Фармацевтический рынок России – стабильность или прибыльность?

Насколько российское фармацевтическое производство может обеспечить потребности страны? Ответ – в экспертной колонке Сергея Юрьевича Черникова, кандидата экономических наук, доцента кафедры маркетинга РУДН.

Фармацевтический рынок России – стабильность или прибыльность?

Российский фармацевтический рынок на протяжении уже десятилетия демонстрирует уверенный рост как в денежном, так и в натуральном исчислении. В 2021 году объем рынка фармацевтики в России составил 2,295 трлн рублей. Основные драйверы роста — увеличение государственного финансирования и растущий спрос на основные лекарственные средства. Третий фактор — инфляция, которая неизбежно завышает объём спроса в денежном выражении.

Рис 1.1. Объем фармацевтического рынка России 2012-2021 гг с прогнозом на 2023 год, млрд руб. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.statista.com%2Ftopics%2F6547%2Fpharmaceutical-industry-in-russia%2F&postId=481325" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pharmaceutical industry in Russia</a>
Рис 1.1. Объем фармацевтического рынка России 2012-2021 гг с прогнозом на 2023 год, млрд руб. Источник: Pharmaceutical industry in Russia

Важно отметить, что коммерческий и государственный сегменты российского фармрынка имеют разную динамику. Коммерческий сегмент представляет собой продажи лекарственных препаратов и парафармацевтики через аптеки. Государственный сегмент — это реализация лекарственных препаратов через национальные и региональные льготные программы, лечебно-профилактические учреждения. Если посмотреть результаты последних 5 лет, то виден огромный рост именно государственной части: с 401 млрд. рублей в 2016 до 840 млрд. рублей — в 2021. Это важная деталь для ответа на вопрос «насколько российская фарма может обеспечить потребности страны». Любое «обеспечение страны чем-то» обязательно подразумевает некоторый приоритет «стабильности» над «прибыльностью». Коммерческая же организация, в первую очередь, фокусируется на прибыльности, что в кризисных условиях может стать проблемой вплоть до нарушения поставок определенных препаратов (например, из-за их низкой маржинальности).

Еще одной важной характеристикой российского фармрынка является преобладание продаж дженериков над оригинальными лекарственными препаратами — 61,0% в стоимостном выражении и 81,3% — в натуральном.

Структура российского фармацевтического рынка в январе 2021 года по показателям инновационности и локализации производства. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdsm.ru%2Fdocs%2Fanalytics%2FRussian_pharmaceutical_market_jan_2021.pdf&postId=481325" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Фармацевтический рынок России</a>
Структура российского фармацевтического рынка в январе 2021 года по показателям инновационности и локализации производства. Источник: Фармацевтический рынок России

Здесь важно напомнить, что дженерики — это по большому счёту копии оригинальных лекарственных препаратов (ОЛП), в которых используются одобренные аналоги веществ или технологий оригинала. Нередко сами компании-разработчики ОЛП производят и продают дженерики на собственные разработки. Причина — в специфике фармацевтической отрасли с большим количеством законодательных ограничений и регулирующих актов, благодаря чему путь полностью оригинального лекарства на рынок спокойно может занимать более 10 лет. Однако нередко даже использование аналогичного вещества, но в более «дешёвой» технологии производства, может снизить его эффективность. Например, есть лекарства, которые должны после принятия поступать в кровь пациента постепенно, для чего используется технологически сложная и недешёвая оболочка. Если убрать эту оболочку (что существенно удешевит и ускорит производство), то вещество всё усваивается почти сразу и даёт гораздо меньший эффект. И таких нюансов — тысячи.

Наконец, последней важной для понимания особенностью российского рынка является степень локализации производства. На российском фармрынке преобладают импортные лекарственные средства — около 54% в стоимостном выражении. При этом в натуральном выражении импортные ЛС составляют 34,8%, что говорит об их более высокой стоимости. В целом, наблюдается динамика роста локального производства, а также спроса на локализованную продукцию. Тем не менее, тройка лидеров на российском рынке пока не сильно изменилась — в 2021 году это Bayer, Отисифарм и Novartis. Наибольший объем импорта лекарственных средств прибывал из Германии —около 20% от общего импорта готовых лекарств в 2021 году на 2,7 млрд. долларов. На втором месте — США с 16%. Замыкала тройку лидеров Швейцария с примерно 10%. К слову, в топ-10 наших поставщиков есть только одна страна, не входящая сегодня в список «недружественных стран» — Индия с около 5% импорта.

В целом можно сказать, что современное состояние фармацевтической промышленности в России имеет ряд сдерживающих развитие отрасли проблем, среди них — перекос в сторону производства дженериковых препаратов над оригинальными, низкий уровень инноваций, зависимость от импорта. Среди общеэкономических проблем можно назвать следующие: малая доля затрат на науку, неадекватная кредитно-денежная политика, затрудняющая планирование кредитной нагрузки на компании, сложности привлечения капитала в отрасль для масштабных инвестиций в силу их долгосрочности, дефицит квалифицированных кадров по направлениям обеспечения качества процессов и продукции, инженеров по обслуживанию и ремонту оборудования, а также отсутствие и самого конкурентоспособного отечественного оборудования для фармацевтического производства. Это общее перечисление в целом позволяется сделать вывод, что резко «импортозаместить» продукцию в фармацевтической отрасли России крайне сложно, и даже в самых оптимистических прогнозах фигурируют горизонты по 3-5 лет

Сергей Черников

Кроме того, фармацевтическая отрасль в России находится в определенной степени зависимости от импорта не только готовых лекарственных средств, но и фармацевтических субстанций. В целом, это общемировая проблема — даже лидеры вроде США, Германии, Франции и Великобритания не обеспечивают себя этими компонентами. В ЕС этим традиционно «ведает» Италия, а в мире в целом — Китай и отчасти Индия. Тем не менее, в России за последние 3 года произошёл если не прорыв, то большой прогресс в этой сфере. Правда, необходимо иметь в виду, что производства фармсубстанций очень капиталоёмкие и одновременно низкорентабельные, т.е. их сроки окупаемости исчисляются практически десятилетиями, из-за чего как раз мало кто из ведущих стран этим занимается. В 2021 году Россия обеспечивала себя этим сырьём на 6-8% по разным оценкам, что нельзя назвать достаточным.

Сергей Черников
Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга РУДН
88
2 комментария

Опустив все исследования и графики и глянув на ситуацию как потребитель лекарств - что-то как-то не алё дела обстоят

Ответить

Вы чего-то другого ожидали?

Ответить