала несколько книг, посмотрела видео и осознала, что так далеко не уедешь. Каким бы ты ни был упорным, знания устаревают быстрее. В веб-дизайне всё меняется на суперскоростях. Расти в хорошей в компании — значит идти в ногу со временем.

Передо мной стоял выбор между двумя компаниями: первой была большая организация, где много отделов дизайна, а вторая — стартап, которым тогда был Pinkman. Я подумала, что стартап будет для меня перспективнее.

В большой компании велик шанс долго просидеть на позиции младшего специалиста и вовсе не потому, что ты плохой специалист. Просто не будут доверять серьёзные задачи, и придётся вечно преодолевать сопротивление.

Уже через полтора месяца мне дали свой проект: от брендинга до сайта. Я не могу сказать, что довольна им на 100%, но в тот момент это было круто. Из-за этого я быстро росла.

Путей развития для дизайнера много. Можно попробовать стать именитым дизайнером или открыть свою компанию. Большинство хороших российских студий появлялись в таком алгоритме. А есть люди, которым комфортно на своей позиции, они сидят там лет по десять.

Если ты начинающий специалист, то первое, что нужно — повышать свою насмотренность, следить за трендами и технологиями, анализировать и прокачивать образовательную базу. Второе — стоит наращивать технические компетенции и работать руками. Дизайн — ремесленный труд, и нужно просто сделать какой-то объём работы, после чего появится автоматизм и понимание.

Говорят, чтобы стать профессионалом, нужно провести за работой десять тысяч часов. В веб-дизайне это чувствуется довольно сильно. Также должны быть технические навыки, нужно понимать, как работает вёрстка, знать про все новые штуки, как развивается технический мир и какие выходят обновления. Кому-то помогает быть в тусовке, но я не в ней, и не могу сказать, что сильно от этого страдаю.

В моей компании доверяют тем, кто хочет развиваться. На работу скорее возьмут такого человека, чем кого-то с огромным академическим портфолио.

Саша Никонович, арт-директор агентства Pinkman

Краткий список для дизайнеров:

1. Рефлексировать то, что делаешь.

Чтобы развиваться, надо понимать, что ты делаешь сейчас. Всем принятым решениям надо давать чёткий ответ на вопрос «почему я так делаю».

2. Развитие визуального вкуса, насмотренность.

В век, когда технологии освоены и все идут на равных, конкурентное преимущество можно и нужно находить в красоте и эстетичности работы.

3. Изучение истории дизайна.

Чтобы придумать что-то новое и лучшее, надо знать, что делали до тебя. Изучая историю, вы поймёте, что ждёт дизайн в будущем, ведь история циклична.

4. Постановка экспериментов по новым взаимодействиям.

Сложно отделить дизайн от технологий, потому что дизайн, как я сказал выше, появляется там, где есть освоенная технология. Дизайнеру важно следить за любой технологией на раннем этапе её развития, прогнозировать модели её использования, и тогда он выиграет перед коллегами по рынку.

5. Изучайте программирование, оно вас разгрузит.

Банальный пример: надо проверить масштабируемость спроектированного дизайн-компонента, например, объём текста внутри заголовка. Выявить пограничные случаи использования, с каким объёмом текста справляется компонент. Здесь вы пишете программу, которая заберёт данные, вставит в компонент и выкатит его внешний вид при нужных условиях.

6. Решение задач идёт на уровне эстетики (красоты) и инженерии (функциональности и доступности).

Процитирую Бакминстера Фуллера, известного американского архитектора и дизайнера: «Когда я пытаюсь решить проблему, то никогда не думаю о красоте. Но когда я заканчиваю работу и вижу, что решение некрасивое, я знаю, что оно неверно».

7. Коллаборации, общение.

Стать специалистом во всех областях будет дороже, чем участвовать в коллаборациях с другими. А для этого общайтесь и наращивайте профессиональные связи.

8. Получение опыта.

Сидеть перед компьютером и двигать пиксели куда важнее, чем просматривать лекции и красивые сайты. Поэтому хватит тут читать, идите работать.

Артём Фёдоров, дизайнер агентства Red Collar

Менеджерам проектов

Видеомаркетинг растёт, становится более популярным. Эта тенденция в ближайшее время сохранится. В большинстве случаев для видео применимы старые способы продвижения. Например, вы делали рекламу во «ВКонтакте» с промопубликацией, в котором были текст и картинка. Если заменить картинку на ролик, изменится контент, но не способ его продвижения.

Из этого можно дать несколько рекомендаций для развития специалиста в digital-маркетинге и управлении рекламными кампаниями в видео.

Не забывайте, откуда вы пришли и куда идёте. Вам необходимо изучать SMM, развитие и создание YouTube-каналов, таргетированные форматы соцсетей и Google Ads. Это база, без которой будет сложно. Лучше изучать всё на практике.

На своём примере могу рассказать про круговорот «сотки». В своё время я вложил 100 тысяч рублей из своего кармана в развитие группы во «ВКонтакте». За время её существования я научился работать с контентом и аудиторией этой соцсети, понимать, как и что лучше публиковать, как добиться максимального отклика и вовлечения.

Спустя время я продал её и сделал Telegram-канал на эту «сотку», в котором прошёл тот же путь — от полного непонимания до профессионального уровня.

Похожая ситуация была и с YouTube. Я создал канал и начал учиться работе с ним: теги, описание, названия, обложки, реклама и другие элементы, которые нужно учитывать при продвижении любого ролика и канала.

С помощью такого подхода можно в течение года получить навыки работы почти с любой площадкой и легко в ней ориентироваться.

Павел Дмитриев, старший менеджер проектов компании BeGroup

В прошлой компании я занимался PR и digital-рекламы касался совсем немного. Я знал базовые рекламные инструменты и был на стороне клиента, заказывая услуги продвижения.

Работая там с будущим основателем агентства, я ушёл вместе с ним, получив позицию младшего менеджера проектов. Чтобы начать развиваться в маркетинге и продакшне, я отправился на курсы digital-аналитика. Так я научился управлять рекламными кампаниями и обучился азам веб-продакшна. Если раньше я вёл проекты не без помощи руководителей и был помощником, то через полгода начал делать всё сам.

Лучшее обучение — бой. Каждый следующий проект был сложнее и веселее. С расширением агентства мне поручили выстраивать базовую систему менеджмента. Хоть мне было всего 22 года и опыта не хватало, но как сказали руководители: «Антон мальца безбашенный, ничего не боится, справится».

Это время было одним из самых интересных в плане роста — я занимался не только текучкой, но выстраиванием процессов компании. Приятно видеть, что с твоими нововведениями упрощается жизнь компании. Не знаю, благодаря ли моей «отчаянности», но на меня начали падать самые большие и сложные проекты — крупные взрослые компании и серьёзные риски.

Чтобы справляться с этим, нужно развивать в себе многозадачность и уметь переключаться с проекта на проект по щелчку пальца. В случае любых проблем с проектом вся вина ложится на менеджера, поэтому ответственность — также одно из ключевых качеств профессии.

Также важно обладать глобальным мышлением и уметь видеть ситуацию шире, чем твоя команда. Тогда несложно будет понять, что в голове у клиента, и предвидеть рисковые ситуации. Ещё менеджер должен быть педантично аккуратен. К примеру, если прошло обсуждение, всё должно быть записано, а клиент моментально оповещен об изменениях. Менеджер проекта общается с клиентом постоянно, поэтому он должен уметь проводить встречи.

Digital интересен тем, что в нём рамки весьма условные и можно быстро сменить направление. Сейчас я ухожу в аккаунт-менеджмент — работа схожая, но в ней нужно уделять больше внимания существующим клиентам и поиску новых.

Антон Токбулатов, старший менеджер проектов агентства Pinkman

Креативным директорам

Чтобы придумывать классные нестандартные вещи, нужно иметь в голове огромное количество образов из различных сфер. Но это не всё. Нужно иметь смелость эти разные образы складывать воедино. И не бояться, что получится что-то несуразное и непонятное. Ведь именно такое, непонятное и несуразное, цепляет пользователя, заставляет его остановиться, рассмотреть, вызывает эмоцию.

Чтобы этих образов в голове было предостаточно, нужно постоянно погружаться в контент. Как это сделать: читать много книг, ходить в кино, в музеи, общаться с разными людьми, гулять, путешествовать и впитывать, запоминать, записывать всё новое, что встречается на пути. Когда-нибудь это вам пригодится.

Ещё нужно прокачивать логику. Креатив — это не создание чего-то нового, это поиск связей между уже существующими образами. Иногда эти связи очень неочевидны. Поэтому мозг нужно постоянно тренировать. Придумывать несуществующую рекламу, делать себе мини-задания. Разрекламировать спички с помощью облаков, плывущих по небу. Придумать историю старику, который вошёл в вагон метро. Что думает про прохожих камень, лежащий на обочине. Постоянно ищите мостики, связи между, казалось бы, абсолютно разными вещами.

Итого:

1. Постоянно находитесь в режиме поиска и запоминания образов, подмечайте особенности поведения, то, что потом можно использовать в рекламной коммуникации.

2. Тренируйте логику и поиск связей — это основа креатива.

3. Пытайтесь это воплотить в различные форматы: тексты, публикации, картинки, сценарии, шутки и стихи.

И самое главное — не бойтесь. Придумывайте несуществующее, соединяйте несоединимое и не обращайте внимание на мнение окружающих. Клиент приходит именно за вашим нестандартным видением.

Артём Кудрявцев, креатор агентства «Роскреатив»

Продюсерам проектов

Продюсер проектов — этот тот, кто гарантирует одинаково высокий уровень услуг и сервиса на всех этапах проекта, кто ведёт его, является связным между клиентом и командой.

Первое — умение общаться прежде всего. Из всей команды у продюсера проектов общения больше всего, ведь он взаимодействует с обеими сторонами. И здесь фундаментом становится навыки коммуникации: насколько приятно с тобой работать и общаться, особенно на долгой дистанции проекта.

Второе — где брать опыт. На рынке много правил и методик работы, и для человека с головой важно не знать их все, а применять знания избирательно. Рекомендую книги: «Переговоры без поражения», «Семь навыков высокоэффективных людей», «Договориться можно обо всём», но они не применимы на 100%, всё должно адаптироваться к процессам.

Опыт незаменим, но при этом помните, что коммуникативные навыки первостепенны: если ты безответственный, пытаешься идти через голову — читать умные книги нет смысла. Это как бензин для машины: автомобиль может быть крутым, но без топлива никуда не поедет.

Сергей Свиридов, продюсер проектов агентства Red Collar
66
2 комментария

В статье больше теоретическая составляющая раскрывается. Что с практикой, куда бежать, где искать проекты?

Ответить

При наличии трудолюбия и некоторых способностей нужно ещё оказаться в нужное время в нужном месте. И к одному и тому же люди в итоге идут разными путями и приходят к разному.

Ответить