PR «с нуля» для малого бизнеса и экспертов — с чего начать, чтобы сразу был результат

«Пиар не продаёт», «лето — не сезон», «надо экономить маркетинговый бюджет» — можно и дальше сидеть в этих убеждениях или сосать лапу в дзене, ожидая пока «труп врага приплывет сам» и начнётся осенняя бизнес-жара. А можно на фоне заблокированных соцсетей и невозможности таргета, кроме закачки бюджетов в ВК и Телеграм попробовать вообще новое для себя направление.

PR «с нуля» для малого бизнеса и экспертов — с чего начать, чтобы сразу был результат

Повышение узнаваемости и популярности, скачок продаж и охват, улучшение репутации и статуса - с такими задачами чаще всего обращаются в пиар-агентство подготовленные клиенты и получают результаты. Для тех, кто еще не готов, или сталкивался с пиаром, но безуспешно ("где-то дали интервью - и что?" или "девочка-фрилансер что-то порассылала в СМИ - эффекта ноль") и написана данная статья.

Почему я решил выдать информацию прямо сейчас для вас?

Во-первых, я стою горой за пиар и занимаюсь им больше 20 лет. Есть, чем поделиться. А во-вторых - я вижу каждый день, как этот маркетинговый инструмент может помочь предпринимателям:

- практически без затрат по деньгам, - если действовать самостоятельно, - протестировать работоспособность конкретно для его бизнеса. И если "ок" - то поставить на системную основу;

- усилить маркетинг, повысить конверсии, получить доверие будущих и настоящих клиентов за счет новой, уверен для многих рубрики на ваших сайтах и в хайлайтах под названием "Пресса о нас".

В крайнем случае, если ваш пиар не сработает на продажи, то опубликованные навечно статьи можно использовать каждую по 9 раз. Попросите - дам чек-лист. В крайнем случае, повеселитесь, отожжёте, получите комплимент от друзей ваших детей или вашей мамы, что "видели вас по телику".

Итак, давайте начнем, но прежде коротко коснемся еще одного важного вопроса.

Что удерживает предпринимателей и бизнес от PR-активности

Топ страхов бизнесменов возглавляет такой, что после пиара - "придет налоговая". Не придет - они не читают газет так пристально, как смотрят налоговый "светофор". За 20 лет PR-практики предприниматель в Подмосковье сам четко знал, что если он расскажет, какой он крутой - к нему придет инспектор. И он пришел. Попили чаю, и инспектор ушел. А предприниматель с этой статьей уделал всех конкурентов на профильной выставке.

Конечно, пиар не для того, чтобы рассказывать, какой вы мощный и богатый. Пиар предназначен для трансляции правильных посылов для вашей целевой аудитории - чтобы узнали и и с нужной вам мыслью обратились и купили. Но и так для начала, как подмосковный предприниматель, тоже можно в крайнем случае.

Ещё один страх публичности проистекает из ожидаемой зависти сотрудников. Один предприниматель, для которого мы организовывали статью в РБК, высказал такие опасения, и я, ради интереса, обратился к десятку других бизнесменов, которым мы уже организовали такие статьи. Ответы ему переслал, - если интересно - спрашивайте в комментариях, расскажу - но в целом, суть сводится к бесплодности страха и паре годных вариантов отработки.

Бессознательные страхи перед публичностью в этой статье разбирать мне не будем, чтобы не отбирать хлеб у стоящих людей - бизнес-психологов. Спрашивайте - познакомлю с опытными профессионалам, с которыми общаюсь сам.

К страхам - трату времени и бюджета я не отношу. Воспринимайте эту инвестицию в пиар как тест нового канала.

Что сделать прямо сейчас - с чего начать по шагам

  1. Загляните в ТВ-чаты (можно прямо в наш, это бесплатно - запросите в директе или в комментариях). Там каждый день сыпятся запросы на экспертов в той или иной области бизнеса и жизнедеятельности. Если не нашли целевого - ответьте на нецелевой. Это будет вашим пропуском в целевые запросы. Ваша задача - появиться 5 раз за полтора месяца, чтобы точно понять эффект.
    В Москве жить для участия на ТВ не обязательно - я сам, буду тут, даю комментарии по зуму и скайпу.
    Мой хороший знакомый маркетолог и ученик из Воронежа сначала появился с темой про то, как варить окрошку и борщ, а потом стал давать комментарии про маркетинг и увеличил поток заявок на первичные аудиты. А клиент юрист и наш консультант по пиар-акциям вообще благодаря этому каналу привлечения клиентов увеличил чек в 2 раза и поток клиентов в 3 раза за полгода.
  2. Сделайте коллаборацию со звездами - подарите им персональный товар для бесплатного репоста. Слушатель моего мастер-класса в клубе предпринимателей в Екатеринбурге теперь дарит свои съедобные букеты всем звездам, которые к ним приезжают. И отправляет свою продукцию звездами самолетами в другие города. Результат - бесплатные публикации у топ-блогеров, чьи ценники начинаются от 200 тыс. Подписчики и клиенты прибавляются. И каждый такой подарок может стать инфо-поводом.
  3. Взрывной пиар. Это моя любимая тема, а также зарегистрированный торговый знак, запатентованная технология. По этому поводу я могу рассказывать и показывать кейсы часами. Дам вам пять рабочих приемов, которые вы сможете применить в своем бизнесе, даже если не прочитали и не выучили мой бестселлер "Хайпанём" наизусть.

- Необычный клиент.

- Рекорд.

- Необычное использование вашего товара или услуги.

- Необычная вакансия.

- Ньюсджекинг.

Подробнее про эти кейсы и приемы я расскажу в следующих статьях или на PR-консультации.

Умоляю, после прочтения книги "Хайпанем" не надо ничего сжигать, троллить ЛГБТ, политическую и религиозную повестки или с кем-то судиться. Лучше воспользоваться вышеприведенными добрыми формулами. Какие вам интересны, кстати, в первую очередь?

Где взять PR-специалиста - нужна ли команда

Большую часть идей можно сделать силой команды из трех человек (администратор, аккаунт-менеджер и сеятель новостей), не включая актеров, если они предусмотрены производственным сценарием.

На стороне клиента важно, чтобы был сам клиент всегда на связи и его ассистент для отправки дополнительной информации по запросу журналиста.

Нанять пиарщика в штат - от 50 до 250 тыс в мес. Смотрите, выгодно ли будето это вам. Знаю компанию, где пиарщик с зарплатой за 1,5 года масштабировал бизнес в 10 раз. Этим пиарщиком был я сам;) При необходимости или уже в нашем хайп-марафоне я расскажу премудрости найма таких людей, как я. Суть - уже на собеседовании спрашивайте PR-идеи и креатив в моменте.

На какой бюджет рассчитывать

Стоимость PR-консультаций начинается в этой сфере от 5-15 тыс до 180К (как у нас пока что еще) до 300-500 тыс. Знаю людей, с кем просто поговорить о пиаре стоит 1 млн руб. А у нас в консультацию включены еще: 10 креативных идей, 1 производственный сценарий для самостоятельной реализации и помощь с посевом информации, фактов и пруфов в СМИ.

Цены на реализацию пиар-акций могут начинаться от 200 тыс и заканчиваться, ну, не бесконечностью, а 500 тыс - 1,5 млн руб, а если это крупный эвент с массой реквизита и массовкой, то от 2 до 5 млн руб.

Сразу рекомендую заряжаться на серию 3-5-7 пиар-активностей на 3-6 месяцев. Это может стоить грубо при хороших плотных не совсем безбюджетных пиар-акциях от 3 млн за кампанию.

Посев

Чтобы рассказывать о себе и своей компании - не обязательно дружить и бухать с журналистами годами. Важно узнать даже общий емейл, и все туда отправить, это несложно.

Вирусные новости лучше сеять через телеги.

А уже посевы, которые требуют гарантии, лучше делать через специальные сервисы, такие как "Пиар-онлайн", "Oglaska-pr.ru" и др. Я уже делал на них отдельный обзор. Главное - чтобы было что сеять! Хорошая идея раскрутит себя сама.

Если возникнет негатив

Не надо стрелять себе в ногу и запускать пиар-акции, изначально сеящие негатив. Зачем? Больше позитива! Но помните, даже на супер-благотворительность найдется хейтер - "лучше бы деньги потратили на детские сады", например. Так что воспринимайте хейт, как плату за скорость получения бизнес-результата.

В крайнем случае - держите в загашнике еще несколько креативных пиар-акций, чтобы запустить их для отвлечения внимания, если вам вдруг не понравится реакция на первую пиар-акцию.

Кейсы - от малого до великогоКейс пошагово - с точки принятия решения до момента выполнения с результатами

"Цветочный бородач". К нам обратился премиальный салон цветов. Мы сделали и необычную вакансию, и пиар-эвент, и подарок звезде, и еще несколько пиар-активаций. Круче всего сработала звезда. Вера Брежнева сделала бесплатно репост персонального букета и привела за вечер 19 тыс новых подписчиков.

"Зубная паста со вкусом алкоголя" (но без содержания алкоголя). На креативной стратегической сессии мы придумали для клиента новый продукт. Провели пресс-конференцию, сняли несколько вирусных видео, организовали статью в РБК и Форбсе. Круче всего сработала пиар-кампания зубной пасты по городам-миллионникам России. Мы не выезжая на места, действовали силой правильных пресс-релизов и грамотных посевов. В результате к настоящему моменту количество проданных экземпляров продукции перевалило за 1 млн штук.

Что нельзя делать в пиар кампании при начале - топ ошибок

  1. Быть открытым, а потом сразу закрытым. Взялся - ходи, хотя бы год.
  2. Не подтверждать легенду и говорить, что "пошутили". Больше "пошутить" не получится.
  3. Не доверять профи и вносить кучу правок в продакшн - можем потерять вирусность.
  4. Делать ставку на 1 пиар-акцию. Система бьет класс.
  5. Грустить, быть на серьезных щщах. Пиар - это прежде всего весело. Будет больше позитива в ваших глазах - успешнее будет финансовый результат. Проверено.

Благодарю за соавторство в статье мою команду и подписчиков моих соцсетей.

Приходите на наш хайп-марафон 30 июля - разберем все описанные в статье PR-приемы, а ВИП-участников проведем по ним за ручку до результата. И всегда можно обратиться в наше PR-агентство.

Роман Масленников, основатель агентства "Взрывной PR", автор 106 книг и кандидат философских наук

1616
21 комментарий

Отличная инструкция для начала👍👍👍🙂

2
Ответить

Да, мне тоже понравилось 🤔

1
Ответить

Спасибо 🔥

Ответить

«Сделайте коллаборацию со звездами - подарите им персональный товар для бесплатного репоста» — для настоящих звёзд и топ-блогеров это не работает.

1
Ответить

Во время путешествия по Штатам (1991-1992 г.г.), в качестве благодарности за гостеприимство я одаривал хозяев домов, где ночевал, вот такими значками. Через 30 лет один из них нашел меня в Фэйсбуке, прислал фото моего значка и написал, что все эти 30 лет он рассказывал друзьям, знакомым, клиентам и т.д. историю, как в его доме ночевал "Crazy Russian", который проехал все 50 штатов Америки. Я уверен, что, если я появляюсь в этом городе и устрою публичное вступление, зал будет полным:))

2
Ответить

Как раз для настоящих это и работает. В нашем активе и наших клиентов такие имена, как: Гарик "Бульдог" Харламов, вышеописанная в статье Вера Брежнева, Тимур Родригез, Симона Юнусова, и другие.

Ответить