Как ITишники нагревают клиентов

Часто слышу: «чтобы быть современным бизнесом — нужно вкладываться в IT», «жизнь даже маленькой компании невозможна без информационных технологий», конечно, работать без гаджетов не получиться, но действительно ли айтишка занимает ведущую роль в малом бизнесе? Неужели нельзя иначе?

Вот вы реально всем этим цифровым брендом пользуетесь

Знаете ситуацию: «Хочешь похудеть → купи эпл вот, он будет всё считать и обязательно похудеешь!». На первый взгляд, ошибка нет, но если покопаться, становится понятно, что это очередная маркетинговая манипуляция, похудеть ведь от часов, подсчета шагов и калорий — нельзя. В IT таких манипуляций полно.

Файловые серверы, интернет-серверы, маршрутизаторы, коммутаторы, всё это рекомендуют айтишники, а бизнес покупает, внедряет, но точно не понимает: «а на кой?» Некоторые клиенты, спрашивают у меня: «Как так получилось, что 10 лет назад, у нас был сисадмин на аутсорсе, приходил 2-3 раза в месяц, а теперь у нас админ в штате, работает 8 часов в день».

Всё начинается с внедрения решений, большая часть возможностей которых не будет использоваться. Бизнесу для общения нужен корпоративный чат, а сисадмин предлагает: «Давайте внедрим Битрикс! Чат там есть, а в подарок вы получите еще учет задач, воронки продаж, интеграцию с телефонией». Вроде здорово: задача решена, плюс куча бонусов. Только, как и с часами, бонусов нет, бизнес заплатил за все возможности, а пользуется только бесшумным будильником. Если что-то в такой системе ломается, нужен специалист по Битриксу, которого сложнее найти, да и стоит он в разы дороже.

Избыточная функциональность

Раздать интернет, защититься от внешних атак

Интернет-сервер. Задачу решает полностью. Дополнительно он может ограничивать трафик, собирать статистику, балансировать нагрузку, умеет еще кучу интересных вещей. Я редко видел, чтобы возможности такого сервера, использовались больше чем на 20%, а его надо купить, обслуживать, потратиться на софт, найти специалиста.
А обслуживать придется.

Роутер за 5-6 т.р. Интернет раздает, от сетевых атак защищает, в обслуживании не нуждается, при сбое может быть восстановлен даже начинающим сисадмином.

Организовать корпоративную почту

Свой почтовый сервер. Внедрить сложно. Стоит от 50 т.р. Требует внимания и высокой квалификации от сисадмина. Нужно настраивать защиту, обеспечить бесперебойный доступ к Интернету, разбираться, почему письма попадают в спам и т.д.

Делегировать почту Яндексу. От 3 т.р., высокой квалификации от специалиста не требуется, по надежности и удобству, пожалуй, переплюнет любой собственный сервер. Проблемы возникают раз в несколько лет и решаются письмом в поддержку Яндекса.

Таких примеров можно вспомнить гору, да я думаю вы сами сталкиваетесь с таким.

Стоимость, о которой вы не знаете

ITшники демпингуют, за счет «ой, забыли оплатить программу», бизнес платит только за часы работы, которые потратил специалист. Не всегда это делается намеренно, но факт остается фактом, ставят триальную версию, демо-версию или пиратскую версию, а потом приходит проверка, штрафует за каждую программу, кстати, если кто не знал, использовать винрар или тотал командер, которые работают, даже если истек пробный период — незаконно.

На каких программах у вас есть лицензии, а какие пиратские?

Избыточное обслуживание и сложность системы

Чем сложнее решение, тем выше должна быть квалификация обслуживающего персонала, как правило, такие люди на порядок дороже, в итоге мелкие проблемы вроде упавшего интернета выливаются в круглую сумму.

Чем сложнее система, тем выше вероятность ошибки: МФУ, объединяющий факс, принтер, сканер — сломается быстрее, чем три устройства, вместе взятых. Это правило работает для всего!

Почему сисадмины так делают

Может показаться, что я не люблю админов. Это не так, я лишь постоянно вижу, как они делают плохо.

Админам надо учиться. Любой умный специалист, хочет повысить свою квалификацию, наработать опыт, такие специалисты нужны крупным компаниям. Админам нужно на ком-то тренироваться, вот здесь малый бизнес — идеальный вариант. Начинающий сисадмин, приходя в компанию, превращает ее в тестовый полигон. Его мало волнует, какую ценность его внедрения дадут бизнесу, ему интересны знания, которые он может получить. Потренировавшись «на кошках», он пойдет дальше строить карьеру, а его наследство останется с вами.

Нужно зарабатывать. Чем круче технология, тем дороже она стоит, админы заработают на установке, сложная техника нуждается в поддержке, это дополнительный источник дохода, ведь предприниматель, скорее пойдёт к тому, кто всё установил, чем будет искать новенького. Админ никого и не обманывает, он ведь качественно настроил крутую штуку с крутыми возможностями, пусть сейчас большая часть возможностей не используется, зато потом пригодятся. Но это «потом» либо не наступает, либо к тому времени появятся более простые и эффективные решения.

Кадровая зависимость

Пока наш «молодец», который внедрил кучу IT-барахла, под рукой, всё работает неплохо. Если тот уходит — будут проблемы.

Первое время он готов помочь, потом начинает опаздывать с поднятием телефона, просит перезвонить завтра, после пропадает, либо честно просит больше его не беспокоить.

Приходится искать того, кто может разобраться. Другие специалисты тратят кучу времени и кучу ваших денег, чтобы понять, как оно все работало раньше. не исключено, что будут проклинать предыдущего специалиста, который всё сделал неправильно. Править частично — нельзя, приходится восстанавливать всю систему. Нормальные специалисты не берутся за такую — не их масштаб, новички не могут разобраться. Наступает бардак, когда от всей этой айтишки одна головная боль. В итоге кто-то просто снесет всё что было и сделает заново, а бизнес платит ещё раз, возможно, не в последний раз.

Ок, ты всех поругал, нам-то что делать?

По-традиции, на этом месте надо продавать свои услуги. Но я и не сисадмин, поэтому запомните вот такие советы:

  • оценивайте все решения в листочке, по колонкам с + и −
  • предприниматели не должны разбираться в IT, но не грех спросить: «Что будет, если внедрить?», «А что можно внедрить вместо этого?», «А что будет, если ничего не внедрить?»
  • уточнять гарантии и скрытые платежи, просто знайте, за большинство важных программ, , которые работают на компьютерах, за картинки, видео, шрифты на сайтах и в рассылках, скорее всего надо кому-то заплатить.

P.S. Если статья вам понравится, расскажу в следующий раз про лицензии и бесплатный софт, который может помочь.

1818
21 комментарий

Может проблема в том, что бизнес неквалифицирован, а не в айтишниках?

4
Ответить

Так автор вроде пишет об этом)
Статья же типа: бизнес, очнись!

А айтишники (как и все нормальные люди) делаю то, что им позволяют делать

Ответить

И это конечно тоже присутствует. В глобальном масштабе в виде массового самооболвания, "информационной псевдодебильности" (кстати очень интересная теория), когда покупают то, что на самом деле не нужно. А IT-шники - это авангард такого нового общества.

Ответить

Какой заголовок (Как ITишники нагревают клиентов), такая и статья, предлагаю следующие варианты на расследования и разоблачения:
1) Как врачи нагревают клиентов
2) Как предприниматели нагревают клиентов
3) Как предприниматели нагревают контрагентов
4) Как предприниматели нагревают сотрудников
5) Как правительство нагревает народ
6) Как учителя нагревают родителей

.... продолжаем?

2
Ответить

Собственно, социум - это система нагреваний.

2
Ответить

хорошие Заголовки то ....!

Ответить

Хорошо написано.
У нас два сисадмина. Полный рабочий день.
Думаю- нафига? Сейчас на услугах можно построить обслуживание.
Тем более с введеним безбумажного оборота- принтеры уже и не нужны особо

1
Ответить