Производить или не производить в России – вот в чём вопрос

Продакт-менеджер велосипедного бренда Forward Игорь Губарев о том, почему лучше изготавливать велосипеды в России, чем за рубежом.

Производить или не производить в России – вот в чём вопрос

По данным Alto Consulting Group, в 2017 году российское производство велосипедов выросло сразу на 61% и достигло 1,4 млн штук. Подобная статистика говорит лучше слов: в стране наблюдается явный тренд на импортозамещение.

В российских реалиях велосипедное производство бывает разных типов: сборочное производство (когда купили много деталей, привезли и собрали на месте) и производство отдельных компонентов. Некоторые вещи в России всегда будет невыгодно производить из-за объемов (например, мобильные телефоны), а вот запуск велосипедного производства в России – решение вполне разумное.

Почему выгодно привозить детали из Китая?

Производство по принципу добавленной стоимости в России не работает: практически нет таких заводов, которые, условно говоря, покупают руду, а на выходе выдают электрический чайник. У нас провален пласт так называемой «среднемасштабной переработки». Если нужно выточить какую-то одну уникальную деталь, есть масса вариантов и людей, которые смогут сделать, скажем, 10 деталей и по адекватным ценам, потому что в данном случае плата идёт за единичное, штучное изделие. Если нужно собрать что-то в крупных размерах, то ты идёшь на крупный завод, просто цифры другие – условные 100 тысяч. При этом цены остаются разумными благодаря опту.

А вот если нужное количество товара находится где-то между этими показателями (в велоиндустрии так и происходит), возникает проблема: большой завод просто не примет заказ, а для маленького это обойдется слишком дорого. Ввоз деталей из-за рубежа – неплохой выход из подобной ситуации.

Почему выгодно собирать велосипеды в России?

Причина №1: Экономим деньги

Обычно в один контейнер укладывается 350 велосипедов для взрослых, а в разобранном виде – около 600, даже 650. В итоге получается больший объём выпущенной продукции, чем в собранном виде, а доставка выходит дешевле.

Кроме того, сэкономить можно и на таможенных пошлинах. Государство регулирует производство, создание рабочих мест и получение налогов, поэтому везти отдельные велосипедные запчасти намного дешевле. Сейчас ввозная пошлина на готовый велосипед составляет 13,5%, а на запчасти – 5%. Экономия, прямо скажем, внушительная.

Собственное российское производство позволяет комбинировать использование импортных и отечественных элементов. Например, картон в России стоит дешевле, чем в Китае. Кроме того, наш картон где-то на 70-80% состоит из первичного сырья, и только на 20% из вторсырья, т.е. он более прочный.

Четыре года назад наша компания наладила собственное производство ободов. Производить их намного выгоднее, чем везти из-за рубежа. Это позволяет быть более гибкими в производстве. В итоге мы экономим на ввозе и хранении перечисленных деталей.

Производить все комплектующие в России невозможно из-за ограниченного сбыта. Бывают и парадоксальные ситуации. Например, велосипедный звонок, который в России не производится, подпадает под таможенную номенклатуру «Колокола, гонги и аналогичные изделия неэлектрические». По этой причине за них нужно заплатить госпошлину размером 17-20%.

Причина №2: Контролируем качество

Чтобы осуществлять должный контроль качества самих комплектующих и сборки, нужно держать армию своих инженеров в Китае. В противном случае за качественную сборку ручаться не стоит: китайские заводы очень часто ставят тормозные ручки так, что детям трудно дотянуться до рычага – не хватает длины пальцев. Контроль качества на всех этапах разработки, приемки и сборки продукции в России сводит все риски практически к нулю.

Своя сборка позволяет контролировать состояние каждой детали и велосипеда в целом. Если из Китая приходит собранный велосипед с испорченными деталями, он целиком отправляется в брак. Вы теряете продукт, деньги, время, клиентов. При наличии собственного производства вы выявляете бракованные детали на этапе внешней приемки. Помимо этого у вас всегда остаются детали, которыми можно заменить бракованные. Благодаря этому производитель становится более подвижен к запросам рынка, и может моментально реагировать на качество производимой продукции.

Также запас комплектующих позволяет создавать новые модели под конкретные потребности – мы назвали их «франкенштейнами». Так мы создали для одного из крупных розничных магазинов стальной велосипед на планетарной втулке, которого не было в серийном производстве.

Причина №3: Оптимизируем и отлаживаем процессы

В России можно легко и быстро подстроиться под изменившиеся условия: однажды у нас появился запрос на максимально дешёвый складной велосипед. Из Китая его ждали бы полгода, в лучшем случае – 4 месяца. Сами мы выдали такой байк за месяц.

При наличии своего производства накладные расходы немаленькие – намного выше, чем у торговых компаний. Тем не менее, это ценный актив, который делает вас надёжным партнёром в глазах финансовых институтов: банки таких кредитуют спокойнее.

Причина №4: Создаем условия для развития

Чем больше у завода инструментов, тем быстрее и дешевле он запускает новую продукцию. На оснастку для сварки первой стальной рамы собственного производства мы потратили несколько миллионов рублей и 18 месяцев работы. А на оснастку для производства новой рамы горного велосипеда на колесах в 27,5 дюймов) расходы составили несколько сотен тысяч рублей. Таким образом, на все – от идеи проекта до старта выпуска – ушло всего лишь 4 месяца.

Причина №5: Развиваем регионы

Велозавод, в отличие от торговой компании, создает реальный продукт. Мы имеем возможность работать с профессиональными инженерами и преданными велофанатами в одном лице, готовить собственных специалистов.

Однозначный плюс завода, расположенного в регионе, в том, что он создает массу рабочих мест для специалистов разного уровня: контролеров, технологов, сборщиков, дизайнеров и так далее. Высокие результаты приносят именно кадры благодаря пониманию ими схем разработки продукта. Это мотивирует людей закладывать крепкий производственный фундамент в основу экономики региона.

1616
45 комментариев

в стране наблюдается явный тренд на импортозамещение.ой, я вас умоляю

1
Ответить

В велосипедном бизнесе однозначно так и есть. Это скорее мера вынужденная. Например Forward c обрушением рубля ускорил процессы по развитию производства и несколько процессов, которые планировали реализовать позже, сделали раньше, чтобы сохранить разумную себестоимость и остаться в рынке. В целом статья не хвалебные популистские слоганы про то, какие молодцы сидят в правительстве, что у нас в стране якобы дикий бурный рост производства. Но кризис однозначно заставил очень многих активироваться. Появился целый ряд предпринимателей, которые увидели возможности и ниши в разных производственных процессах. Я на момент обрушения рубля с партнером планировал Bear Bike и мы увидели преимущество в привозе комплектов под сборку, а не готовых велосипедов, в тех рыночных условиях. И даже на наших объемах дорогая ручная сборка и схема продаж без оптовых перекупов дали преимущество перед теми, кто возил велосипеды собранные.
Когда речь идет о сотнях тысяч велосипедах в год, каждая дополнительная производственная операция дает серьезный положительный эффект и тут волей неволей начнешь "импортозамещаться".

3
Ответить

Не делайте бизнес между ступеньками. Была такая статья.
Здесь похожая тема с провалом между ступеньками.
Но я приветствую любого кто дюжит что то производить в России.
Молодцы.

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

А почему электро-велосипедов нет в ассортименте ?

1
Ответить

Привет. Отчасти я тот человек, который сдерживает появление электровела в модельном ряду. И вот почему:
1. Непонятно как выстроить гарантийную поддержку эффективно. Если по теплым ламповым механическим велосипедам у нас есть авторизованные сервисные центры, то с электро велосипедами не совсем понятно, как работать по гарантии.
2. Пока никак не получается сделать достойный народный электровелик. Либо дорого, либо супер страшный получается.

1
Ответить

Игорь, а подскажите как у вас с мелким екомерсом дела обстоят?
Хочу продавать ваши велосипеды в Екб, но у нас тут есть велодрайв, у которого самые низкие цены во вселенной. При этом, разумеется, хочу продавать велосипеды без своего склада, но со своей логистикой.
Не стоит вскрывать эту тему?

Ответить