Product Owner: 7 ключевых обязанностей

Меня зовут Дмитрий Котенко, я – генеральный директор студии по разработке приложений InfoShell. Так как этот журнал читают не только специалисты и бизнесмены, но и молодое поколение, которому, возможно, будет интересна работа над созданием диджитал-продуктов, я решил поделиться информацией о профессии продакт оунера. Приятного чтения!

Пара вступительных слов

Современные методы разработки digital-продуктов предполагают гибкий подход. Он намного эффективнее, чем некогда популярный каскадный с четко прописанным техническим заданием, от которого нельзя отклоняться. Принцип гибкой методологии прямо противоположный – здесь поощряется инициатива, грамотная приоритезация и изменения продукта.

Казалось бы, такой подход должен вызывать хаос в проектной команде, потому что каждый стремится высказать свое мнение. Чтобы не было этого хаоса, в команде разработке всегда должен быть продакт оунер.

Продакт оунер – это человек, который управляет созданием продукта и отвечает за то, что получится в результате. Компетентный продакт оунер сочетает в себе роли бизнес-стратега, рыночного аналитика, продакт-дизайнера и клиента.

Итак, 7 основных обязанностей продакт оунера:

Определение видения продукта

Продакт оунер отвечает за коммуникацию с заказчиком, предлагая ему те или иные фичи продукта, а также видение, которые бы соответствовали его бизнес-целям.

Наличие продакт-оунера на проекте гарантирует заказчику, что agile-команда будет придерживаться того видения, которое установлено заказчиком. Для этого продакт-оунер составляет дорожную карту продукта (roadmap) – краткосрочный или долгосрочный план выполнения, изменения и развития проекта.

Управление бэклогом продукта

Еще одна обязанность продакт оунера – управлять бэклогом. Бэклог – это список задач для команды разработчиков, который может меняться в зависимости от потребностей проекта. Изменять бэклог может как продакт оунер, так и разработчик. Здесь обязанность продакт оунера состоит в том, чтобы составить список задач и определить их приоритетность выполнения в соответствии с бизнес-задачами заказчика.

Приоритезация потребностей продукта

Приоритезация потребностей – неотъемлемая часть agile-процесса. Она также зависит от бизнес-задач заказчика и сроков выпуска проекта. Например, если разрабатываемый продукт должен быть запущен в течение 6 месяцев, продакт оунер должен определить, какие главные функции должен включать его MVP (minimum viable product) – минимально жизнеспособный продукт, и, исходя из этого, решить, длительность каких итераций можно изменить. Приоритезация потребностей также зависит от бизнес-задач заказчика.

Контроль на всех этапах разработки

Когда видение, стратегия и приоритеты продукта установлены, требуется тщательный контроль над разработкой. Продакт оунер наблюдает за процессом выполнения итераций, планирует следующие, проводит еженедельные стендапы разработчиков, планирование, ретроспективу совместно со SCRUM-мастером, анализирует эффективность, и ставит сроки для следующего спринта, в рамках которого команда будет готова показать ценную реализованную часть продукта. На спринте планируется, какой пул работ будет реализован, а командой проставляются оценки задач в рамках пользовательских историй.

Выработка продуктовой стратегии совместно с заказчиком

Компетентный продакт оунер – это еще и эксперт-аналитик, который работает над продуктовой стратегией совместно с заказчиком. Формируя продуктовую стратегию, продакт оунер работает с обратной связью пользователей, проводит исследование рынка, продуктовых стратегий аналогичных продуктов и исследует их показатели. Такая экспертиза показывает, что продакт оунер понимает тренды рынка, умеет предвидеть проблемы продукта и сможет решить их.

Эффективная коммуникация с заказчиком и разработчиками

Продакт оунер общается и с заказчиком, и с разработчиками. Он должен обладать навыками хорошего коммуникатора, чтобы задачи, поставленные заказчиком, были внятно донесены до проектной команды. От того, насколько четко сформированы задачи и сроки, зависит эффективность процесса. Иными словами, здесь продакт оунер отвечает за понимание между заказчиком и разработчиком.

Оценка прогресса продукта

Оценивать эффективность каждой итерации – еще одна зона ответственности продакт оунера. Он определяет, насколько полноценно выполнена та или иная задача, и решает, приступать к следующему спринту или осуществить доработку.

Мы видим, что продакт оунер – это очень важный элемент в команде гибкого процесса разработки. Это тот человек, без которого на проектах царил бы хаос и не было бы конечного видения стратегии продукта. Именно он координирует действия разработчиков, общается с заказчиком, выявляет главные потребности продукта и отвечает за финальный вариант продукта.

1111
19 комментариев

Самое главное не написано, что PO это роль с фреймворке SCRUM и вне его существовать не может.

Да и насчёт того, что "гибкий подход. Он намного эффективнее, чем некогда популярный каскадный" - всё не так однозначно. Намного это насколько? Кто считал, какой мат аппарат применял, сколько раз проводил контрольные замеры, какова выборка? "Каскадная" разработка цвётет и пахнет и помирать не собирается. У ажаля есть жёсткие границы применимости, тут нужно Cynefin "курить" для понимания. Короч, статья слабая, надо стараться лучше.

5

Всё зависит от проекта. Для некоторых (очень редких) проектов каскад ещё может работать. Для большинства проектов Agile просто необходимость. За 10 лет работы, я заметил что проекты реализованные по Agile самые полезные для клиентов и оказали самое сильное влияние на продуктивность компании клиента.

Комментарий недоступен

4

Заказчиков может быть много. И их интересы могут конфликтовать.

Господа InfoShell, saas сервисы разрабатываете "под ключ"?

Да, Вячеслав, разрабатываем. Напишите, пожалуйста, на почту kirill@infoshell.ru или сделайте запрос здесь: https://infoshell.ru

1

Как мы можем связаться с вами?