Почти все профессии коммуникационного бизнеса кросскатегорийные. Молодые люди выбирают специализацию, слушая зов сердца и примеряя свои навыки к будущей работе. Эта тяжелая социальная адаптация происходит во многих агентствах.
Причина — в стыке компетенций и академических образований в новой индустрии. У нас в стране хорошо готовят журналистов, экономистов, математиков и геологов, а прикладные рекламные специализации пока ещё не на потоке.
В других областях всё проще: человек, отучившийся на пилота, идёт работать пилотом. Будущий врач — врачом, а строитель — мастером или прорабом. Коммуникационная индустрия, не имея до сих пор крепкой образовательной базы, рекрутирует всех подряд. А дальше люди получают профессиональные навыки «в бою», тренируясь на клиентах. Это не хорошо и не плохо, это факт.
У крупных агентств есть возможность брать на работу прокачанных рекламных специалистов. Молодые студии — полигон для переделки бывших учителей, агрономов и офицеров МВД в копирайтеров, арт-директоров, digital-продюсеров и аккаунт-менеджеров. И здесь появляется множество историй чудесных превращений.
Стратегический директор Depot WPF Фара Кучкаров, ныне ультрамодный и авторитетный российский стратег, таковым был не всегда. Получив лингвистическое образование в Узбекистане, он сменил множество профессий на рекламном поприще, приближаясь к вершине эволюционной пирамиды. Был он и копирайтером.
Что требуется от нормального копирайтера?
Во-первых, хорошее базовое образование, лучше — лингвистическое. Знание языков открывает массу дверей и позволяет сократить процесс самообучения. Всё уже придумано и рассказано, только читай по-английски.
Во-вторых, настоящий рекламист должен быть социально активным, уметь слушать и видеть. Вокруг нас происходит множество событий, информационный поток генерит массу контента. Копирайтеру остаётся только структурировать входящую информацию и формулировать выводы.
Третье — талант, но это уже бонус-трек.
Ещё один пример из жизни лингвистов. Девушка Анна Луканина окончила Ивановский универ без особого желания потратить остаток жизни на обучение детишек английскому языку. Зато в коммуникационной индустрии, куда она пришла на позицию старшего аккаунт-менеджера, ей удалось многое.
Требования к номинанту на эпическую карьеру те же, что и выше. Английский язык, светлые мозги, способность впитывать новую информацию и делать выводы, социальная активность, толика таланта и трудолюбие. И ещё понимание того, что ты теперь в модной профессии, где нельзя быть нафталиновым мухомором, консерватором или религиозным аскетом.
Анна Луканина за 18 лет трудовой деятельности успела потрудиться и как клиентский менеджер, и как директор. Работала PR-специалистом, быстро поняв, как всё устроено. Руководила отделом нового бизнеса и была коммерческим директором агентства.
С позиции исполнительного директора Анна перешла в статус управляющего партнёра компании, параллельно избираясь президентом организации для дизайнеров EPDA и получая статусные российские и международные призы. Кто-то спросит — зачем? Кто её тянул? Админресурс, тайный покровитель, партийная работа?
Всё просто. Врачом или космонавтом нельзя стать, решив однажды утром не пойти на привычную работу операциониста в банк. А выдающимися копирайтерами, арт-директорами или стратегами люди становятся на раз-два. Нужно только захотеть и потратить пару лет на перерождение. Это реальный путь. У каждого сотого получается.
В статье больше теоретическая составляющая раскрывается. Что с практикой, куда бежать, где искать проекты?
При наличии трудолюбия и некоторых способностей нужно ещё оказаться в нужное время в нужном месте. И к одному и тому же люди в итоге идут разными путями и приходят к разному.