Учить матерого начальника цеха оптимизировать доменную печь, когда ты 23-летний вчерашний студент? Стать топ-менеджером крупной компании до 30 лет, но перестать общаться с друзьями? Покупать излишне дорогой костюм, так как работаешь 100 часов в неделю и не успеваешь тратить зарплату? Разрушаем стереотипы про консалтинг. Ну, или подтверждаем.
У меня была своя гипотеза на счет того, почему в консалтинге нужно работать много часов (да еще и зачем-то гордиться этим). Во-первых, таким образом проще управлять наемными работниками и подавлять их волю, консультант должен забыть о личной жизни, о базовых кайфах, о том, что он рожден для счастья, а не для выполнения бессмысленной работы с вредом здоровью. Тогда из него можно выжать побольше соков и выкинуть, а сделать это с человеком, кто работает 100 часов, несомненно проще, чем с тем, кто работает 40.
Во-вторых, компании просто экономят на найме сотрудников, потому что наем двух сотрудников стоит им больше, чем наем одного "заряженного", которого можно загрузить по самые шары. Дефицита кадров, который бы объяснял такую загрузку, в консалтинге нет, это искусственно придуманная проблема. Работа консультанта это в принципе не рокет саенс, не припомню задачу, на которую вместо одного нельзя было бы найти двоих, пусть даже второй и будет поначалу немного проседать на фоне первого. А уж сколько я видел зашоренных и узколобых консультантов - можно даже не говорить.
В-третьих, если человек уже прошел путь консультанта и стал партнером, он продолжает этот порочный круг и требует от молодых горбатиться точно так же, как он сам это делал.
По моему опыту работа больше 60 часов снижает продуктивность, зачастую консультант, работающий больше, просто тупит в компьютер из-за недосыпа или допускает больше ошибок, тем самым увеличивая косты для клиента, который оплачивает каждый его час. Я уже не говорю об ущербе, который несет общество в целом, позволяя своим отдельным членам гробить свое здоровье и устраняться зачастую из социальной жизни.
В пересчете на часы консультанты получают сущие копейки по сравнению с тем, что можно заработать в собственном бизнесе или предлагая уникальные услуги.
Разгадка "почему в консалтинге нужно работать много часов", на самом деле, очень простая: ожидания клиента по поводу того, что он получит за уплаченные большие деньги, почти всегда кратно превышают объем работы, которую можно сделать разумными усилиями. Какой бы хороший продукт ни был сделан - всегда можно сделать немного лучше и немного больше. Так что в треугольнике "ожидания клиента - давление партнеров - возможности команды" очевидного "эффективного" решения, когда все довольны, как правило не существует.
На счет п.3 полностью согласен, а на счет п.1 и 2 - вот тут спорно, хотя наверно зависит от компании - для Биг4 100% валидно, для консалтинга "посложнее" - не уверен.
По поводу "своего бизнеса" - а вы пересчитаете доход на рабочие часы в своем бизнесе, там вообще можно в ноль уйти:)
УМНИЦА
как минимум с точки зрения рынка труда тема раскрыта