Японская философия в помощь производительности. Как мы модернизируем продукт по методике кайдзен?

Универсальных секретов успеха нет, но есть работающие стратегии. Японская система Кайдзен — одна из них. В этой статье мы расскажем, почему стоит прислушаться к многовековой японской мудрости и поделимся результатами внедрения этой методики в наше производство.

Кайдзен — метод непрерывного совершенствования

Так можно попытаться описать методику в трех словах, но определение из википедии не поможет уловить суть. А суть находится в болевой точке — вечном противостоянии Востока и Запада.

Если для западного прорывного мышления комфортно скачкообразное движение вперед, основанное на конкуренции, то для восточного человека привычно постепенное последовательное развитие, основанное на взаимопомощи и совершенствовании себя и окружающего мира.

Ориентир на быстрый результат действительно может давать плоды. Но не закрепленный результат, даже после самого впечатляющего подъема, легко может вернуться к исходной точке.

В этом и есть главное преимущество метода кайдзен — последовательное улучшение с закреплением результата. Если та или иная гипотеза оказалась не верной, вернуться и сделать шаг назад можно без серьезных потерь.

Гемба кайдзен

Термин кайдзен был популяризирован Масаки Имаи в своих книгах. Он же продолжил усовершенствовать сам кайдзен, написав книгу Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качеств. Гемба переводится как “место события”.

Суть усовершенствованного метода ー необходимость решения проблемы на месте. То есть при возникновении проблемы руководитель или ответственное лицо выясняет обстоятельства и выполняет корректирующие действия на месте, а не удаленно.

Гемба кайдзен популяризировали менеджеры компании Toyota. Они опубликовали данные о системе контроля качества компании, основанной на этом методе. Эта система еще раз подчеркивает кардинальную разницу в мышлении западного и восточного человека: если европейский подход пропагандирует удаленное, отстраненное и безэмоциональное принятие управленческих решений, то японский принцип настаивает на том, чтобы погрузиться в проблему на месте, увидев ситуацию изнутри.

Почему мы решили внедрить методику Кайдзен?

Мы производим сложный продукт — дизайнерские двери премиум-класса. Чтобы производить/продвигать/продавать этот продукт, необходимо понимать все тонкости материалов, конструкции и производства дверей. Поэтому, следуя системе гемба кайдзен, мы отказались от сотрудников на удаленке. Удаленная работа не позволяет полностью погружаться в нюансы продукта, самое подробное обучение не сможет заменить формат приди-потрогай-изучи.

Предвкушая вопросы, сразу ответим: конечно, в период пандемии мы, как и все, были вынуждены перейти на удаленную работу. Но это было временной мерой, не изменившей нашего главного принципа – любой сотрудник обязан в деталях знать продукт и с закрытыми глазами должен отличить панели из дерева от экошпона.

Как нам помогла японская философия?

Метод непрерывного улучшения помогает шлифовать производственные процессы постепенно, без радикальных изменений. Это проявляется в следующих преимуществах:

  • сотрудникам и клиентам легче воспринимать незначительные улучшения;
  • менее затратное и более качественное тестирование нововведений
  • готовность к дальнейшим изменениям (нет конечного “идеального результата”).

Стратегия может показаться очевидной, но все наши улучшения мы решили основывать на самом главном ー обратной связи от клиентов. Поэтому раз в неделю команда ответственных лиц собирается вместе и предлагает направления для улучшения производства.

Приведем несколько примеров из практики.

1)Есть продукт ー накладной декоративный наличник. Он органично дополняет образ двери.

Ранее он крепился к металлическому с помощью термоклея. Если по какой-то причине его нужно было убрать, наличник приходилось демонтировать, отрывая. В процессе отрывания наличник часто ломался.

На собрании решили усовершенствовать процесс снятия наличника. Команда конструкторов разработала систему крепления, с помощью которой можно снимать и надевать наличники без клея. Это обеспечивает более качественный и удобный монтаж.

2) На одном из собраний обсуждался широкий выбор уплотнителей. Нам, без преувеличения, нужны были “самые лучшие”. Было принято решение испытывать все. Мы тестировали уплотнители по следующим показателям:

- шумоизоляция,

- теплоизоляция,

- адгезионные свойства.

По результатам проверок победили следующие — немецкие уплотнители Kim Tec и Schlegel.

3) Большой проблемой для нас стало принятие решения о вводе нажимных биометрических замков Aqara. Ручки таких замков быстро разбалтываются и выходят из строя, но позиция на рынке была топовой — люди хотели этот замок. На очередном собрании было принято решение ввести этот продукт в матрицу и усилить место крепления с помощью специального механизма, который нивелировал бы образовавшийся люфт. Все нюансы не будем раскрывать — не хотим дарить упорную работу конструкторского отдела.

33
5 комментариев

Что-то не увидел тут никакого кайдзена. Кайдзен это когда генеральный директор перезжает в гембо и руководит оттуда, а то и берёт в руки молоток и хреначит вместе с работягами.

для этого надо, чтобы директор сам поднялся на пост с позиции работяги, а вы часто такое видели?)