5 вещей для успешного масштабирования и релокации бизнеса

Как стартапу выйти на новый уровень и рынки, какие ошибки не совершить при этом. Материал основан на личном многолетнем опыте и кейсах — как своих, так и глобальных компаний.

Личный опыт и кейсы

Чтобы вы лучше понимали, что у меня за плечами и почему я могу давать рекомендации, считаю важным рассказать о своем бэкграунде. Я родился в предпринимательской семье, поэтому стремление к бизнесу было в моей крови. В 17 лет начал работать в телекоме, где занимался развитием мобильных digital-сервисов. Мы строили аналогии iTunes и App Store в 2006 году, когда еще в России не было подобных площадок. Дальше я основал свой бизнес — компанию, которая делала под заказ мобильную разработку: первые iPad-версий журналов «Сноб» и «Большой город», интерактивные мобильные сервисы и много финтех-проектов.

Когда появился Revolut и в Евросоюзе вышла PSD директива, ко мне стали обращаться за консультациями в сфере мобайл. Я хорошо представлял, какие есть программы в Европе (мой бизнес имел европейских заказчиков в финтехе). Благодаря этому я изучил, как работают местные регуляторы.

В 2017-2018 гг. запустились программы для стартапов в Евросоюзе, тогда я решил релоцировать свой проект в Латвию и стал первым, кто получил стартап-визу. Благодаря этому мы смогли в маленькой стране, которая только начинала своё движение в сторону технологического развития, увидеть страну номер один по версии Index Venturas по привлекательности для основателей технологических компаний ранней стадии (почему не для бизнеса на более поздних стадиях ― есть другие страны, например Люксембург). Также у меня получилось выстроить тесные взаимоотношения с латвийским правительством.

После успешного запуска ко мне стали обращаться с вопросами о нюансах получения стартап-визы, регистрации компании, налогах. Я понял, что есть сильный запрос на помощь такого рода. Это стало началом проекта Missiontech.co. С 2019 года я и моя команда оказываем поддержку проектам на всех стадиях — от регистрации документов и релокации до поиска партнеров и инвесторов в ЕС. Зачем это нужно? Благодаря этому предприниматели могут сосредоточиться на построении и развитии бизнеса, не тратя время на бюрократию и адаптацию к новому рынку. В текущей ситуации это особенно приобретает смысл: если вы решились на релокацию, важно все делать оперативно ― не упустить момент для переезда и получения визы.

За это время мы помогли релоцироваться более 180 стартапам, среди них: Fixar, Marine Digital, Point-X, Zelf, и привлечь инвестиций на сумму более €20 млн. Например, компания Fixar, разработчик беспилотных летательных аппаратов, в 2021 году привлекла €2 млн инвестиций и сейчас у компании 500 тыс. активных пользователей по всему миру. Marine Digital, оптимизация расходов топлива для кораблей, вышли на европейский рынок через Латвию в 2019 году, после проект пригласили в Германию, оказав грантовую поддержку.

5 вещей для успешного масштабирования и релокации бизнеса

5 вещей, которые помогут масштабировать бизнес

1. Реальная экономическая эффективность проекта

Если раньше было модным блиц-масштабирование ― брать деньги инвесторов и сжигать их на безумный рост (так как это было главным показателем, который влиял на будущую капитализацию и оценку стартапа), то сейчас во время рецессии крайне важным становится экономическая мощь. Если вспомнить историю WeWork: перед тем, как инвестор SoftBank дал им последний транш, у WeWork заканчивались деньги в течение двух недель.

Когда ты делаешь любой малый бизнес, должна быть финансовая подушка минимум на 3 месяца. Я считаю, что в ближайшие 3-5 лет все масштабирование должно быть построено исключительно на экономической эффективности. Иначе это будут сожженные деньги инвесторов и потерянные деньги для основателя стартапа.

2. Бизнес-план, где есть место рискам

Нужно всегда учитывать, что все пойдет не так. Все прогнозы часто фейковые. Когда я общаюсь со стартапами о бизнес-плане, я говорю: единственная вещь, которую нужно сделать ― это поделить доходы на 3, а расходы умножить на 2, а лучше на 4, тогда у вас получится реальная модель. Это всегда работает. Все планируют одно, но на практике выходит иначе.

3. Учитывать локальные нюансы

Релокация, масштабирование, выход на новые рынки ― это очень нервный и не всегда быстрый процесс, нужно быть готовым к этому. Такие вещи не решаются в одночасье, да и в Евросоюзе процессы медленные. Нужно понимать культуру, куда ты приходишь. Португалия ― это не Швеция, Люксембург ― это не Польша, Италия ― это не Германия. Все эти страны имеют разный культурный код и хотят, чтобы ты с ними разговаривал на одном языке, был как local.

4. Вливаться в местные бизнес-комньюти

Чтобы быть как local, советую суперактивно пользоваться социальными сетями. Глубже погружайтесь в локальную экосистему, комьюнити и нетворк. В Twitter я трачу огромное количество времени на коммуникации с люксембургским стартап-комьюнити, так как сейчас развиваю космический стартап в этой стране. Мы начинаем общаться, я понимаю их проблемы, чем они живут. Понимаю, как бизнес, который решает глобальные проблемы, будет интересен той стране, куда мы приехали.

Как найти полезные онлайн- и офлайн-сообщества и как в них попасть, я рассказал в недавнем материале на VC: Как российским стартапам попасть в бизнес-комьюнити Евросоюза.

Обращайтесь к людям, у которых есть опыт по нужным для вас вопросам. Это поможет избежать бездумных трат, например, по незнанию реальной стоимости на ту или иную услугу на новом для вас рынке, а возможно это даже может спасти стартап.

5. Правильный product-market fit

Это значит, что продукт должен соответствовать потребностям рынка, аудитории. Особенно, если ты работаешь в крутом DeepTech-стартапе. Все знают, что такое СustDev ― метод, который позволяет увидеть продукт глазами потребителя. Можно сказать, это основа, помогающая избежать провала стартапа, но не все его используют. Стартап ― твоя идея, детище, которым ты очарован и думаешь, что все так считают. Это губительное заблуждение для бизнеса. Ты можешь набрать команду, ты можешь все, но как сделать так, чтобы ты перешел от одного к десяти клиентам ― это другой вопрос.

Идея с проверяемой гипотезой и начальный капитал — это два обязательных компонента для запуска и масштабирования. Если денег нет, а стартап хочется, ошибкой будет просто выпустить MVP минимально жизнеспособную версию продукта. Нужно проверить гипотезы и получить подписанный предконтракт в любом виде: например, это могут быть корпоративные решения о регистрации. RobinHood просто сделал лендинг, где сообщил о запуске сервиса торговли акциями с нулевой комиссией, что было ново для рынка и получил 100 тысяч регистраций. Помимо клиентов, это обеспечило и инвесторов.

В проверке гипотез очень важен трезвый взгляд на вещи ― это главное как в стартапе, так и в хорошо работающем бизнесе. В помощь прекрасная книга Стива Бланка и Боба Дорфа «Стартап», где отлично прописано, как правильно проверять гипотезы, работать с ними, как идти и спрашивать у людей, что им нужно. Противники такого подхода могут сказать: «Если бы Джобс спрашивал, что нужно людям, у нас бы никогда не было айфона». Тезис верный, но стоит помнить, что ты не Стив Джобс.

Работайте со своей командой. Я фанат тактики Бразильской и Аргентинской сборных по футболу ― они не занимаются своими слабыми сторонами, а все ресурсы пускают на то, чтобы вытащить вверх сильные стороны. Такого же подхода я придерживаюсь в бизнесе.

Частые ошибки стартапов

Самая главная ошибка заключается в переоценке собственных возможностей, когда люди делают стартап на последние деньги. Шанс того, что он привлечет инвестиции и взлетит, всего 2%. Образ фаундера-романтика, который на последние деньги запускает проект, месяцами ест только лапшу быстрого приготовления, но верит в идею, появился после первого бума доткомов. Когда возникали совершенно неожиданные истории успеха, а акции стоили безумных денег, даже если за компанией ничего не стояло. При этом в СМИ было много историй успеха, таких как у Цукерберга, которые рассказывали, как ребята на идее сделали деньги.

Сегодня недостаточно одной классной идеи, чтобы стать «единорогом». Все сервисы, которые могли сделать жизнь лучше, уже появились: все процессы оцифрованы, приложения придуманы. Конкурентная среда изменилась, software полностью съел мир, уже нет места для очередного SaaS-продукта. И шансов, что он выстрелит, тоже мало. Построение стартапа ― это бизнес. Нужно четко планировать доходы, расходы, капитал, продумывать варианты, что ты будешь делать, если идея не взлетит, а она может провалиться с вероятностью в 80%.

Также, когда переезжаешь на новое место, снимаешь не то жильё, не те офисы. Делая первые шаги на еще незнакомом рынке, ты не знаешь, дешево это или дорого, есть ли другие варианты. В самом начале я бы рекомендовал не подписывать долгосрочных контрактов ― пока вы наверняка не поймете, что это нужно для стартапа в его текущей стадии. Людей, готовых зарабатывать деньги на приезжих фаундерах, бесконечное множество.

Пример сказанного из личной практики: в 2018 году в Латвии мы делали маркетплейс-СМИ по криптовалютам. Мы хотели сделать идеальный продукт, не занимались изучением болей пользователей (СustDev) и привлечением трафика. В результате мы вышли на 3 месяца позже. К тому моменту крипта упала. Я думал, что мой партнер-инвестор привлечет дополнительные инвестиции, но этого не случилось. Мы сделали очень крутой продукт, потратили огромное количество ресурсов ― на создание, но не на продажи. Плюс сняли не тот офис и переплатили лишних €25 тыс. налогов, так как выбрали не тех партнеров по юридическим вопросам и бухгалтерии. Тогда еще не было толком венчурных комьюнити и спросить, как поступить эффективнее, было не у кого. Это частая ошибка фаундера, через которую нужно пройти.

Мы живем в абсолютно непредсказуемом мире, где нет гарантий. Поколение наших родителей, бабушек и дедушек выросло в мире социальной стабильности, но современный мир диктует нам потребности, чтобы брать риски и отвечать за себя. Это позволяет делать более крутые и смелые продукты и сервисы, доставлять более качественные услуги. Представьте, если в нашем мире было бы не 5% предпринимателей, а 15-20%, мы могли бы полностью изменить мир вокруг себя. Поэтому хочется, чтобы люди думали, что предпринимательство возможно для многих, а не для избранных.

5 вещей для успешного масштабирования и релокации бизнеса
99
7 комментариев

Алексей, спасибо, что поделились ценой информацией!

1
Ответить

Спасибо!

Ответить
1
Ответить

полезная и интересная статья, спасибо за информацию

Ответить

Михаил, спасибо !

Ответить

Интересный опыт, благодарю

Ответить

Николай, блгодарю!

Ответить