Онлайн-кинотеатры в России: цены, доступность на различных платформах и перспективы рынка

Обзор популярных видеосервисов и мнения представителей Megogo, tvzavr, Okko, ivi о перспективах подписной модели.

Как онлайн-кинотеатры получают лицензионный контент

Представители видеосервисов ведут переговоры с правообладателями и заключают лицензионные договоры. После этого студия передаёт фильмы в онлайн-кинотеатры.

Работа с крупными мейджорами (студиями, производителями и правообладателями на контент) даёт легальным видеосервисам возможность показывать своим зрителям новинки кино.

Видеосервис получает информацию от правообладателей о предстоящем открытии цифровых продаж на ту или иную картину, дальше делают финансовое предложение мейджору. Начинается этап переговоров, после которого заключается сделка, затем фильм попадает на видеосервис.

Виктор Чеканов, генеральный директор Megogo Россия

Как зарабатывают онлайн-кинотеатры

  • AVoD (Advertising Video on Demand) — есть реклама, однако пользователь не платит деньги за просмотр сериалов и фильмов.
  • SVoD (Subscription Video on Demand) — пользователь оформляет периодическую подписку и может просматривать любой контент, входящий в неё.
  • TVoD (Transactional Video on Demand) — пользователь арендует фильм на определённый срок (или оплачивает определённое количество просмотров).
  • EST (Electronic Sell-Through) — пользователь покупает контент и может просматривать его без ограничений по времени или количеству просмотров.

Онлайн-кинотеатры в России

Сервис сотрудничает со многими кинопроизводителями, например, с 20th Century Fox, Paramount Pictures, Sony Pictures, Universal Studios, Walt Disney Pictures, Warner Bros и другими. Также в его каталогах доступен контент российских телеканалов.

Приложение ivi работает на мобильных устройствах, Smart TV и на консолях Xbox. Также фильмы и сериалы можно смотреть на компьютере.

Стоимость. Большая часть контента доступна для бесплатного просмотра после рекламных роликов. Также пользователь может оформить премиальную подписку за 399 рублей в месяц или купить видеоконтент по цене от 99 рублей.

Онлайн-кинотеатры в России: цены, доступность на различных платформах и перспективы рынка

Сервис позиционирует себя как премиальный. В его коллекции присутствуют фильмы в 4К-разрешении и звуком Dolby 5,1 на Smart TV. В Okko нет рекламы, так как отсутствует бесплатный контент.

Сервис работает на смартфонах и планшетах, Smart TV и на игровых консолях PlayStation.

Стоимость. Пользователь может арендовать видеоконтент на 48 часов или купить навсегда, оформить тематическую подписку (от 99 рублей в месяц за артхаус-фильмы, от 599 рублей — за сериалы «Амедиатеки») или выбрать пакет из нескольких подписок.

Megogo предоставляет доступ к фильмам и телесериалам, а также программам российских телеканалов. В большей части контента есть субтитры, а некоторые фильмы можно смотреть с сурдопереводом.

Megogo можно использовать на мобильных устройствах, ПК и Smart TV.

Стоимость. Есть возможность смотреть видеоконтент бесплатно с рекламой или оформить подписку за 197 рублей в месяц (на первый месяц действует скидка 99%). Большинство фильмов можно взять в аренду на два дня.

Содержит большую коллекцию фестивального и авторского кино.

Видеоконтент можно смотреть с помощью Smart TV, компьютеров, смартфонов и планшетов.

Стоимость. Большую часть контента можно смотреть бесплатно с рекламой или оформить подписку за 249 рублей в месяц. Новинки и отдельные фильмы, отмеченные красным знаком, можно взять в аренду или купить за сумму до 229 рублей.

Онлайн-кинотеатры в России: цены, доступность на различных платформах и перспективы рынка

Сервис специализируется на показе сериалов от HBO. В июле 2017 года получил статус Home of HBO, это значит, премьеры телесети выходят в России одновременно с США. Также в каталоге онлайн-кинотеатра есть фильмы и сериалы других студий: Showtime, Starz, BBC, ABC Studios, Sony Pictures и других.

Смотреть видео можно на ПК, Smart TV и мобильных устройствах. В мобильном приложении «Амедиатеки» есть опция скачивания контента на 30 дней с возможностью просмотра без интернета.

Стоимость. Видеоконтент сервиса включен в основную подписку. Ее цена — 599 рублей в месяц. Также некоторые фильмы и сериалы можно взять в аренду.

Как развивается рынок легального просмотра фильмов в России

Рост популярности подписной модели

По данным журнала Forbes, в отличие от западных стран, где традиционно популярны персонализированные платные подписки, российский пользователь предпочитает смотреть фильмы и сериалы бесплатно, даже если показ будет прерываться на рекламу.

Исторически сложилось так, что в Америке и Европе люди всегда платили за контент, начиная со времён кабельного телевидения. Покупка подписки — органичное продолжение этого действия, обусловленное прежде всего западным менталитетом.

Такие сервисы, как Netflix, сегодня предлагают уникальный контент собственного производства, который больше нигде нельзя увидеть, кроме как у них по подписке.

Это также привлекает пользователей и делает подписную модель на Западе популярнее. Что касается российских онлайн-кинотеатров, то большинство из них работает по смешанной модели — предлагают бесплатный и платный просмотры.

Елена Хлебникова, директор по контенту онлайн-кинотеатра tvzavr

Руководители российских онлайн-кинотеатров отмечают растущую популярность подписной модели SVoD.

Самой популярной моделью пока остается AVoD, однако платная модель в течение последних лет активно растет. Доля доходов от платной модели в выручке tvzavr за 2017 год выросла в три раза по сравнению с 2016-м годом.

Елена Хлебникова, директор по контенту онлайн-кинотеатра tvzavr

По итогам 2017 года платная модель монетизации впервые обогнала рекламную. Структура выручки игроков постепенно меняется, важное место в ней занимает SVoD, доходы от подписных продуктов.

Платные сервисы всё больше проникают в нашу жизнь — набирают обороты не только онлайн-кинотеатры, но и музыкальные сервисы, сервисы подписки на книги и так далее. Об этом свидетельствуют результаты многих исследований.

Причина роста довольно проста: мы окружены большим количеством информации, не успеваем за ней следить и выбирать лучшее по содержанию и качеству. Поэтому всё больше людей полагаются на помощь сервисов, которые отчасти выполняют эти функции за нас.

Иван Гродецкий, генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko

Рынок растёт внушительными темпами, причём рост платной модели опережает рост рекламной модели. В структуре наших доходов также преобладают доходы от платной модели. По итогам 2017 года выручка платной модели составила 61% от общей выручки сервиса.

Иван Гринин, директор по стратегической аналитике ivi

Использование разных устройств для просмотра видео

Мы видим несколько драйверов легального просмотра видеоконтента. Во-первых, это позитивные изменения на рынке Smart TV и развитие mobile. Аудитория Smart TV очень привлекательна с точки зрения доходов. Это прежде всего люди, которые предпочитают удобство и комфортный просмотр контента в приложениях онлайн-кинотеатров.

Также к драйверам ОТТ-видеосервисов можно отнести развитие технологической базы и качественное улучшение контентного предложения: сокращение цифровых окон, развитие собственного производства, улучшение рекомендательной системы.

Иван Гринин, директор по стратегической аналитике ivi

Одна из главных тенденций развития OTT-смотрения — это переход на мобайл. За 2017 год в «Амедиатеке» просмотры на мобильных устройствах выросли на 40%, то есть почти половина смотрения приходится на них.

Это говорит о том, что люди привыкли смотреть сериалы в метро по дороге на работу, в пробке, в такси и так далее. Также продолжает расти смотрение на Smart TV, это значит, что люди начинают выбирать альтернативное телевидение с индивидуальным выбором контента, без программной сетки и рекламы. В целом мы наблюдаем стабильный рост рынка.

Елена Кирюшина, управляющий директор Amedia TV

Рост рынка онлайн-кинотеатров

Генеральный директор Megogo Виктор Чеканов считает, что это связано с несколькими трендами:

  • продолжение блокировок пиратских ресурсов;
  • сотрудничество различных игроков рынка (телеком-операторов, видеосервисов, телеканалов) между собой;
  • рост у пользователей количества устройств для просмотра видео.

Российский рынок легальных видеосервисов растёт довольно высокими темпами. В последние три года стал нарастать уровень конкуренции. На рынке начали появляться новые игроки — владельцы контента и телеканалы, что говорит о продолжении глобального тренда (яркие примеры на мировом рынке — Disney и Netflix) на российском рынке.

По нашим прогнозам, рынок продолжит рост. Тут мы согласны с аналитиками и считаем, что обороты игроков к 2021 году составят более 34 млрд рублей, а прогнозируемый ежегодный рост рынка будет составлять более 20%. Платные модели монетизации выйдут на первый план.

В ближайшие годы ещё актуальнее станет вопрос конкурентоспособности. Онлайн-кинотеатры будут соревноваться в качестве сервиса, технологичности, а также разработке и совершенствовании автоматических рекомендательных систем.

Okko продолжит увеличивать библиотеку, добавлять свежий качественный контент, а также расширять тематические подборки, которые будут интересны пользователям, — познавательные, образовательные, детские, сезонные и другие.

Мы продолжим развиваться технологически: делать акцент на современных премиальных технологиях — 4К, HDR, Dolby Atmos и Dolby Vision, обеспечивая высокое качество продукта для наших зрителей.

Иван Гродецкий, генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko

Мы живём в эпоху роста объёмов контента и устройств, а бум Smart TV и приставок ускорил темп потребления платного контента. По данным Digital TV Research, в 2017 году доходы легальных видеосервисов в мире составили $46,5 млрд, что на 26% больше результатов 2016 года.

К 2021 году выручка рынка в мире должна достигнуть $78,1 млрд. В России, по данным J’son & Partners Management consultancy, обороты продолжат расти в период с 2018 года по 2021 год со средним темпом 21% и составят в 2021 году более 34 млрд рублей без НДС.

Виктор Чеканов
, генеральный директор Megogo Россия

По данным «ТМТ Консалтинг», рынок российских онлайн-кинотеатров за 2017 год вырос на 60%. Уверена, что к концу 2018 мы увидим не меньшую цифру, а, скорее всего, большую. Привычка платить за контент и удобство сервиса формируется у нас в стране. И чем больше информации потребляет человек, тем больше необходимость в фильтрации этой информации и персонализации предложения. Идеальная рекомендательная система – самый важный аспект развития бизнеса сегодня.

Елена Кирюшина,

управляющий директор Amedia TV

99
48 комментариев

Пользуюсь случаем хочу передать пожелание всем сервисам - сделайте возможность просмотра контента в оригинале. Ибо каждый божий раз, когда я хочу посмотреть старый фильм я просматриваю все сервисы в надежде найти этот фильм доступный в оригинале, но не нахожу и приходится идти на торренты и качать оттуда.

4
Ответить

Нетфликс же

Ответить

Присутствие в списке Onvix это ошибка или просто взяли типичного представителя пиратского сайта? И да, у них там вообще-то есть реклама, только она встраивается не ими, а поставщиками контента (переводчиками-любителями, поэтому добрая половина фильмов идет с веселыми вставками вроде "нахуй кино - играй в казино!").

Вы, видимо, довольно долго писали материал, т.к. Onvix по своему основному домену не работает уже недели 3-4 (так понимаю как раз напрягли правообладатели) и теперь как "азино три топора" кочует с домена на домен.

1
Ответить

Я предпочту обходить блокировки, которые давно перестали быть преградой, и платить пиратскому сайту, у которого есть огромный выбор кино/сериалов и выбор озвучки, чем иметь подписку на 10 легальных онлайн сайтах, которые работают через жопу и прессуют студии озвучки (привет Амедиатике, у них я подписку в жизни не куплю).
Касательно встроенной рекламы, я все реже замечаю ее видимо перестал гнаться за новинками в кино т.к. не часто выходят интересные для меня фильмы. Ну и эту навязчивую рекламу гэмблинга можно сравнить с камрипами, кому невтерпеж, посмотрит и с такой рекламой.

7
Ответить

Круто у VC стало с фактчекингом. Материал опубликовали даже не проверив, что такое Onvix (давайте откровенно, явно же случайно записали его в обзор легальных кинотеатров?), а потом просто молча потерли целый блок текста :)

1
Ответить

Там обычно все переводы какие есть. Если есть оф. перевод без рекламы - он там будет. В легальных сервисах - только оф. переводы.

Сейчас онвикс заблокировали и они дают личную ссылку. По ней переходишь и всё, никуда прыгать не надо. А приложения как работали, так и работают

Ответить

Я несколько раз пытался перейти на легальный и лицензионный видео контент, в общей сложности я купил порядка 10-15 фильмов в разных онлайн кинотеатрах и везде был разочарован.
На первом скриншоте фильм с ашди-резки, на втором тот же самый фильм только на кинопоиске.
Ни иви, ни кинопоиск, ни кто либо ещё не может сделать так чтобы видео было на весь экран.

3
Ответить