Неприличное слово на букву «п-»

Герои мультфильма "Головоломка"
Герои мультфильма "Головоломка"

Мы с этим словом ложимся, мы с этим словом встаём… Конечно, я о пропаганде.

О слове, за которым многим чудится (чудится ли?) заговор — нашего правительства, не нашего правительства, фармкомпаний, представителей других этносов или сексуальных ориентаций, ну и так далее. Потому что — хорошее дело пропагандировать не станут, ибо, как говорится в Википедии, «пропаганда —распространение взглядов, фактов, аргументов, искаженной информации или заведомо ложных сведений с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием».

Но опыт работы в пиаре (который легко и местами справедливо можно приравнять к профдеформации) говорит о том, что пропаганда не только всегда существовала, но и всегда являлась неотъемлемой частью социальной жизни. Мы с вами все, с самого рождения, живём под влиянием пропаганды. Меняются лишь её источники (выгодоприобретатели), каналы дистрибуции и цели.

Можно ли с этим что-то сделать?

В теории — да. На практике — маловероятно.

2 дисклеймера.

№1: если внимательно посмотреть определение из Вики, то там не случайно стоит «или». То есть нельзя утверждать, что пропаганда — это исключительно насаждение вредных и опасных взглядов. Достаточно вспомнить «пропаганду здорового образа жизни», которую, правда, ответственные госструктуры привычно провалили (чего не скажешь о выделенных на это бюджетах, но о них в какой-нибудь другой раз).

№2: пропаганда — явление системное и, как правило, имеющее либо более одной цели, либо одну, но глобальную цель, которая естественным образом распадается на множество подцелей. Иначе говоря, не стоит путать рекламу с пропагандой: чай со слоном или новые супервпитывающие тампоны никто не будет пропагандировать. Таким образом, цикл пропаганды существенно длиннее единичной (или многократной, но идентичной) конверсии.

К первому дисклеймеру может возникнуть закономерный вопрос: а зачем пропагандировать что-то хорошее? Вот на примере здорового образа жизни: разве недостаточно просто информировать общество о вреде нездорового и преимуществах здорового? Почему надо обязательно что-то внушать?..

Информирования достаточно для индивидуумов с развитым критическим мышлением, а также умением не только воспринимать информацию, но и проводить причинно-следственную связь от неё к действиям. Я понимаю, что это может прозвучать как снобизм или высокомерие, но — таких людей на нашей планете явное меньшинство. При этом нормальные адекватные власти, безусловно, хотят, чтобы население управляемой ими страны было более здоровым (потому что банально это выгоднее: меньше затраты на госмедицину и выше-дольше трудоспособность, а стало быть, и больше налоговые отчисления). Поэтому прописные истины а-ля «курить — вредно» превращаются в пропагандируемую идеологему про здоровый образ жизни, упакованную в мифологию модности\прогрессивности\инаковости (и далее по тексту — любой уместной отстройки от той или иной возрастной и\или социальной страты).

Но почему же тогда «пропаганда» является в современном обществе каким-то неприличным словом?

Очевидно, потому, что люди в массе своей считают выражение отличного от них мнения… пропагандой. Особенно если это мнение по социально значимому для данного общества вопросу, будь то однополые браки, военные действия на территории других стран, использование электронных сигарет, право на аборты… Список можно продолжать, и продолжать, и продолжать.

Значит ли это, что пропаганды не существует? — Конечно же, нет. Она и существует, и работает. Не всегда эффективно, но тем не менее. И да — она существует и работает в отношении однополых браков, военных действий на территории других стран, использования электронных сигарет, права на аборты… То есть те, кто кричат «пропаганда», вовсе не обязательно адепты теорий заговора. Но, как правило, у каждой из этих и прочих насущных тем есть как лагерь сторонников, так и лагерь противников. Соответственно, приятнее и проще просто обозвать всё, что связано с противной точкой зрения, пропагандой, ни в чём не разбираясь. Потому что — см. выше про критическое мышление.

К чему это всё? — К тому, что активное продвижение механизма «то, что не моё, мне навязано = это пропаганда», которое совершенно очевидно не только в нашей стране, но и во многих других странах т.н. цивилизованного мира, может рано или поздно сыграть с продвигающими его злую шутку. Ведь они сами дали широким народным массам инструмент для превращения в пропаганду всего «иного». Вероятность того, что вследствие стечения обстоятельств и\или результата усилий их противников «иными» могут стать они сами и\или транслируемые ими «истины», не нулевая.

А качественная пропаганда — это та, которая есть везде и которую нигде не замечают.

66
15 комментариев

Чем пропаганда отличается от манипуляции ? IMHO манипуляция шире. Т.к. обычно пропаганда это директивное/недирективное управление в части привития какой то идеи или идеологии. А манипуляция - вообще про все формы скрытого управления - от продаж, до семейных отношений, от рекламы до политики, от педагогики до здравоохранения.. Рекомендую хорошую книгу для распознавания манипуляций и контр-работы. Эрик Шостром "Антикарнеги". Лучший классический труд от президента Американской психологической ассоциации (а не горе-инфобиза):. Цитата: "
Манипулятор воспринимает себя и другого человека как вещь, его цель — контролировать окружающих. Каждый человек отчасти актуализатор, отчасти манипулятор. Манипуляторы в свою очередь делятся на типы:

-Диктатор. Для него характерно доминирование, преувеличение своей силы, указывает на авторитеты, пытается управлять человеком. Варианты: Босс, Настоятельница, Младшие Боги, Начальник.
-Тряпка. Пара диктатора, его антипод. Этот тип манипуляторов преувеличивает свою слабость и чувствительность. Для тряпки характерно: забывчивость, пассивность, молчание. Варианты: Глупый, Хамелеон, Мнительный, Смущающийся, Конформист, Отступающий.
-Калькулятор. Считает необходимым все контролировать. Ради контроля над другими прибегает к лжи, хитрости, проверке. Варианты: Аферист, Игрок, Шантажист, Делатель рекламы, делец.
-Прилипала. Антипод калькулятора. Данному типу характерно преувеличение своей зависимости от другого. Пытается привлечь внимание, заботу. Незаметно заставляет выполнять свою работу. Варианты: Нытик, Ипохондрик, Паразит, Беспомощный, Вечный Ребенок, Иждивенец.
-Хулиган. Данный тип преувеличенно агрессивен, груб, жесток. Метод управления другими: разного рода угрозы. Виды: Ненавистник, Гангстер, Оскорбитель, Угрожающий, Женская вариация Хулигана — Сварливая баба («Пила»).
-Славный парень. Присутствует гиперзабота, гиперлюбовь, чрезмерная внимательность к другому. Антипод Хулигана, причем с ним контактировать сложнее. Его нельзя побороть. В итоге их столкновения побеждает всегда Славный парень. Варианты: Добродетельный Моралист, Угодливый, Человек организация.
-Судья. Гиперкритичность. Отсутствует доверие, обвиняет других, не прощает либо прощает с трудом. Варианты: Обвинитель, Собиратель улик, Заставляющий признать вину, Позорящий, Собиратель улик, Всезнающий, Оценщик, Мститель.
-Защитник. Антипод Судьи. Он всегда поддержит (даже если этого не требуется), принимает чужие ошибки. Своим сочувствием он портит других людей, отнимает возможность проявить самостоятельность, при этом не занимается своими делами, так как все время уходит на решение проблем других. Варианты: Утешитель, Покровитель, Самоотверженный, Наседка с цыплятами, Помощник...."

2
Ответить

Ну, про термины можно порассуждать и поспорить, однако я бы сказал, что, наоборот, манипуляция — это инструмент, механика, тогда как пропаганда — система и оттого более верхнеуровневое явление.

Ответить

Спасибо за статью!

2
Ответить

извините

2
Ответить

Неприличное слово на букву «п-».
[ П ] - прокурор

2
Ответить

https://vc.ru/u/215066-gleb-rusin поставил [ минус ]. И совершенно правильно! Ну как-ЖЕ я мог ТАК ошыбицца???

Неприличное слово на букву «п-»
.
[ П ] - полицейский.
Ну конечно-ЖЕ!

Ответить

Мир будет усложняться, люди будут становиться все умнее, и единственная разновидность пропаганды, которая в этих условиях сама нанесет себе вред – это пропаганда лживая или направленная против блага общества. Книга Бернейса "Пропаганда" вышла в далеком 1928 году, и с тех пор мало что изменилось.

1
Ответить