FinTech в Африке: от нуля до плюс бесконечности?

Финансовые технологии безвозвратно поменяли укоренившиеся поколениями способы покупок, продаж, накоплений и займов. В развитых странах это давно уже данность. Но цифровизация сектора опережающими темпами идет и в регионе, где еще не так давно банальный денежный перевод с телефона был чудом. Итак – Африка.

Рынок: пока только рост

Глобальные венчурные игроки точно просчитали гигантский потенциал континента. После короткой «ковидной» паузы 2020 года финтех-сектор в Африке взлетел в прошлом году до рекордной отметки. Оценки Techcrunch, KPMG, Briter Bridges и Observer Research Foundation разнятся, но консенсус дает порядка двух миллиардов долларов. При как минимум двукратном росте инвестиций отмечено 50-процентное увеличение числа сделок. Кстати, по данным Disrupt Africa, это половина всех инвестиций, что пришли в 2021 году в технологическое сообщество Африки в целом, а по сведениям Briter Bridges – 62%.

По информации KPMG, более трети инвестиций в нигерийские финтех-компании приходят от американских венчурных фондов; остальное – азиатские деньги, в частности, китайские. На рынке также активны и крупные корпорации. Например, в южноафриканский кредитный маркетплейс Jumo, работающий также и на Западную Африку, вложились Visa и Fidelity. Кстати, руководители местных инвестиционных фондов понемногу начинают воспринимать преобладание западных денег в Африке как пощечину им лично. Хотя при всей нарастающей активности с их стороны изменить расстановку сил им будет непросто.

При таких темпах развития эта венчурная индустрия Африки неизбежно начинает влиять и на международные рынки. Private Banker International сообщает, к примеру, что буквально полтора месяца назад один из лидеров цифровых платежей на континенте MFS Africa объявил о планах приобретения за 34 млн долларов американской компании Global Technology Partners.

Ключевыми опорными регионами рынка являются Нигерия на западе, Кения на востоке и ЮАР на юге. В качестве иллюстрации: за один лишь первый квартал 2021 года вложения в финтех Нигерии превзошли общие инвестиции за весь 2020 год. А в целом услугами финансовых технологий пользуются потребители примерно в 40 странах континента.

Techcrunch относит Африку к числу мировых лидеров по темпам освоения концепции мобильных денег. В 2020 году именно там был отмечен взрывной рост мобильных финансовых транзакций. При этом, согласно подсчетам KPMG, более двух третей мобильных операций с личными деньгами осуществляются именно в «черной Африке», то есть в странах южнее Сахары. Мобильная система платежей, переводов и микрофинансирования M-Pesa – яркое подтверждение тяги местного населения к новому. Созданный 15 лет назад сервис охватывает семь стран Африки, преимущественно востока и центра континента, и по состоянию на прошлый год обслуживал более 28 миллионов активных пользователей. В марте нынешнего года через сервис зафиксировано 200 миллиардов транзакций, общий объем которых вдвое превышает ВВП Кении.

Платежные сервисы и цифровой банкинг, конечно, главные драйверы расширения рынка. Однако кредитные технологии – не менее перспективная точка роста, причем пока что почти не охваченная в Африке. В Нигерии, например, индекс проникновения кредитных услуг – едва заметные 3%. Но внедрение финтех-стартапами альтернативных решений для кредитного скоринга на основе искусственного интеллекта и методов машинного обучения позволяет этим платформам работать с более высокорисковыми заемщиками, от которых традиционные банки, как правило, отказываются.

FinTech в Африке: от нуля до плюс бесконечности?

На чем строится успех

Аналитики отмечают несколько факторов, позволяющих финтеху Африки расти как на дрожжах. Первейший – это, конечно, распространение на континенте смартфонов по доступным ценам. На второе место можно отнести общую нехватку банкоматов и вообще отделений банков, что затрудняет, а кое-где и делает просто невозможными перевод средств и даже элементарную оплату счетов. Две трети населения «черной Африки» до недавнего времени просто не имели банковских счетов (данные МВФ за 2017 год), обходясь наличностью и чеками. В настоящее время более 40% населения пользуются лишь базовыми услугами традиционных банков.

К слову, с массовым приходом «цифры» банки-старожилы также вынуждены приспосабливаться и бороться за своего клиента. Им ничего не остается, как предлагать конкурентные услуги. Но инертность сильно мешает. Например, в ЮАР интернет-банкинг предлагает нулевую оплату их услуг – а для тамошнего рынка это сотрясание самих основ. Пойдут ли традиционные банки на ответный шаг, покажет время.

Величайшее достояние Африки – это ее самое молодое в мире население: 67% моложе 30 лет, а примерно 40% не достигли еще и 15-ти. Именно они, родившиеся на рубеже тысячелетий, по статистике, наиболее восприимчивы к технологическим новшествам. Трудно удивляться, что уже в 2020 году Африка была безусловным лидером по объему мобильных денежных транзакций, обойдя второй по данному показателю регион Южной Азии аж на 374% (информация Observer Research Foundation).

Из прочих макрофакторов отметим эффективность развивающихся на континенте высшей школы и экосистемы поддержки стартапов. Первая выпускает талантливых специалистов в области технологий, а вторая помогает этим талантам максимально быстро находить инвесторов и акселерационные программы. Ежегодные инвестиции системы поддержки в предпосевную стадию (инкубаторы и акселераторы) выросли с едва различимых 10 млн долларов в 2017 году до 150 миллионов в прошлом.

Не менее заметным фактором является особенность развития африканских телекоммуникационных сетей. Как правило, в каждой стране есть один доминирующий провайдер, что позволяет ему, имея значительную долю рынка, предлагать пользователям широкие комплекты услуг. Такая система минимизирует проблемы, связанные с функциональной совместимостью оборудования и технологий, – и в нее успешно встраиваются разработчики финтех-решений.

Наконец, при том, что из 150 с лишним миллионов МСП в Африке более 70% по-прежнему испытывают проблемы с доступом к трансграничным платежам, ежегодное приращение числа пользователей Интернетом на шесть миллионов абонентов – это огромные перспективы для всего финтеха.

Но ничто не вечно…

Победная поступь африканского финтеха может споткнуться об экономические и геополитические реалии нынешнего года. Techcrunch подчеркивает, что многие крупные сделки в секторе были объявлены еще до военных и инфляционных встрясок конца зимы и весенних месяцев, а потому так и могут остаться заявлениями. Более того, в других регионах финтех-стартапы уже сокращают персонал, отказываются от планов расширения штатов, а кто-то, например, американский Fast, уже закрылся. Эксперты не ожидают от Африки чуда и предрекают сворачивание ее венчурного рынка не позднее сентября вслед за сокращением финансирования стартапов в США и Европе. Социально-экономический эффект африканского венчура и прежде был невелик: в пересчете на душу населения континента объем инвестиций в венчурные сделки – самый низкий в мире.

Помимо глобальных угроз, охлаждение африканского финтех-рынка ожидается и по причинам локального порядка. Как бы активно ни приобретались на континенте смартфоны, их явно пока не достаточно, чтобы охватить финтехом весь регион. Качество связи улучшается, конечно, но темпы не те: по данным исследователей Statista, в 2020 году доступ к 4G имели не более 62% африканцев, причем если в Северной Африке этим стандартом связи пользовались 86,9% населения, то, скажем, в Западной Африке – всего 59%.

Преждевременно сбрасывать со счетов и «похмелье» от коронавируса: стоимость жизни повсюду – и Африка не исключение – растет, усложняя потребителю выбор между привлекательным, но излишним, и банальным, но необходимым.

Государственное регулирование – еще одна «головная боль» индустрии. На материке 54 государства, у каждого свои законы. Сложно представить, через какие тенета бюрократии приходится пробиваться фаундерам финтех-компаний, чтобы выйти на новые рынки.

Немаловажный фактор здесь – текучка кадров. С переходом на «удаленку» высококлассные спецы, выпускники местных и зарубежных технологических вузов, с легкостью находят выгодные должности в американских, европейских и азиатских компаниях. А новые таланты не бесконечны.

Великолепная пятерка

Но пока факторы «против» не заработали на полную мощь, финтех Африки далеко впереди других технологических вертикалей региона в гонке за сердцами инвесторов. Сектор остается многообещающим, и обилие денежных вливаний облегчает стартапам рост стоимости. Поэтому неудивительно, что из семи единорогов, появившихся в Африке за последние пару лет, пять представляют финтех:

Fawry (Египет), оценка: $2+ млрдРазработчик различных B2C- и B2B-сервисов для платежей и e-commerce;

OPay (Нигерия), оценка: $2 млрд
Мобильные финансовые решения в сочетании с офлайн-банкингом (дебетовые карты, механизмы накопления);

Wave (Сенегал), оценка: $1,7 млрд
Решения для мобильных платежей, вкладов и переводов;

Flutterwave (африканские разработчики в Сан-Франциско), оценка: $1+ млрд. Разнообразная платежная инфраструктура;

Interswitch (Нигерия), оценка: $1 млрд
Цифровые решения для платежей, транзакций, бюджетирования, выпуска карт и пр.

Если вы хотите попробовать Dsight - самую полную и подробную базу стартапов в СНГ (15+ стран, 34 тысячи стартапов, более 20 параметров и фильтров компаний) - переходите по ссылке, регистрируйтесь и пользуйтесь абсолютно бесплатно. Также, если хотите узнать больше о VC-инвестициях в Африке, рекомендуем запросить аналитику у партнёра Dsight - Launch Africa.

66
5 комментариев

Самое "молодое в мире население" - это не достояние Африки, а четкая отсылка к статистике и к тому что люди до нормальной старости не доживают. Нет возможности нормально стариться и жить в преклонные года.

Нет, это отсылка к высокой рождаемости. Больше вопросов к их образованию и перспективам экономик стран Африки. До Африки тоже самое рассказывали про Южную Америку (молодое население и т.д.), но в ней так ничего и не взлетело.

1

Это не так, срок дожития примерно как в РФ лет 10 назад. Темпы размножения колоссальные - от 4 до 6 детей на семью.

Автор не был в регионе. Все цифры из открытых источников не имеют отношения к действительности и никак её не характеризуют. Мартышкин труд произведён, автор.