Справочник малого бизнеса. Как случайно не потратить полмиллиона на штрафы от трудовой инспекции

Соучредитель и эксперт онлайн-сервиса по охране труда www.otconsulting.ru Алексей Забабурин о том, что минимально нужно делать малому и среднему бизнесу, чтобы обезопасить себя от штрафов и ответственности по охране труда.

А знаете ли Вы, что если в компании работает хотя бы пару человек по найму, и при этом у Вас нет производства, склада, собственного транспорта, офиса (вы его снимаете), вы все равно должны заниматься вопросами охраны труда? Удивлены? Давайте разбираться вместе.

Для наглядности изучим кейс одной оштрафованной организации N. Город Москва. Форма собственности - ООО. Сфера деятельности - продажа оборудования для автосервисов. Собственного склада и транспорта нет (аутсорс). Численность офисного штата - 16 человек. Сумма штрафа по результатам проверки - 500,000 рублей (420,000 на юридическое лицо и 80,000 на должностых лиц).

По пунктам:

1) отсутствие внутренней локальной документации по охране труда (журналы, приказы, инструкции) - ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ТК РФ ст. 217 - до 80,000 рублей на юридическое лицо;

2) отсутствие обучений сотрудников по охране труда - ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 - до 130,000 рублей на юридическое лицо;

3) отсуствие предварительных и периодических медосмотров - ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ ст. 213 ТК РФ; Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н - до 130,000 рублей на юридическое лицо;

4) отсутствие специальной оценки условий труда (СОУТ) - ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016); Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н - до 80,000 рублей на юридическое лицо;

Надо отметить, что штрафы были назначены на компанию максимальные вследствие игнорирования руководителем компании первых запросов из Трудовой инспекции и достаточно агрессивном подходе к проверяющим.

Итак, давайте по пунктам разберем законодательные требования по охране труда. И выясним, как при минимальных расходах соответствовать законодательству любой организации, в которой есть хотя бы один наемный сотрудник.

Шаг 1. Документация по охране труда.

Каждая организация в соответствии со статьей 217 ТК РФ должна вести внутреннюю локальную документацию по охране труда: начиная от положения по охране труда и программы вводного инструктажа и заканчивая актами проверки состояния охраны труда и полным перечнем журналов. Документов много, они не шаблонные и должны быть разработаны специально под технологический и рабочий процесс конкретной организации. Ключевое законодательство, на основании которого разрабатывается документация:

ТК РФ ст. 209-231 Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 14 от 08.02.2000г.

ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда

Постановление Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Постановление Минтруда и социального развития РФ № 80 от 17.12.2002 г.

Вы можете разработать пакет документов сами или заказать у специализированной аккредитованной Минтрудом организации.

Средняя стоимость разработки всей документации на рынке = 25-30 тыс. рублей. Срок действия документов - бессрочно. Но при этом надо контролировать периодичность заполнения журналов и проведение инструктажей.

Шаг 2. Обучение по охране труда.

Какие обучения нужны? Кого обучать?

2.1. Численность до 50 человек. Если численность штата вашей компании не более 50 человек, вам не обязательно вводить должность специалиста по охране труда. Генеральный ди⁠ректор может возложить приказом обязанности по ведению охраны труда на себя или любого сотрудника (чаще всего это бухгалтер или специалист отдела кадров для офисных компаний и главный инженер или руководитель производства/склада для производственных компаний), который должен быть обучен по охране труда. Также в компании должна быть создана комиссия из минимум трех сотрудников, обученных по охране труда лицензированным учебным центром (от 40 часов). Если у Вас есть в штатной структуре подразделения, то все руководители структурных подразделений должны быть также обучены по охране труда.

Постановление Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации».

Кроме обучения по охране труда, ваши сотрудники должны быть обучены правилам оказания первой помощи. Так как в законодательных актах нет четкого регламента, требующего обучение всего персонала в лицензированных учебных центрах, наиболее распространенной является практика обучения ответственного сотрудника по охране труда в учебном центре, на которого в дальнейшем возлагается ответственность по проведению инструктажа по оказанию первой помощи для всего штата сотрудников.

Итого: 1) обучение по ОТ - 3 человека (ответственный по охране труда + 2 сотрудника для комиссии + каждый руководитель подразделения при их наличии); 2) обучение первой помощи - 1 человек (ответственный по охране труда).

Примерная стоимость одного обучения 2,000 рублей. Стоимость всех обучений в среднем = 8,000 рублей

2.2 Численность свыше 50 человек. Данная численность требует либо подписания договора с аккредитованной организацией с передачей ответственности на нее, либо отдельного специалиста по охране труда. Он должен быть обучен (курс не менее 256 часов) в учебном центре и по итогу получить диплом о профессиональной переподготовке.

Стоимость такого обучения составляет в среднем от 12 до 20 тысяч рублей.

Обучение по охране труда и первой помощи для руководителей и специалистов проводится 1 раз в 3 года. Для рабочих специальности 1 раз в год.

Шаг 3. Специальная оценка условий труда (СОУТ).

Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ

Плохая новость: оно обязательно для всех работодателей. Влияет на несколько других шагов.

Сложно. С 1 Января 2014 года СОУТ заменила аттестацию рабочих мест. СОУТ - это обязательное мероприятие, которое является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и(или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника.

Теперь просто. Закон требует от любого работодателя в России проводить это мероприятие. Его проводит специализированная, аккредитованная Митрудом организация. Цели мероприятия: идентифицировать вредные факторы, задекларировать их, определить класс вредности рабочего места. На основе СОУТ вы отправляете или не отправляете сотрудников на медосмотры, выдаете или не выдаете СИЗ (средства индивидуальной защиты). СОУТ изменяет ставки социальных взносов.

Оценке подлежат все рабочие места, за исключением надомных, дистанционных сотрудников. Кроме того существует принцип аналогичности: идентичные должности оцениваются в количестве 20% от общего числа, но не менее двух, т.е если у Вас работает 10 сотрудников на должности "Менеджер по продажам", то оценивать вам нужно не 10 мест, а 2 места.

Стоимость в зависимости от региона и вашей численности колеблется от 500 рублей до 1500 рублей за рабочее место. СОУТ проводится 1 раз в 5 лет.

Шаг 4. Медосмотры и психиатрическое освидетельствование.

Ст. 69, 197 ТК РФ, Ст. 212, 213 ТК РФ

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н(ред. от 06.02.2018)

Постановление Главного санитарного врача РФ от 03.06.03 N 118

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695

Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377

Работодатель обязан проводить предварительные (при приеме на работу) и периодические медосмотры следующих категорий сотрудников:

- несовершеннолетние граждане;

- сотрудники, которые заняты на тяжелых или связанных с вредными условиями труда работах (это практически все рабочие должности, а также офисные сотрудники, проводящие за компьютером более 50% рабочего времени);

- водители транспортных средств;

- работники, занятые в пищевой промышленности, общепите, торговле, ЛПУ, детских учреждениях, водопроводных сооружениях;

- те, кто трудоустраивается вахтовым методом;

- те, кто трудоустраивается в районы Крайнего Севера и районы, приравненные к нему по статусу;

- спортсмены;

- работники, чья деятельность непосредственно связана с движением поездов;

- сотрудники таможни, служб спасения, судьи;

- сотрудники детских и образовательных учреждений;

-сотрудники общежитий, салонов красоты, медицинских учреждений,

Периодичность: (1 раз в год - рабочие профессии с вредными условиями, 1 раз в 2 года для остальных). Стоимость = от 800 рублей до 3000 рублей

Теперь про психиатрическое освидетельствование.

Оно является обязательным для профессий, которые предполагают:

- работы на высоте или, наоборот, при нахождении под землей;

- работы с электроустановками напряжением от 127 В;

- работы с транспортным движением;

- при контакте с продуктами питания и другие.

Освидетельствование необходимо и в случае, если деятельность работников связана с вредными веществами и неблагоприятными факторами, такими как:

Химическими (кислоты, полимерные волокна, пестициды и т.д.);

Биологическими (вирусы, антибиотики и т.д.);

Аэрозолями (промышленные, сварочные аэродисперсные системы и т.д.);

Физическими (шум, высокая или низкая температура, перегрузки и т.д.) и другие.

Категория опасности устанавливается при проведении СОУТ, и определяет необходимость и периодичность медицинских осмотров.

Шаг 5. Выдача СИЗ (средства индивидуальной защиты).

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н

Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н

Постановление Минтруда России от 31.12.1997 N 70

Приказ Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297

На основании отчета по специальной оценке условий труда (СОУТ) и межотраслевых правил сотрудникам, кому она положена, выдается спецодежда и прочие средства индивидуальной защиты. Все они должны иметь сертификат соответствия и в соответствии с регламентом их нужно стирать, менять, обслуживать. Данное действие регистрируется в журнале учета выдачи и личных карточках учета СИЗ.

Выводы:

Итак, мы с вами выяснили, что ключевыми блоками соблюдения законодательства по охране труда являются:

Разработка документации по охране труда + Обучение по охране труда + СОУТ + Медосмотры + Выдача СИЗ.

Если посчитать бюджет "соответствия законодательству", то получится сумма в 40-60 тысяч рублей для конкретной компании. Если сравнить с возможными рисками, эта сумма отбивается одним штрафом по охране труда. И это мы не поднимаем вопрос уголовной ответственности руководителей компании при несчастном случае на производстве с тяжелыми последствиями для жизни и здоровья сотрудника. Если добавить этот риск, становится очевидным, что соблюдать законодательство гораздо дешевле и спокойнее.

P.S.: В этой статье мы не затрагиваем тему трудового договора и его качества, работы без договора, заключение гражданско-правовых и агентских договоров. Распространенные заблуждения по этим и другим тематикам мы рассмотрим в следующих публикациях.

22
3 комментария

Да. У вас должен быть пакет внутренних локальных документов по охране труда. Вы должны быть обучены по охране труда, пожарно-техническому минимому и правилам оказания первой помощи. И должны провести соответсвующие инструктажи своему новому сотруднику. Кроме того, так как вы работаете в сфере торговли, если это пищевка - обязательны медосмотр для вас и вашего сотрудника. Но есть хорошая новость, для ИП штрафы существенно меньше, если вы нарушаете законодательство.

1
Ответить

А вот такой вопрос: Я- ИП в сфере торговли. Ищу себе помощника, буду устраивать его официально. И что теперь, мне нужно и обучение делать и инструкции разрабатывать? То есть я инструкции и обучение должен эксклюзивно для него делать?

Ответить

Документов много, они не шаблонные и должны быть разработаны специально под технологический и рабочий процесс конкретной организации. Опять эти страшилки и преувеличение собственных трудозатрат. Я, HR, и ответственно заявляю, что подобная работа вполне укладывается в понятие "шаблонных операций". И не стоит она никаких 20К. Руководитель или кадровик — все это своими силами может освоить.

И цены у вас — конские. Даже для Москвы.

Ответить